В картотеку воспитателя. Культура трапезы для дошколят.
методическая разработка на тему

Колесникова Анна Валерьевна

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

Методические рекомендации воспитателям детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

Методические рекомендации воспитателям детского сада.

       Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

      Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

  Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в  котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

  Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, ( не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

  Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых детям блюд,  соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

 Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников  с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением. Проводятся специальные дидактические занятия по темам: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки» и др.

   Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить  ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

  Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

  Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы  проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

  - Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

- Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года « месяцев).

- Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

- Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

 Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот  по напоминанию взрослого.

- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб,  правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

- Совершенствовать приобретенные умения:  пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

* * *

Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу он есть или у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к самостоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется должное внимание формированию  правильного отношения к еде. У одних выражена привычка потреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других – только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться. Предлагаем несколько элементарных советов   по организации питания детей (приложение 1).

    Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница с салфетками, по возможности ваза с цветами. За столом следует разрешать детям при необходимости обращаться  к сидящим за столом, при этом не следует одергивать детей, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим присутствием взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде, помогает малышам. Зачем за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный для ребенка момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети.

      Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать ребенку не весь его объем, а немного, при этом обязательно показывая, что его порция поменьше.

  Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие  (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремиться многократно выполнить  определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справиться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или  другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли дети выполняют данную ему работу, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например, сядет за стол, не вымыв реки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка своевременно сформированы соответствующие навыки, то  выполнение их требует от него  больших усилий.

     Общение с детьми во время еду требует  тщательной психологической подготовки. Хорошо известно, что поддержать беседе во время еды – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится и т.д. Пожелание «Приятного аппетита» - обязательно.

  Знание правил столового этикета формирует  у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Мы предлагаем провести  с детьми четыре занятия по теме «Столовый этикет»:

  1. Посуда и столовые приборы.
  2. Как правильно и красиво накрыть стол.
  3. Поведение за столом.
  4. Чаепитие друзей.

К каждой  теме мы даем краткий текст, который воспитатель соотносит с возрастом детей.

Тема: « Посуда и столовые приборы»

Текст для беседы с детьми.

        Сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием поможет взрослым накрыть стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и по назначению. Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.

        В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой – едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.

        Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.

        Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.

        В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.

        Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть.

        Для холодных жидкостей – воды, сока, киселя, компота – удобны бокалы и стаканы.

        Какая еще посуда есть в вашем доме? Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. А для чего нужны салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники? Все это для того, чтобы удобно было есть и пить.

        Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них – столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок – закусочные нож и вилка размером поменьше столовых. Рыбными ножом и вилкой едят рыбу. Чтобы отделить рыбу от косточек, на кончике ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками – углубление. Чтобы не разрезать тонкие рыбные кости, рыбный нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные или фруктовые столовые приборы. Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья – все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй – соли, горчицы и перца – и к ним маленькие ложечки. На праздничный стол не ставят солонку с дырочками: вытрясать соль из такой солонки не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Воспитателю. Прочтите сказку К.Чуковского «Федорино горе», организуйте игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и др.

Тема: «Как правильно и красиво накрыть стол»

Текст для беседы с детьми.

        И в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью.

        С чего начинается сервировка стола? На стол стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон стола одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.

        Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее упражнение: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола. В длину она 50-70 сантиметров, а в ширину до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Только помните, что, когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на столе, только кисти рук.

         У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставится закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая вилки лежат зубчиками вверх, а не упираясь в стол. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки: ими мы будем пользоваться в первую очередь, так как обычно застолье начинается с закусок.

        Когда хозяйка уберет со стола закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для него столовые тарелки, мы возьмем в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки примерно 2 сантиметра (два-три пальца), до хлебной 5 сантиметров.

        Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.

        Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице.

        Приготовив место для каждого гостя, займемся общей сервировкой. Разместим на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставные тарелочки, - шпроты и сардины. У каждого блюда – приборы для расклада: для салата – салатные ложка и вилка, для закусок – маленькие вилочки. Закуски с общего блюда на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой. Стол можно украсить цветами или свечами.

        На праздничный стол ставится супница, и мама разливает суп в тарелки на глазах у гостей. Когда гости переходят ко второму горячему блюду, на стол выставляется большое блюдо с мясом и гарниром: хозяйка раскладывает это угощение в тарелки либо гости делают это сами.

        Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), хозяйка накроет это место плотной салфеткой и поставит сверху тарелку с закуской.

Воспитателю. Прочтите стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Можно организовать «Праздник красивого застолья».

