Театральные игры
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Билецкая Татьяна Александровна

Театр - это сказка! Театр - это волшебство! Чтобы привлечь детей к участию в театрализованных действиях я составила театральные игры. Надеюсь и вам они помогут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Пальчиковые упражнения

Упражнения, формирующие навыки кукловождения.

Упражнение «Ай-ай-ай»

Ай-ай-ай, Ай-ай-ай,

Ты, малыш, не зевай.

- покачать пальчиком из стороны в сторону 

Ай-ай-ай, Ай-ай-ай,

Пальчик спрячь, и не давай!

-обхватить указательный пальчик

пальцами другой руки.

Упражнение «Иди сюда»

Иди сюда,

-указательным пальцем

делать манящие движения.

Тебя прошу.

- показать на кого -либо

Иди сюда,

Секрет скажу!

-приложить к губам.

Упражнение «Приехала бабушка»

Приехала бабушка

- показать большой палец

Ее встретили мама, папа, дедушка и я.

-поочереди показывают другие пальцы.

Поцеловала ее мама.

-указательный палец соприкасается с большим.

Поцеловал ее папа,

Поцеловал ее дедушка,

Поцеловал ее и я.

И мы все вместе.

Упражнение «День рождения пальчика»

День рожденья у меня,

Приходите все друзья!

-указательный палец одной руки кланяется.

Здравствуй, пальчик, ты нас звал?

Ты нас в гости приглашал?

-кланяются все пальчики другой руки.

Здравствуйте, гости мои дорогие,

Здравствуйте, гости мои золотые,

-указательный палец одной руки кланяется.

Проходите, проходите,

Отдохните, посидите,

-указательный палец манит «гостей»

Никуда не уходите,

-указательный палец качает из стороны в сторону.

А я к вам сейчас приду,

И вас всех повеселю!

-вращается кисть руки.

Игра «Живые пальчики»

На подушечках указательных пальцев фломастером рисуют точечки — глазки и ротик. Пальчики ожили, могут танцевать, петь и т.д.

Пальчик может выстпать на ширме, произносить слова упражнений «Ай — ай — ай».

Упражнение «Здравствуй, куколка!»

Куколка моя родная,

По тебе я так скучаю,

Буду я с тобой играть,

-дети держат куклу в одной руке, другой гладят ее.

Пальчик будет помогать.

-надеть куклу на пальчик.

Здравствуй, кукла! Как дела!

-дети кивают кукле головой

Я тебя, дружок, ждала!

-пальчик с куклой кивает.

Я пришел к тебе опять,

Буду я с тобой играть,

Я так рада, я так рада!

-пальчик с куклой кивает.(Далее движения по тексту)

Мы пойдем с тобой гулять?

Да, конечно, сейчас пойдем

И с собой всех позовем!

Тебя поднимем высоко,

Будет видно далеко!

Упражнение «Змейка»

Обе руки за спиной, подушечки пальцев каждой руки

соединены.

Жили — были змейки. В одно прекрасное утро проснулась одна из них и выползла из своего домика...

Одна рука, делая кистью вращательные движения, выводится из — за спины, переводится в положение перед собой и останавливается.(Далее по тексту)

Посмотрела направо...

Нет никого...

Посмотрела налево..

Нет никого...

Где моя подружка?-удивилась змейка...

Пойду домой, - подумала змейка и уползла...

В это время проснулась другая змейка...

(повторяются движения другой рукой).

Пальчиковый игротренинг.

«Утречко»

Утро настало, солнышко встало.

Ладони скрещены, пальцы растопырены – «солнышко с лучиками»

Эй, братец, Федя, разбуди соседа!

Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

И Крошка – Митрошка!

Щелкать пальцами правой руки поочередно по пальцам левой руки!

Привет, Ладошка!

Все потянулись и проснулись!

Пальчиковый игротренинг.

«На блины»

Стала Маша гостей собирать:

Хлопки в ладоши – то правая, то левая сверху.

И Иван приди, и Степан приди,

Да и Андрей приди, да и Матвей приди.

А Митрошечка, ну, пожалуйста!

Кончик полусогнутого указательного пальца по очереди мягко покачивает полусогнутые пальцы другой руки.

Стала Маша гостей угощать:

Хлопки в ладоши – то правая, то левая сверху.

И Иван блин, и Степану блин,

Да и Андрею блин ,да и Матвею блин.

