Конспекты этических бесед с детьми старшего и подготовительного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лидия Васильевна Жукова

Формируем у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учим справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитываем культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_besedy_dlya_raboty_s_detmi.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты этических бесед с детьми старшего и подготовительного возраста

Выполнил:

Воспитатель первой категории

Жукова Л.В.

Этическая беседа «Урок вежливости» с детьми старшего возраста

Программное содержание:

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Предшествующая работа:

  1. Чтение детям произведений В. Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче?», «До первого дождя», «Почему», «Плохо»; С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».
  2. Слушание грамзаписи «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского.
  3. Заучивание пословиц о дружбе, честности.
  4. Инсценировки «В автобусе», «День рождения Вини Пуха» и другие

Методические приемы:

Входит Незнайка:

  • «Ой,  сколько детей? А что это вы здесь делаете?

Воспитатель: «Идет занятие, урок вежливости

  • Ребята, а можно ли о Незнайке сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сказать? Выйди и зайди снова».

Незнайка снова входит, здоровается, просит разрешения войти. Предлагаю Незнайке сесть и послушать ребят, поучиться вежливости.

Оценка.  В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут на завтрак. Куклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.

Воспитатель: «Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя вежливо, культурно? Ребята, а как вы ведете себя со взрослыми? Какие волшебные слова знаете? Почему слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? В каком произведении говорится о вежливых людях? («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться? А теперь назовите правила вежливости:

  • «Будьте вежливы и приветливы со всеми взрослыми»
  • «Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор»
  • «На улице,  в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко»
  • «Подай стул или уступи место вошедшему человеку»

Послушаем песню  «Настоящий друг» и отдохнем.

Воспитатель: Дети, а какой рассказ В. Осеевой учит нас быть честными и правдивыми? Рассказ «Почему?», «Какой поступок совершил мальчик?», «Почему мама по доброму отнеслась к сыну?», «А кто такой честный человек?», «На что похожи слова «честный», «честь»? «А легко ли быть честным?»

Оценка: Честный человек тот, кто правдив и смел. Вспомните пословицы о честности:

  • «Правда в воде не горит и в огне не тонет»
  • «В ком правды нет, в том и добра мало»
  • «Вчера солгал, завтра лгуном обзывают»

Рассматривание книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». О ком эта книга? (О детях плохих и хороших). Как Маяковский пишет о плохих?

Если сын чернее ночи

Грязь лежит на рожице

     Ясно, это очень плохо для ребячьей кожицы

А какими словами поэт назвал аккуратного?

Если мальчик любит мыло

И зубной порошок

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо

Ребята, а как вы себя ведете дома? Как вы относитесь к бабушкам, братикам, родителям? Составьте небольшой рассказ на тему.

Игры. Сказать, что если через косынку видите, то обязательно признайтесь.

Отметить, кто из детей честно признался, а кто нет.

Незнайка, понравился тебе урок вежливости, все правила усвоил?

Игра-инсценировка «Учимся вежливости» с детьми старшего возраста

        

Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их; активизировать в речь детей соответствующие слова и обороты;

Ход:воспитатель спрашивает: в какой возрастной группе воспитываются дети, какие еще группы есть в детском саду?

  • Старшие дошкольник-пример для малышей, - говорит воспитатель, - вот почему наш младший и давний друг Мишка - Ушастик пришел учиться у вас, детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться Медвежонок?
  • Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: «Сходи и попроси у Марии Ивановны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель смотрит, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложку. Представили?
  • А сейчас попробуем представить, что наша группа младшая, а Дима пришел к нам с поручением.
  • Здравствуйте, - говорит мальчик и замолкает.
  • А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? – спрашивает воспитатель. – Видите, как просто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее всех держался Юра.
  • А поступить следовало так. Вы вошли в группу. Кого вначале надо поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день Мария Викторовна!» Затем надо приветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного аппетита» Только после этого можно обратиться с просьбой к воспитателю: «Мария Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки» В заключении надо сказать: «Спасибо и до свидания».
  •  Всем ли понятно? – спрашивает воспитатель – Передает Ушастика кому-либо из детей и просит показать, как надо себя вести, придя с поручением к воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям
  • Теперь предположим, что я вас послала к соседям не днем, а вечером. И не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется дважды)
  • Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутал ли что-нибудь?
  • А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».