Тема: «Поведение за столом»

Текст для беседы с  детьми.

        Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.

        Одно из них – красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам. Кавалер, ухаживающий за дамой, легко и красиво отодвигает стул от стола. Надо взять стул за спинку, приподнять его и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.

        Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях. Выходим из-за стола, кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной (столовой) тарелками. Когда совсем закончили трапезу, положим салфетку на пирожковую тарелку. Эта салфетка во время всего застолья не меняется. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить себе на колени.

        Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетку так, чтобы следы губ оказались внутри ее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Новое блюдо на новой тарелке едим новыми приборами и пользуемся новой бумажной салфеткой.

        Важное правило – пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. А на человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно.

        В правой руке держат нож, лезвием вниз, в левой – вилку, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. Следует правильно держать нож и вилку: ручки (черенки) приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных опираются на них. Оба прибора одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки.

         Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Когда закончили есть, нож кладем так же, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх.

        Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, отрезаем следующий. Вот несколько простых, но важных советов:

  • чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;
  • вилку держим крепко, чтобы кусок не выскользнул, и под небольшим наклоном;
  • нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;
  • если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку; проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.

        Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом.

        Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы. Протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием.

        То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем.

        Как есть суп. Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносим чуть наискось, не захватываем ее губами, а сливаем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока он немного остынет. Наклонять или нет тарелку, чтобы собрать из нее остатки супа? В гостях мы не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Если еще едим, ложка лежит углублением вниз, закончили есть – положим углублением вверх. Ее ручка направлена к правой руке.

        Как есть бульон. Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой чашки лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).

        Десертной ложкой едим бульон из чашки. Как суп, его остатки можно допить. Для этого повернет чашку ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко тру, левой же придерживаем блюдце. Есть специальный бульонные чашки – с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.

        Как есть хлеб. Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем.

        Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку – для этого используют нож. Только совсем маленькие дети так поступают. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу.

         У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода, салат попасть на скатерть. В таком случае обязательно скажите хозяйке дома: «Простите меня, я это сделал нечаянно». Но не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т. е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например, колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно – положите другое.

        За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко, немного и со свободным от пищи ртом. Как вы думаете, можно ли сказать так: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю»; «Как плохо пахнет. Это невкусно»; «Посмотрите, макароны, как червяки». Объясните почему? Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение.

        Уважая сидящих рядом, мы не поворачиваемся к ним спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Из-за стола выходить не спешим. Взрослые всегда подскажут, когда это удобнее сделать .но есть правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.

        Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

Воспитателю. Побеседуйте с детьми, о том какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложите детям закончить фразы:

  • Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
  • Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
  • На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
  • Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
  • Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
  • За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
  • Если во тру пища, воду…(не пьют);
  • Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
  • Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
  • Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
  • Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
  • Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

Тема: «Чаепитие друзей»

Текст для беседы с детьми

    Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней – блюдце. Ручка чашки сморит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки – пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.

        На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные – каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар – в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, - на тарелке.

        Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара – щипцы, для лимона – маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся, когда берем угощение с общего блюда, если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.

        На столе стоят два фарфоровых чайника: большой – для кипятка, маленький – для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

Воспитателю. Организуйте игру «Кукольное чаепитие»

Гостевой этикет.

      Ребенок любит ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Он может чувствовать в чужом  доме свободно или, наоборот, скованно, может быть радушным или равнодушным и эгоистичным. Знание гостевого этикета  способствует освоению  навыков доброжелательного общения.  Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме.  В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и надо обучать  детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. Изучению гостевого этикета можно посвятить три занятия.

  1. Друзья у меня в гостях.
  2. Я в гостях у друга.
  3.  Как дарить подарки.

К каждой  теме мы предлагаем краткий текст для организации беседы.

Тема: Друзья у меня в гостях.

Гости в доме – это праздник, потому что собираются друзья. Прежде чем приглашать гостей, надо подумать, зачем это делается: вместе поиграть – это одна ситуация, а отметить свой день рождения – другая. И подготовка к приему гостей будет другой, основательной. Пригласить в гости можно друзе, детей из группы. Братьев и сестер, тех, с кем интересно и весело. Желательно, чтобы в компании были мальчики и девочки. Для них можно нарисовать пригласительные открытки.

  Накануне праздника следует чисто убрать квартиру, посколько в неубранный дом приглашать нельзя. Как же надо готовиться? Хорошо бы подготовить сувениры, т.е. небольшие памятные подарки для гостей и призы для победителей и пр. Следует обдумать игры, конкурсы, развлечения. В этом помогут взрослые они же возьмут на себя приготовление угощений. Накрывать стол и подавать угощение гостям должен виновник праздника.