А Митрошечке – мятный пряничек!

Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху: большой палец правой руки нажимает на пальцы поочередно.

Стала Маша гостей провожать:

Хлопки в ладоши – то правая, то левая сверху.

Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка, моя крошечка,

Да ты побудь со мной еще немножечко!

Погладить ласково мизинец.

Пальчиковый игротренинг.

«Солдаты»

Мизинцы – дети (говорят тоненьким голосом).

Безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом).

Средние пальцы – папа (говорит низким голосом).

Указательные пальцы – солдаты (говорят басом).

Скрещенные большие пальцы – порог избы.

Ладони сомкнуты. Ночь. Все спят. Раздается стук.

Солдаты: Тук – тук!

Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там?

Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты: Два солдата. Пришли переночевать!

Указательные пальцы постукивают друг о друга. (и т. д.)

Дети: Спросим у мамы. Мама!

Мама: Что, дети?

Дети: Два солдата. Пришли переночевать!

Мама: Спросите у папы!

Дети: Папа!

Папа: Что дети?

Дети: Два солдата. Пришли переночевать!

Папа: Впустите!

Дети: Входите!

Солдаты: Ах, какая благодать, нас пустили ночевать!

Развитие моторики рук, необходимой для свободного кукловождения.

 «Флажок» 

(большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе).

 «Птички» 

(большой палец поочередно соединяется с остальными)

«Гнездо» 

(соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)

 «Цветок» 

( то же, но пальцы разъединить)

«Пчела» 

(вращение указательным пальцем правой руки, а затем левой, и одновременно обоими)

«Лиса и заяц»

(левая рука (лиса) медленно крадется, правая (заяц) убегает)

 «Паук» 

(согнутые пальцы медленно передвигаются по столу)

 «Улитка» 

(положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их)

«Ловкие пальцы» 

(хорошенько разгладить скомканный лист бумаги двумя руками, потом – одной).

«Ножницы» 

(указательный и средний пальцы руки имитируют стрижку ножницами, остальные пальцы сжаты в кулак)

«Цветок»

(кисть руки, пальцы – лепестки)

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу,

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик-

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

«Осьминог»

(пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе)

Много ног у осьминога

Все они ему нужны

(поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы)

Заменяют ему руки

Очень ловкие они.

(сгибают в обратном направлении)

«Солнце утром рано встало»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладони скрещены, тыльные стороны запястий соприкасаются. Пальцы широко раздвинуты, образуя «солнышко» с лучами)

«Бутоны»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

(кончики пальцев сомкнуты друг с другом, ладони округлые, краями соприкасаются, становясь все плотнее друг к другу. Пальцы округленно раскрываются)

«Маленький мизинчик»

Маленький мизинчик

(кисть в кулаке)

Плачет, плачет, плачет…

(начиная с мизинца пальцы раскрываются)

Безымянный  не поймет, что все это значит,

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать:

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?-

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку, говорит:

- Не надо плакать,

На, поешь немножко!

(Большой палец и мизинец прижимаются друг к друг)




Предварительный просмотр:

Приложение 2

Развитие речевого дыхания

Игра на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри»

Дети делятся на две команды. Одна команда становится напротив другой. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Дети должны стараться, чтобы пузыри не лопались сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй команды следят за их действиями и одновременно, хором или по ролям, читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

Осторожно – пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

Мой -со сливу!

Мой – с орех!

Мой –не лопнул

Дольше всех!

Команды меняются местами. Теперь вторая команда изображает надувание «мыльных пузырей», а первая хором произносит стихотворение. Педагог помогает детям первой и второй команды.

Игра «Насос и надувная кукла»

Дети делятся на пары. Ребята, изображающие насосы, встают в круг, а дети, изображающие надувные игрушки, образуют внутренний круг. «Игрушки» сидят на корточках; они расслаблены, руки и голова опущены. Дети «накачивают» воздух в игрушки с помощью насоса: наклоняясь вперед при каждом нажатии на рычаг и выдыхая воздух со звуком с-с-с, при вдохе – выпрямляются. «Игрушка», «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и в стороны. Затем игрушку «сдувают», выталкивая пробку, воздух выходит со звуком ш-ш-ш. «Игрушка» опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить им надувать куклу быстро или медленно.

