Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием технологии Дьенеша
статья на тему

Куликова Наталья Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для воспитателей44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием   технологии Дьенеша

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

  Развивающие блоки Дьенеша – отличный материал для формирования элементарных математических представлений, образно-логического мышления, восприятия и других психических процессов. Игровые упражнения можно начинать с 3 лет.

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Для них подойдут следующие упражнения:

  1. Ознакомительная деятельность. «Волшебные кубики». Детям  предлагается рассмотреть кубики. Они  самостоятельно знакомятся с логическими блоками, используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности.
  2. «Помоги ежику». Детям предлагается задание – показать фигуры как эта (по цвету, по форме), не такую фигуру, как эта (по цвету, по форме).
  3. «Три обруча». Детям предлагается разделиться на три группы: красные, желтые, синие. В соответствии названия команд дети раскладывают в обручи логические блоки (по цвету).
  4. «Угостим мишутку». Детям предлагается угостить мишутку -  сладкоежку,  «печеньем» - логическим блоком и рассказать о ней (по цвету, по форме).
  5.  «Помоги зайчику сделать узор». Детям предлагается украсить салфетку по образцу. На первых этапах для облегчения выполнения задания можно нарисовать на листе бумаги контуры фигур (по форме, по цвету)
  6. «Что лишнее?». Детям предлагаются 3фигуры, 2 из которых объединены одним признаком.  Ребенку нужно ответить и объяснить, какая фигура лишняя (по форме, по цвету, по размеру).
  7. «Волшебный мешочек». Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
  8.  «Что изменилось». Перед детьми выкладывают 3-4 фигуры. Затем предлагается детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами и предлагает детям ответить, что изменилось.
  9.  «Найди пару».  Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.
  10. «Веселые дорожки». Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры другого размера (цвета, формы) или одного размера (цвета, формы).  
  11. «Чередование».Детям предлагается выкладывать цепочки (последовательности): красная - большая, желтая – маленькая, прямоугольная – большая, прямоугольная -  маленькая и т.п.
  12.   «Соседи».  Предлагается детям взять любую фигуру и построиться в круг, назвать какая фигура  находится слева, справа – описать ее. По сигналу все разбегаются врассыпную, а затем опять становятся в круг, при этом меняются местами и называют новых соседей.
  13. «Найди свой домик». На импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находятся по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Детям предлагается рассмотреть обручи с фигурами. Чтобы попасть в домик нужен «ключик». По форме и цвету «ключика» можно найти свой домик. Детям предлагаются «ключики» для домика.
  14. «Пригласительные билетики». Детям предлагается прогулка в лес, к лесным жителям, по пригласительным билетам (логическим блокам). Дети ищут домики определенной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной).
  15. «Давайте поиграем». Предлагается детям предлагается превратиться в «муравьев» и найти свой «муравейник». Муравьи ходят по дорожкам только своего цвета. Каждая дорожка заканчивается домиком-муравейником, где находятся по три геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник). Дети гуляют и находят «волшебный мешочек» с волшебными фигурками – ключиками. Каждому ребенку нужно пройти по дорожке такого же цвета, что и ключик. В домике дети находят себе место, соответствующее форме ключика.

Для детей 4-5 лет уже можно включать упражнения с использованием карточек-алгоритмов:                                                                                                                                 «Продолжи цепочку». Предлагается детям  чередовать  блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

  1. «Цепочка». Предлагается  построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т.д.
  2. «Угадай- ка». Воспитатель прячет одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
  3. «Игра с кругом». Воспитатель  рисует круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
  4. «Группы». Воспитатель рисует два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий  треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Разгадывание фигуры по знаково– символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.
  5. «Равенство». Детям предлагается помочь сестрам - близнецам, которым на день рождения подарили две коробки с геометрическими фигурами. Но фигуры перепутались. В одной коробке их больше, а в другой – меньше. Нужно распределить блоки, чтобы их стало поровну.
  6. «Художники». Детям предлагается «нарисовать картины» по эскизам. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на картине деталь только обведена, выбирается -  тонкий блок, а если деталь окрашена – выбирается толстый блок. В конце работы предлагается детям придумать название картин и устроить выставку, экскурсовод рассказывает, что изображено на картине.
  7. «Цыпленок», «Рыбка». «Божья коровка». Предлагается детям построить из блоков цыпленка (рыбку, божью коровку) при помощи  карточек – алгоритмов.
  8.  «Найди фигуре домик». Предлагается детям распределить блоки по двум свойствам (цвет и форма, размер и цвет, толщина и цвет).
  9.  «Угощение для медвежат». Предлагается детям угостить медвежат печеньем. Они любят печенья разного цвета и разной формы. Печенье в правой и левой лапах должны отличаться только цветом или формой. Игру можно усложнить: печенье должно отличаться уже по двум признакам – цвету и форме, цвету и размеру и т.п.
  10.  «Поезд». Детям предлагается поиграть в поезд. Воспитатель предлагает купить билеты и занять места в поезде. Билетами являются блоки, и каждое место обозначено определенным блоком. Дети покупают билеты. Выбирается кондуктор, который контролирует занимаемые места. Игра может усложниться. Билеты – кодовые карточки, а места в поезде – геометрические фигуры или наоборот.
  11. «Магазин». Детям предлагается посетить магазин, где предоставлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка три логические фигуры «денежки». На каждую «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой хотя бы есть одно свойство логической фигуры. Правило может усложняться: выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.п.).
  12. «Клад». Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в образовательной программе дошкольного образования.

Таким образом, дети, играя с блоками

 Научились производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов.

 Выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса  детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...

Статья Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет опыт  работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке  ...

«использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста»

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий,...

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»

Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...