   Каждого гостя надо встретить и, когда все соберутся, пригласить к столу. За столом мальчиков и девочек лучше рассадить вперемежку. Мальчики будут ухаживать за девочками, а хозяин праздника - за всеми гостями.

  Для развлечения можно приготовить лотерею с призами, аттракционы, детский концерт. Главным сюрпризом дня рождения может быть праздничный пирог со свечами.

Можно ли кричать, плакать, злиться на своих гостей? Конечно, нет. Гостям должно быть хорошо и уютно в вашем доме.

А что можно хозяину праздника? Веселиться со всеми, говорить комплементы, добрые и приятные слова, угощать их. В конце праздника он должен поблагодарить своих гостей за отличный праздник. Можно сказать : «Спасибо вам! Мы так весело провели время» или « Я так рад, что у меня такие веселые и замечательные гости».

  Когда гости разойдутся, надо помочь маме убрать дом после праздника. Вместе и убирать веселее, и быстро управишься с посудой.

    Теперь повторим правила этикета, которые надо соблюдать, принимая гостей:

- В доме должно быть чисто и красиво.

- Нарядные хозяева встречают гостей.

- Для гостей готовится вкусное угощение.

- У входной двери гостя встречает хозяин праздника.

- Надо уделить внимание каждому гостю.

- За подарки обязательно говорят «спасибо».

- Гостям можно подарить небольшие сувениры.

- Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.

Для воспитателя. Организуйте сюжетную игру «В гости»; Прочтите сказку «Лиса и журавль»; сказку С.Маршака «Кошкин дом».

                                           Тема: Я в гостях у друга.

Как надо готовиться, собираясь на день рождения друга, чтобы все поняли, что ты хороший гость?

Во-первых, надо приготовить подарок для друга и цветы для его мамы. Во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье. Можно подготовить исполнение песни, стихотворения, игра на музыкальном инструменте – то что ты умеешь хорошо делать. Праздник пройдет весело, если каждый сделает что-то хорошее и веселое для других. В-третьих, надо взять с собой хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях. Нельзя обижать новорожденного своими капризами, ссорой с друзьями.

В конце праздника надо поблагодарить хозяев дома. Можно сказать: «Какой  был хороший праздник, спасибо всем».

Теперь повторим правила этикета, которые надо соблюдать:

- Гости приходят с подарками и цветами.

- Гости всегда хорошо одеты, приносят сменную обувь, так как в гостях не ходят босиком.

- Хозяином праздника является новорожденный, родители только помогают ему.

- Гости приходят с хорошим настроением, с приготовленными для праздника выступлениями. Если гость отказывается выступать, не надо его заставлять.

- Гости благодарят хозяев за праздник в его конце.

- Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить плохие слова.

Для воспитателя. Можно инсценировать приход Вини-Пуха в гости к Пятачку, прочесть сказку К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

                         Тема:  Как дарить подарки.

Подарки, которые нам дарят – это свидетельство того, что нас любят, и хотят порадовать. Есть подарки купленные в магазине. Их обычно дарят взрослые. Есть подарки самодельные, сделанные своими руками, они хранят тепло наших, рук. Можно нарисовать открытку, картину, сделать аппликацию или поделку. В семье обязательно кто-то подскажет, что и как лучше сделать.

Другу можно подарить альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку, книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми. Чтобы подарить другу щенка, котенка, черепаху, рыбок, попугайчика или хомячка, надо предварительно поговорить с его родителями: согласны ли они принять в дом живое существо.

Очень хороший подарок – цветы, большой букет или один красивый цветок. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке, в гостях – хозяйке дома.

Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой. С мамой обговорите подарок для папы, с дедушкой или родителями – для бабушки. Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не рассказывайте. И хотя очень хочется рассказать, потерпите до праздника. Тогда будет приятный неожиданный сюрприз.

Дарим мы подарки не только к дню рождения, но и к именинам, а также к другим праздникам: к Новому году – 31 декабря, Рождеству – 7 января, Дню влюбленных – 14 февраля, к женскому дню – 8 Марта.

Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо самому хорошо выглядеть, т.е. быть чистым и опрятным. Улыбаясь и глядя в глаза тому, для кого подарок, говорить добрые слова. Маме можно сказать: «Мамочка, любимая, поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе счастья! Это мой подарок для тебя!». Бабушке – «Дорогая бабушка! Мы с папой дарим тебе цветы и поздравляем с праздником. Мы тебя очень любим!»

Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые правила этикета:

  • принимают подарок стоя, а не сидя;
  • улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
  • подарок желательно рассмотреть;
  • любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Для воспитателя. Прочесть произведения: А.Барто «Подари, подари», А.Милна «Вини-Пух и все – все – все» (6 глава), Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», М. Пляцковского «Подарки».

   



Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

«Сервировка стола.  Культура поведения за столом».

         Цели урока:  

  Образовательная - Совершенствовать умения по сервировке стола к приему пищи с учетом санитарно гигиенических, эстетических, практических требований.  Обобщить знания по культуре поведения за столом.

Воспитательная – воспитывать общую культуру.

Развивающая – развить интерес к предмету.

Наглядные пособия: плакаты, фотографии, предметы сервировки стола.

Межпредметные связи – истории, литература, культурология общая.

Методы – рассказ, беседа, инсценировка, практическая работа.

Тип урока: урок – игра.

Практическая работа: сервировка стола к ужину.

Продолжительность урока:  80 минут

Ход урока

  1.  Организационный момент (проверка наличия учащихся)
  2. Лекция с элементами беседы:    

Правила поведения за столом во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое имеет свой смысл. Одни основаны на уважении к гостям, другие к хозяевам.

Вопрос: как возникло слово этикет?  

-Это слово произошло от слова этикетка.

Вопрос: кто впервые ввел правила поведения за столом.

-Французский король  Людовик Х1У.

Правила, введенные Людовиком, претерпели изменения, со временем появились новые, и все,  уважающие люди соблюдают эти правила.

Сейчас мы разберем ситуации,  которые могут возникнуть за столом.

  1. Во время чаепития кто-то из гостей нечаянно опрокинул и разбил чашку. Как должны отреагировать остальные гости?

-Когда гость совершил неловкость, не надо подавать виду, что заметили. Англичане говорят: ”Подлинное воспитание не в том, что бы не совершать ошибок, а в том, что бы не замечать ошибки других”

  1. Дети обедают в столовой. Вдруг один мальчик говорит: “ Фу! Какая противная каша. Ешьте её сами!” Прав ли мальчик?

За столом нельзя говорить плохо о еде. Это портит аппетит другим. А самое главное – нельзя быть не благодарным по отношению к тем, кто нас кормит и заботится о нас.

  1. За ужином Оля только откусила кусочек торта, как подружка стала задавать ей вопросы. Как поступить Оле?

- Сначала проглотить, а потом ответить. Разговаривать можно только с пустым ртом.

На свете бывают непослушные дети, которые делают всё на оборот. Таким детям писатель Григорий Остер дал такие советы:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодится самому.

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите не заметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки о соседские штаны

Если вас зовут обедать

Гордо прячетесь под диван

Если все-таки достанут

И за стол посадят вас

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп.

А котлеты вверх бросайте-

Пусть прилипнут к потолку.

Вопрос: Нужно ли пользоваться такими советами?

- Нет, это стихи о том, что нельзя делать.

А сейчас сядем поудобнее.

Театр-экспромт

Однажды Даша пошла в лес и заблудилась. Вышла к незнакомой деревне и постучалась в домик. Дверь открыла старушка и пригласила Дашу войти. В доме за столом обедали внуки. Ваня, пытаясь остудить горячий суп, набирал в рот побольше воздуха и дул на тарелку так, что брызги летели во все стороны. Люба наколола на вилку большую котлету и, откусывая от нее, перепачкала все щеки. Галя пила вишневый компот, а косточки выплевывала прямо на стол.

Старушка пригласила Дашу за стол, налила чаю и уселась рядом. Потом взяла свою чашку и стала пить из нее, громко прихлебывая.

Даша смотрела на всех с удивлением. Пить чай в такой компании ей не хотелось.

Вопрос: Каких правил не знали обитатели домика?

-На горячий суп дуть нельзя. Его надо помешивать ложкой, чтобы остыл.

- От котлеты надо отламывать кусочки вилкой.

- Косточки от компота надо класть в блюдечко ложкой

- За столом не прихлебывают. Чай пьют беззвучно.

Театр-экспромт

                       ( с учетом исправлений учащихся)

Однажды Даша пошла в лес и заблудилась. Вышла к незнакомой деревне и постучалась в домик. Дверь открыла старушка и пригласила Дашу войти. В доме за столом обедали внуки. Ваня остужал горячий суп, легонько помешивая его ложкой. Люба ела котлету. Она отламывала вилкой набольшие кусочки и аккуратно подносила ко рту. Галя пила вишневый компот. Если попадались косточки, то складывала их на блюдечко ложкой.Старушка предложила Даше чаю. Даша  поблагодарила старушку за приглашение, села за стол и они вместе стали пить чай, аккуратно маленькими глоточками, аккуратно поднося чашку ко рту.