«Воздушный шарик»

А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую – на пояс. Живот – это воздушный шарик. Медленный вдох, выдох – «ниточка у шарика плавно распускается»

Вдох – правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там маленькое перышко. Выдох, дунули на него, оно улетело.

Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается ничего страшного. Медленный выдох — свобода.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Дети выполняют дыхательное упражнение  делая короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «С» и выполняя соответствующие движения.

Мы подуем высоко: с-с-с…

Встают на носки, поднимая руки.

Мы подуем низко: с-с-с…

Приседают, руки  вперед.

Мы подуем далеко: с-с-с…

Вытягивают вперед руки.

Мы подуем близко: с-с-с…

Подносят  ладони ко рту.

Дыхательное упражнение «Ветер и цветы»

Дети делают  упражнение, выполняя движения, соответственно тексту.

Ветер пролетал: ф-ф-ф.

И цветы качал: ф-ф-ф.

Влево качнулись,

Низко пригнулись: ф-ф-ф.

Вправо качнулись,

Низко пригнулись: ф-ф-ф.

Ветер, ветер, улетай,

Ты цветы не ломай: ф-ф-ф – улетел.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Развитие пластической выразительности

Развитие пластической выразительности при создании образа.

1. «Перейди ручеек»

Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. «Это кто?»

-Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

-Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4. «Три медведя»

Изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по -разному.

Примечание: Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Развитие выразительной мимики .

1.Соленый чай.

2.Ем лимон.

3.Сердитый дедушка.

4.Лампочка потухла

Подвижная игра «Смелые мышки»

Педагог читает стихотворение:

Вышли мышки как – то раз,

Посмотреть, который час,

Раз, два, три, четыре

Мышки дернули за гири,

Вдруг раздался страшный звон…

Убежали мышки вон!

Затем педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2-3 раз. По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.

Пластическая игра «Заинька»

Педагог предлагает детям жестами передать содержание  стихотворения.

Зайка-зайка,

Маленький зайка,

Бегут по дорожке,

Быстрые ножки,

Деток боишься-

Зайка-трусишка.

Пластическая игра  «Ходим кругом»

Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо или влево и запевают песенку.

Ходим кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Ваня

Нам покажет

Будем дружно выполнять!

Ведущий показывает какое-либо движение или принимает какую-либо смешную позу. Дети должны в точности повторить его движение. Затем выбирается другой ведущий.

Пластическая игра «Тень»

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре – это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т.д.  Другой ребенок – это тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.

Упражнение на снятие мышечного напряжения

«Буратино и Пьеро»

Педагог рассказывает детям о Буратино и Пьеро: «Это герои сказки А. Толстого «Золотой ключик». Буратино – деревянный, крепкий, а Пьеро – расслабленный, мягкий». Дети хаотично двигаются по залу.  По команде педагога «Буратино» дети останавливаются, изображая Буратино: ноги на ширине плеч, руки в стороны, все мышцы напряжены. По команде педагога «Пьеро»  также останавливаются, изображая Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.

Упражнение на расслабление «Снеговик»

Дети изображают снеговика. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу. Все мышцы напряжены.

Педагог:

Пригрело солнышко, под его теплыми, веселыми лучами снеговик начал  медленно таять.

Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают голову, руки, затем опускаются на корточки и,  наконец,  медленно опускаются на пол,  полностью расслабляясь.

Мышечное  напряжение и расслабление

«Деревянные и тряпичные куклы»

При  изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делают резкие повороты всего тела вправо, влево, сохраняется подвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно сидят на полу.

Подражая тряпичным куклам необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, хотя ступни остаются на месте. Движения выполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

«Цветочек»

        Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («цветочек завял»).

«Веревочки»

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять рук, как веревочки.

«Стряхнуть воду с платочков»

        Руки согнуты в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

«Незнайка»

        Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

«Крылья самолета и мягкая подушка»

        Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам – пассивно согнуться. Руки, как бы ложатся а мягкую подушку.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Творческие игры

Творческие игры

Творческая игра «Здравствуй!»

Дети стоят по кругу, закрыв глаза.

Задание: поздороваться поочередно за обе руки, с одной стороны и с другой стороны.

Творческая игра  «Приветствие»

Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.

Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.

Творческая игра  «Веселые ребята»

-Дети двигаются свободно под веселую музыку.

Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку, по диагонали и т.д.

- Дети парами стоят спиной друг к другу.

Задание: покажите чей – либо образ глазами.