Воспитатель выслушивает ответы детей. Хвалит ребенка, предложившему гостю стул. Объясняет, что в том случае тот, кто окажется близко к гостье должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Мария Иванована вышла ненадолго и сейчас вернётся» Просит повторить образец.

  • Видите как доволен, и подпрыгивает Ушастик! Это правило он уже усвоил. Проверим еще раз, как поняли его вы, - предлагает воспитатель. Сценка «с приходом гостей» повторяется 2-3 раза.
  • Есть и еще одно правило, - продолжает воспитатель, - не перебивать разговаривающих детей. В таких случаях надо подождать удобного момента и изложить свою просьбу. Как это лучше сделать? Что надо сказать?
  • Сейчас я обращусь с просьбой к Вале и попрошу, чтобы она прочитала свое любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется на соседа, который мешает её слушать. Воспитатель подходит к Вале и слушает, как та читает стихотворение. Оля – она подготовлена заранее, - вы, выждав, когда воспитатель, заметив её, обращается к воспитателю и к Вале: «Простите, пожалуйста», глядя, только на воспитателя говорит: «Мария Ивановна, Витя мешает мне слушать»
  • А ты просила его не мешать тебе?
  • Нет
  • Напрасно. Вы уже старшие дети сумеете, я уверена, разобраться с Витей самостоятельно.

Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извиниться, адресуясь к обоим  разговаривающим, а потом уже обращаться с просьбой к тому, кому она предназначена.

Упражнения повторяется. К его выполнению воспитатель привлекает детей, часто нарушающих данное правило.

Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они узнали на занятии.

Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «У меня к вам, ребята, большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, взрослым, друзьям, младшим сестренкам и братишкам. А, главное, не забывайте этих правил сами».

Беседа на тему «Умение тот, кто уступает»

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно вести себя во всех случаях жизни. Воспитывать чувство уважения у своим товарищам, умение уступать друг другу, поступиться со своим желанием в пользу товарища.

Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой друг и почему» детей знакомили со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали много произведений о дружбе.

Методические приемы: в начале занятия предложить детям послушать рассказ «Однажды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял», «Это мой стул». Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все лети замолчали и посмотрели на него.

Спросить у детей, как они думают, что вспомнил Вова?

Спросить у детей, все ли в нашей группе умеют уступать друг другу? Рассказать случаи, когда дети не уступали друг другу. В заключении сказать, что уступать нужно обоюдно, т.е. каждому, а не всегда одному. Нужно считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.

Словарная работа: объяснить слово «обоюдно», предложить посчитать, сколько слов в поговорке «Умнее тот, кто уступает».

Беседа по пословицам «О дружбе» с детьми старшего возраста

Цель: учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках. Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Подготовка: с детьми разучить пословицы и поговорки о дружбе, чтение рассказа «Два товарища» Л. Толстого, беседы на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей».

Методические приемы: Спросить у детей «Кого можно назвать настоящим товарищем»?

  • Спросить, какие пословицы и поговорки о дружбе они знают: «Сам погибай, а товарища выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги», «старый друг лучше новых двух», «Желаешь мешка – не завести дружка».
  • Предложить детям рассказать по пословицам о дружбе. Предложить рассказать о дружбе своим товарищам и какую пословицу можно предложить, говоря об этой дружбе?
  • Спросить, какие пословицы можно применить к рассказу «Два товарища» и «Два жадных медвежонка», «Лиса и волк».

Словарная работа: упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....

Познавательно-этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Познавательно-этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование, конспекты бесед. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"....

Картотека этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал раскрывает перед детьми сущность понятий "вежливость", "воспитанность", помогает систематизировать знание правил вежливого поведения....

Этическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

Цель : воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим, выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье. Зафиксировать позитивное отношение к родит...

Этическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

Цель : воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим, выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье. Зафиксировать позитивное отношение к родит...

Беседа с детьми старшего и подготовительного возраста " МОЯ РОДИНА- РОССИЯ"

Беседа носит обзорный характер.  В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как "Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все ...