Сегодня мы попытались разобраться в ситуациях, которые могут возникнуть за столом и можно подвести итог.

  1. Когда ешь, не откусывай больших кусков - это некрасиво.
  2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти, потом скажи.
  3. Во время еды не прихлебывай и не дуй на горячее.
  4. Из общего блюда бери кусочек, не выбирая.
  5. Когда пьешь чай, не оставляй ложку в стакане.
  6. Окончив еду, нож и вилку на стол не клади.

Великий русский ученый Павлов говорил, что нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием. Это достигается разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение, и красивой сервировкой

Что такое сервировка?

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к ужину?

Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом:

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того, чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов.

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально   важно, чтобы они не мешали общаться гостям.

4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку?

5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан

По вертикали:

2. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для   нее – лен, хлопчатобумажные ткани.

        Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

        Дома сервировкой стола занимается хозяйка, а на предприятиях общественного питания – официант. Официанты одеты в специальную одежду. Неизменный атрибут одежды официанта – бабочка, официантки – фартук.

        (Учащиеся в формах официантов сервируют стол к ужину)

Вначале на стол стелют скатерть. В центр стола ставят подставку с салфетками. Затем расставляют закусочные тарелки. Справа от тарелки кладут нож, слева – вилку. Когда еда окончена, приборы кладут в тарелку.

        Стол к приему пищи готов

        Дома пищу готовит хозяйка, а на предприятиях общественного питания – повар.

        Отличительная одежда повара – колпак или пилотка, халат или фартук.

        Получить профессию повара можно получить в специальных техникумах и колледжах.

Контрольные вопросы:

  1. Что входит в понятие “сервировка стола”?
  2. Какие приборы подают к ужину?
  3. Как нужно положить нож и вилку?
  4. Как положить приборы, если еда окончена?

Практическая работа. Сервировка стола к ужину.

 Учащиеся в форме официантов, используя все необходимые принадлежности и придерживаясь определенного порядка, сервируют стол к ужину.

Подведение итога урока.

Анализ урока, выставление оценок, уборка рабочего места.

Домашнее задание.

Принести к следующему уроку рабочую тетрадь, цветную бумагу, 



Предварительный просмотр:

Играют дети-играем вместе.

Игра в дошкольном возрасте-основная форма познания ребенком окружающей действительности. В игре он наиболее полно и разнообразно изображает все, что видит вокруг себя.

Все, что ему интересно, любопытно, ребенок воплощает в игре, создавая свой особый мир. В игре он становится смелее, раскрепощается, заново переживает все, что особенно взволновало его, поразило воображение, удивило, обрадовало.

Игра-наиболее естественная форма взаимодействия взрослых и детей, и именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Но далеко не все взрослые умеют играть с детьми всерьез, увлеченно, самозабвенно, как это делают дети. Многие просто не знают, как поступиться к ребенку, о чем с ними говорить, как заинтересовать его. Можно ли этому научиться? На основе простейших игр, не требующих специальных знаний и длительной подготовки, взрослый сможет совершенствовать навыки сотрудничества и руководства детской деятельностью. Играя в игры (например «Игра в кружочки» или «Радуга пузырей»), вы можете научить ребенка выполнять различные действия по инструкции, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Организуя игровые занятия с ребенком, помните-это не вынужденная необходимость, а прекрасные минуты, проведенные вместе.

Организуя игровую деятельность дошкольников дома, взрослым нужно не только заботиться о создании условий для развертывания игр (обеспечить игрушками, отвести место), но и определить свое место в игре. Взрослый в игре советует, помогает ребенку, выражает одобрение, подсказывает идею игры. Взрослые, выступая в качестве партнеров ребенка по игре, имеют возможность наблюдать за его эмоциями и личностными проявлениями. Родителям необходимо участвовать в детских играх. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас говорить с ребенком на его языке, преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию; оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность и открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание, а главное любить детей такими, какие они есть.

Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов. Создавая условия для самостоятельной игровой деятельности, взрослые должны знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать условия, приобрести игрушки по теме (например, «Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт» и т.д.); поощрять стремление ребенка использовать в игре предметы - заместители: колесики, бруски, кубики, палочки, куски материи, платки и т.д.