-Дети ходят вокруг обруча.

Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

-Дети стоят в кругу.

Задание: не перепутайте движения.

На слово «земля» - руки вниз.

На слово «вода» - руки перед собой.

На слово «воздух» - руки вверх.

На слово «огонь» - вращение руками в лучезапястных суставах.

- Дети сидят в кругу. На счет от одного до десяти все начинают пересаживаться по цвету волос, договорившись заранее: здесь светлые, здесь темные.

Творческий диалог «Мир театра»

Педагог:

Ребята, вы когда-нибудь были в театре?

Какие спектакли вы видели?

Что вам особенного запомнилось?

Театр – это мест для зрелищ; здание, где проходят выступления актеров на сцене. Мы с вами будем играть на этой сцене, в этом зале. Сцена – это место, где играют артисты. Давайте вместе повторим слово: «Сцена». Ткань, которая в театре отделяет зал от сцены, называется занавес. Вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам, называются кулисы. А еще для постановки сказки или пьесы необходимы декорации. Декорации – это украшение, художественное оформление сцены.  Какую декорацию вы сейчас видите (ответы детей)? Итак сегодня мы с вами познакомились с театром, друг с другом. Спасибо вам за внимание и старание.

Русская народная игра «Капуста».

Дети стоят цепочкой, первый «накручивает» эту цепочку детей.  Затем  последний закручивает всех на себя.

 Творческое упражнение «Эмоции»

Дети сидят в творческом полукруге. Педагог показывает им репродукции картин, фотографий с изображением эмоций. Вместе с детьми уточняет признаки, характеризующие соответствующую эмоцию: «Можно ли узнать настроение человека, не видя его лица? Как? Как меняются движения человека в зависимости от его настроения? А голос?»

Педагог вместе с детьми приходит к выводу, что в радостном настроении у человека руки подвижны, корпус отклонен назад, ступни развернуты.

Если у человека грустное настроение, его руки малоподвижны, линия спины сломлена (сутулость), ноги расслаблены, ступни свернуты.

Если человек испытывает страх, его руки прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, руки прижаты к груди.

Если человек злиться, он размахивает руками, топает ногами, кисти сжаты в кулак, корпус наклонен вперед.

Творческое упражнение «Короткие истории»

1.

Педагог:

По небу плыла огромная лохматая туча. Вдруг она увидела играющих мальчиков.

Во что играли мальчики? О чем они могли спорить?

2.

Педагог:

Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела страшный сон». Какой сон она могла видеть?

3.

Педагог:

Маленький мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как мне страшно». Чего он может бояться?

4.

Педагог:

Жила – была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол.

Что было дальше?

5.

Педагог:

Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит:  «А у меня для тебя новость!».

Какая новость может быть у мамы?

6.

Педагог:

Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу на кухню, самовар говорит мне: «Привет! Хорошо, что ты зашел! Я уже приготовил тебе чай!». Сажусь, а стул говорит мне: «Вот и ты, вдвоем нам будет веселее».

А как с вами разговаривают предметы?

7.

О чем может думать один карандаш, лежа в коробке с карандашами?



Предварительный просмотр:

Развитие выразительности и воображения

Упражнения на развитие воображение

«Волшебная палочка»

Дети сидят в кругу, слушают любое классическое произведение.

Прием: «Волшебная палочка». Дети передают ее по кругу, говоря какое – нибудь слово или фразу по отношению к прослушанной музыке.

Условие: нельзя повторяться.

«Зрители и критики»

Разыгрывается любая сценка или инсценировка песни. Дети делятся на благодарных зрителей и критиков. Высказывают свое мнение.

«Музыкальный портрет»

Дети получают конверты с одинаковым содержимым: недорисованное лицо и его отсутствующие детали: рот, брови, глаза, губы. Прослушав музыку, дети должны на столе собрать лицо, выражение которого отображает характер музыки.

«Портрет»

Один ребенок разглядывает второго на счет до десяти, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

 «Я и моя тень»

Идут двое детей. Один – впереди другой – позади, в точности повторяя движения первого, как тень. Потом меняются ролями.

«Лисичка подслушивает»

        Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем она говорит.

«Кузнечик»

        Девочка гуляла по саду, и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

«Вкусные конфеты»

        У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку. Потом разворачивают бумажки, пробуют конфеты.