Тактично, ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимать как должное («Конечно, тебе виднее, но если тебе что-то понадобится, то я буду рада помочь тебе»).

Играя свою роль, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»). Всегда в игре соглашаться со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, что и в следующий раз ребенок пригласит вас для участия в ней.

Совместные игры взрослых с ребенком не только обогащают игровой опыт детей, но и повышают их эмоциональные проявления, ребенок развивается и познает окружающий мир, выражает свое отношение к познанному. Взрослым общение с ребенком в игре помогает лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку в период адаптации

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду?

Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривая окружающее, выбирают чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расставаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть разными:

 -  отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом
детского сада;

-наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);

 -  неумение занять себя игрушкой;

-  несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума ( мама-ребенок, ребенок-бабушка), ограничен семъи ( отец, мать, бабушка. дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируется у него отношение с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Когда у ребенка круг общения ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в этой или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Общение ребенка связано с игрой, учебой. Трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми - важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.



Предварительный просмотр:

КАК СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА НАВЫКИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Игpa – самый верный путь достижения взаимопонимания с ребенком и способ обучить его основам здорового питания. 
Педагогами нашего ДОУ используются разные виды игр. Сюжетно-ролевая игра, основанная на знакомых из жизни эпизодах, помогает отработать навыки поведения за столом («Хозяйка принимает гостей»).

Игра с правилами предполагает соревновательный характер (кто быстрее соберет овощи для салата, выберете  блюда для обеда). Воспитатели применяют различные варианты игр: ведение дневника с детьми, в которых они ставят себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминания вымыли  руки; организовывают конкурс на самую необычную кашу; проводят состязание знатоков фруктов и овощей и т.д. 
Формирование основ культуры продолжается и на занятиях через знакомство ребенка с кухней разных народов. Особенности питания, связанные с условиями проживания конкретного народа, вырабатывались веками, поэтому они являются надежным аргументом в пользу определенных продуктов. На примере национальной кухни можно продемонстрировать пользу рыбы и рыбьего жира (питание народов Севера), кисломолочных продуктов (питание народов Кавказа и Средней Азии) и т.д.
Учить ребенка культуре поведения за столом необходимо и в детском саду, и дома. Следите, чтобы он сидел прямо, не опираясь во время еды локтями на стол и не расставляя их широко в стороны. Нередко ребенок даже младшего школьного возраста не умеет правильно пользоваться столовыми приборами. Надо терпеливо объяснять и показывать, что ложку необходимо держать тремя пальцами — большим, указательным и средним. Подносить ложку ко рту необходимо боковым краем, а не суженной частью, стараясь не проливать ее содержимое. Правильное пользование вилкой нередко также является проблемой для ребенка. Он должен помнить, что накалывать вилкой кусочки еды следует, держа ее зубцами вниз, а есть пюре, густую кашу или вермишель — взяв ее как лопаточку. Столовый нож ребенок должен держать в правой руке, а вилку — в левой.
Необходимо сформировать привычку жевать не спеша, с закрытым ртом, не чавкать. Еда — это спокойный процесс, требующий определенного сосредоточения, поэтому ребенок не должен во время еды играть, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, смотреть телевизор. Ребенку нужно объяснить, что из-за стола можно выйти только с разрешения взрослых. Кусок хлеба или другой еды в руках после окончания трапезы недопустим. Обязательно должна прозвучать благодарность домашним или в адрес воспитательницы (нянечки) в детском саду.
Роль семьи
В вопросах формирования навыков здорового питания чрезвычайно высока роль семьи. Но если взрослые, в первую очередь родители, сами не владеют понятием «здоровое питание», то к моменту достижения ребенком дошкольного возраста его пищевое поведение может быть уже изрядно испорчено. Именно родителей необходимо в первую очередь научить, как правильно составлять детский рацион и контролировать его. Для этого подходят и лекции педиатров, прочитанные на родительских собраниях, и участие взрослых в детских играх на темы питания, и распространение популярной литературы по этому вопросу. Хорошо, если взрослые продолжают игру дома. Вы правильно поступите, если введете в процесс еды разнообразные игровые приемы. На кухню можно «приехать» на поезде или «прилететь» на самолете. Иногда можно устроить пир после сражения с ужасными чудовищами. Чаще привлекайте ребенка к сервировке стола (что сделал сам, то вдвойне интереснее!), вводите в нее забавные элементы (детскую посуду с картинками, цветные салфетки), давайте блюдам смешные названия. Если поставить сыр с дырочками с помощью зубочистки на кусочек хлеба вертикально, то может получиться пиратский бутерброд «Рваные паруса». Изобразите на пюре или бутерброде смешную рожицу с помощью соуса, изюминок или кусочков овощей. Из половинки болгарского перца удобно соорудить лодку, нагруженную овощным пюре или кашей. Нелюбимый творог можно подкрасить в розовый цвет свекольным соком и предложить съесть его цветными палочками, нарезанными из овощей (моркови, сельдерея, перца, огурца) или подсушенного хлеба. Убедитесь, что еда выглядит соблазнительной. Кусочки мяса и овощей должны быть небольшими, разнообразными по цвету и форме. Дети любят грызть, поэтому на тарелку можно положить несколько кусочков сырых овощей. Смакуйте вместе с ребенком и обсуждайте достоинства новых блюд.
Контролировать качество и количество питания — задача взрослых, но дошкольник способен овладеть общими понятиями недостаточности и избыточности пищи. Обратите особое внимание на проблемы безопасности пищи, поскольку ребенок нередко пытается самостоятельно утолять голод, вытаскивая что-нибудь съестное из холодильника или шкафа. Важно, чтобы он понимал: пища может быть опасной! Познакомьте его с наиболее явными признаками, свидетельствующими о порче продукта (изменение цвета, запаха, консистенции). Сформируйте настороженность к незнакомой пище. Дети с некоторыми заболеваниями, например аллергией, должны твердо знать перечень опасных для них продуктов.



Предварительный просмотр:

О воспитании культуры и навыков поведения за столом

       Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. С правилами хорошего тона необходимо начинать знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

       Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

       Для формирования у детей навыков поведения за столом в детском саду немало возможностей. Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности. Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который воспитывается у ребенка. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно, и это способствует выработки привычек. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

       С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. С самого младшего возраста детей надо приучать правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Для более успешного формирования и закрепления навыков на протяжении всего периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Однако нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослые должны быть для них образцом. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях (и в саду и дома).

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике нормами поведения. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения в повседневной бытовой деятельности.

       Воспитание у детей навыков гигиены и столового этикета играет важнейшую роль и способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них  естественными,а навыки с возрастом постоянно совершенствовались.



Предварительный просмотр:

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания, процедуры приема пищи и сформированности у детей навыков самообслуживания (что и как умеют дети делать самостоятельно).
При этом большое значение имеют особенности питания детей дома. То есть, что они едят и каким образом происходит этот процесс. Многие дошкольники, приходя в сад, не умеют есть ни запеканки, ни каши. И не потому, что не любят, а потому, что просто не приучены их есть.
Мамам и папам нужно помнить о том, что дети раннего возраста трудно привыкают к новым для них блюдам. Труднее всего - к овощам. Их надо предлагать очень настойчиво. В случае отказа маскировать, соединяя с мясом, крупой. Котлеты, рыбу, мясо подавать удобными для еды кусочками. Воспитать у детей привычку есть разную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. В этом случае большое значение приобретает пример взрослых, их положительное отношение к любой пище.
Кроме проблем, возникающих при приеме пищи, дети, приходящие в дошкольное учреждение, часто не умеют веси себя столом, мыть руки, пользоваться салфетками. А ведь поведение детей — это отражение взрослых. И в первую очередь — вас, родителей.
Чтобы вам не пришлось краснеть за своего малыша ни в детском саду, ни в гостях, необходимо уже с раннего возраста (с первого года жизни)формировать культурно-гигиенические навыки.
Значение культурно-гигиенических правил для детей раннего возраста очень велико:
1.Наличие навыков – важное условие здоровья детей, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
2.Ежедневное повторение одних и тех же действий совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.
3.Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой – рубаха грязная).
4.В ходе формирования у ребенка правильного поведения за столом происходит и речевое развитие: показ сопровождается словом (название блюда, пояснение действия, используются потешки, прибаутки).
5.Воспитываются внимание и воля.
6.Удовлетворяется стремление к самостоятельности.

Правила воспитания и развития у детей культурно-гигиенических навыков за столом.

Обучение детей есть самостоятельно с 1 года.
В детском саду работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков продолжается. Одной из главных задач при этом становится обучение детей правилам поведения за столом. Это происходит на специально организованных занятиях и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола (эстетичность) поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфеткой развивает у детей уверенность в себе.
Но здесь одним воспитателя не справиться. Необходима помощь родителей. Это, прежде всего, соблюдение дома правил, применяемых в детском саду, а также внимание родителей к рекомендациям и советам воспитателей.