«После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

«Танец цветов»

        Под красивую мелодию (это может быть и собственный напев) дети исполняют танец удивительных цветов. Сами придумывают движения.

        Внезапно музыка прерывается. Это порыв северного ветра «заморозил»  цветы. Дети застывают в любой, придуманной ими позе.

«Вдоль по бережку»

        Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание движениями.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает,

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает,

Да по пяточкам постукивает.

        Упражнения на развитие воображения.

«Художники»

Ребята, представьте, что вы – художники. Руки – это кисти. Обмакните их в голубую краску и нарисуйте небо, вслушиваясь в музыку. А теперь в желтую, рисуем солнце. Круг, лучики.

Теперь нарисуем полянку…..

Послушайте: ветер шумит веточками дерева… какого? Рисуем.

Итак, мы в лесу, на полянке. Представьте, что вы цветочки. Раннее утро, выглянуло солнышко. Цветы еще спят. Но вот они просыпаются, шевелят листочками, и исполняют свой танец.

«Идем во фруктовый сад»

Звучит музыка с четким ритмом.

 (ходьба по залу). «Вдыхаем аромат яблок».

«Пытаемся достать яблоки на дереве»(поднимаем сначала левую руку вверх, потом правую).

«Еще раз пытаемся достать яблоки»(подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх)

«Как же достать яблоко?»

«Нужно достать лестницу и залезть на нее» (имитируют подъем на лестницу)

«Срываем яблоки, и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок)

«Отдыхаем» (спускаемся и садимся, закрыв глаза на ковер)

Творческая игра «Зеркало»

Педагог:

Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания бороды, усов и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.  Разделитесь на пары и станьте лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику.  Что может делать артист?  (надевать парик, делать прическу, красить губы,, подводить брови, улыбаться, смеяться, плакать и т.д.)

Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом.

Ролевая гимнастика у зеркала

Нахмурится как:

  • Король
  • Ребенок, у которого отняли игрушку
  • Человек, скрывающий улыбку

Улыбнуться как:

  • Вежливый японец
  • Собака своему хозяину
  • Кот на солнце

Сесть как:

  • Пчела на цветок
  • Наказанный Буратино
  • Обиженная собака
  • Наездник на лошади

«Игра с платком»

Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:

  • Бабочку
  • Лису
  • Принцессу
  •  Волшебника
  • Бабушку



Предварительный просмотр:

Приложение  6

Театральные игры

Театрализованная игра

«Воображаемое путешествие на поляну из сказки «Двенадцать месяцев»

Педагог:

Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Отправляемся в путешествие. Посмотрите- ка мы оказались с вами на лесной поляне. Здесь, кажется, разводили костер. На поляне много цветов и ягод. Рвите цветы для букетов, собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить «Что это?». А теперь мы идем дальше по дороге в лес. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Но ведь мы с вами в лесу. Здесь живет много животных. Давайте пройдем по доске через ручей так, как прошли бы по ней разные животные, живущие в наших лесах.

Театрализованная игра «Цирк зверей»

Игра «Кошки и попугаи»

Дети, изображающие кошек, умываются, танцуют в парах, ходят на задних лапах, учатся крутить обруч. «Попугаи» кланяются в обручах, передразнивают, решают легкие задачи.

Театрализованная игра «Цирковые собаки»

Педагог:

В одном город жили – были собака и хозяин. Однажды, выйдя на прогулку, собака заартачилась, не желая идти в ту сторону, куда звал ее хозяин, и пошла в противоположную. Там оказалось страшно грязно, она вся измазалась, и пришлось вернуться домой. Когда же она вернулась домой, выяснилось, что там, куда звал ее хозяин, был цирк шапито.

Хозяин: (ребенок, который управляет собакой)

Ты знаешь,  Дружок, сегодня я попал на цирковое представление, где главным номером программы были дрессированные собаки!

Открывается занавес, появляются собаки-марионетки, управляемые детьми. Открывшееся пространство представляет собой арену цирка с соответствующей атрибутикой.

 Педагог:

Ребята, оживите своих собак, представьте, что вы в цирке. Что бы ваши питомцы могли показать нам, какие трюки выполнить?

(дети по очереди, помогая друг другу, учатся управлять игрушками-марионетками, пытаются придумать для своих собак оригинальные номера)

А теперь подумайте, о чем могут разговаривать собаки – артисты

- готовясь к представлению

-стоя за кулисами, перед выходом на сцену

-после успешного выступления

-после неудачного выступления

Педагог:

А теперь посмотрим, какой разговор произошел между хозяином и непослушной собакой.