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков:
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

1.Приучать есть аккуратно.
2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу
4.Держать ложку в правой руке
5.Пользоваться салфеткой
6.Полоскать рот по напоминанию взрослого
7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо».

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
1.Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.
2.Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.
3.Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).
1.Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно,
2.Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой,
3.Учить полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).
1.Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)
2.Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
3.Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
1.Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу
2.Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Рассмотрим подробнее содержание, принципы и последовательность работы по формированию у детей культуры поведения за столом.

В работе по формированию культурно-гигиенических навыков большое значение имеет организация дежурства по столовой.
1.Развивает у ребенка чувство причастности к полезному, настоящему труду.
2.Помогает решать вопросы нравственно-эстетического воспитания детей (учим красиво, нарядно, аккуратно накрывать на стол, украшать стол, что создает хорошее настроение, настраивает на добрые взаимоотношения, на желание проявлять за столом аккуратность, на стремление культурно себя вести, соблюдая правила этикета).
3.Воспитывает у детей ответственность, бережное отношение к посуде, хлебу, любовь к порядку и чистоте.
4.Развивает трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность.
5.Помогает в формировании товарищеских связей, стремление к взаимопомощи и взаимообучению.



Предварительный просмотр:

Культура поведения за столом и дети

Как воспитать ребенка и привить ему культуру поведения за столом, в общении со взрослыми или сверстниками, правилам гигиены?

Сервировка.

  1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
  2. Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.
  3. Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.
  4. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!
  5. Всегда на столах имеются салфетки.
  6. Соблюдается последовательность сервировки.

Правила поведения за столом.

  1. Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".
  2. Дети правильно держат вилку, знают когда следует держать ее, как ложку
  3. Правильно держат ложку.
  4. Умеют пользоваться ножом.
  5. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
  6. Не едят с целого куска.
  7. Не выбирают кусок на тарелке.
  8. Яичницу, рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.
  9. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
  10. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
  11. При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
  12. Не запрокидывают голову во время питья компота.
  13. Не наклоняются низко над тарелкой.
  14. Пережевывают пищу с закрытым ртом.
  15. Не чавкают.
  16. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.
  17. Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.
  18. Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.
  19. Благодарят после еды и убирают посуду.
  20. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:

  1. правильно сидеть во время еды;
  2. аккуратно есть;
  3. тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  4. уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  5. уметь правильно накрыть на стол.

Как научить?

  1. прямое обучение;
  2. показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.);
  3. систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:

  1. Позитивный настрой (обращение по именам, похвала).
  2. Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки).
  3. Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).

Способы педагогического воздействия на детей:

  • Приучение (по образцу поведения).
  • Упражнение (повтор определенных действий).
  • Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка).
  • Поощрение (похвала).
  • Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка).
  • Пример для подражания (наглядный пример).
  • Примеры из литературы (поступки героев).
  • Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации).
  • Беседа (возможность высказать свое мнение).

В конце консультации педагогам выдаётся буклет (смотри дальше)



Предварительный просмотр:

 Памятка

«ПОВЕДЕНИЕ ребенка  за столом»

 Необходимо обратить внимание родителей на следующие вопросы:

как ест ребенок;

каково его поведение за столом;

умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;

 знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

 Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Малыш только взял в руку ложку и тянет ее ко рту,  мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно. С раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:

на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

за столом сидим с чистыми лицом и руками;

застолье проходит без крика и резких замечаний;

правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;

обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

    Постепенно внушаем ребенку разумность этих правил, а с 2—3 лет начинаем его этому обучать. Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких «не». Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета. Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т.д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу. Важно обращать внимание на то, правильно ли ребенок держит приборы в руках, поскольку переучивать всегда сложнее, чем обучать. С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он даже следит за взрослыми - так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д. Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Рассказать ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно назвать и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создаем особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье будем стараться все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование. Только терпение и любовь родителей помогут ему справиться с неудачами в освоении правил столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Формирование культуры трапезы

Как научить ребенка кушать аккуратно?...

Памятка "Формирование культуры трапезы у ребенка"

О том, как научить ребенка вести себя за столом...

Формирование культуры трапезы

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка ...

консультация для родителей "Формирование культуры трапезы"

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна...

Консультация для воспитателей «Формирование культуры трапезы»

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания....

Формирование культуры трапезы

Несколько полезных советов о формировании трапезы у детей раннего возраста...

Советы - рекомендации для родителей и воспитателей "Формирование культуры трапезы"

Уже с раннего возраста следует вырабатывать у детей правильное отношение к еде. Главное в этом процессе - не навредить. А поэтому нужно прислушиваться к ребенку и учесть несколько "железных" правил, п...