Театрализованная игра

«Времена года»

Звучат фрагменты произведений:

П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

П. Чайковский «Подснежник»

Предлагаются атрибуты (шарфы разного цвета, цветы и т.д.).

Дети делятся на две группы. Педагог предлагает прослушать отрывки из музыкальных произведений, просит высказываться об эмоционально-образном содержании музыки и предлагает передать характер музыки в двигательных импровизациях.

Театрализованная игра

«Сам себе режиссер»

Педагог объясняет детям: «Режиссер – это руководитель, организатор номера или спектакля». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он предлагает детям разыграть сцену из сказки, используя реквизиты или костюмы. Дети не занятые в сценке  выступают в роли зрителей или критиков.



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Речевая выразительность и техника речи

Развитие интонационной выразительности.

1. Речевая игра  «Ну-ка спой!»

Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мама пришла,

Молочка принесла…

2. Речевая игра  «Расскажи»

Произнести следующие стихи то удивительно, то насмешливо, то недоумевая:

Кумушка, послушай,

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят – малюток.

3. Речевая игра  «Фразы»

Произнести фразы:

«Оторвали мишке лапу»,

«Побежал еж по комнате»,

«Это моя комната» - так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.

4. Речевая игра  «Попроси»

Предложить ребенку попросить друг у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением и в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. п.

 5. Речевая игра  «Три медведя»

Предложить ребенку задавать вопросы от лица

-Михайла Ивановича

-Настасьи Петровны

из сказки «Три медведя»

Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

 Речевая игра  «Свинки»

Педагог:

Вы - веселые, шаловливые свинки – принялись печатать на машинке и приговаривать в такт ударов:

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки – туки – туки – тук!

Туки – туки – туки – тук!

И посту – кивают

И похрю – кивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

(К. Чуковский)

Речевая игра «Дедушка Молчок»

Педагог:

Сегодня к нам в гости придет Дедушка Молчок. Когда  он появляется, становится тихо. Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много игр.

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй, Дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать,

Где ты, добрый старичок?

Тишина.. пришел Молчок.

Не спугни его, смотри,

Т-с-с-с ничего не говори.

Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках поискать дедушку. Сам в это время переодевается в Дедушку, приветствует ребят, и предлагает поиграть.

Речевая игра «Кто говорит?»

Педагог отбирает детей, они прячутся за ширму. По знаку педагога дети должны, изменив голос продолжить фразу, остальные должны отгадать,  чей голос они слышали.

Сидит кукушка на суку,

И слышится в ответ… (Ку-ку)

А вот котеночек в углу,

Мяукает он так…(Мяу!)

Щенок прогавкает в ответ

Услышим вот что мы вослед…(Гав!)

Корова тоже не смолчит

А вслед нам громко замычит… (Му-у)

А петушок,  встретив зарю,

Нам пропоет….(Ку-ка-ре-ку)

Паровоз, набравши ход,

Тоже весело поет…(Ту-у-у)

Если праздник, детвора,

Весело кричит…(Ура!)

Речевая игра «Чудо-лесенка»

Каждую последующую фразу дети читают хором, повышая тон  голоса. Игра повторяется в движении по кругу.

Чу-до-ле-сен-кой  ша-га-ю,

Вы-со-ту  я на-би-ра-ю,

Шаг на го-ры, шаг на ту-чи,

А подъ-ем все вы-ше, кру-че,

Не ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу я ле-чу.

Речевая игра «Веселые стихи»

Летний день

Ут-ут-ут-ут- на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют- птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят- злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит- заяц под кустом сидит.

В  лесу

Ет-ет-ет-ет- соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут- у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат- под кустом ежт шуршат,

Ит-ит-ит-ит- дятел на сосне стучит.

В зоопарке

Ит-ит-ит-ит- полосатый тигр рычит,

Ет-ет-ет-ет- медленно змея ползет,

От-от-от-от- пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут- быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят- обезьянки там шалят.

Речевая игра «Новости нашего двора»

А у Или, а у Или

Гости в праздник приходили.

А у Эли, а у Эли

Слезы льются две недели.

А у Али, а у Али

Мы слезинки не видали.

А у Оли, а у Оли

Одни пятерки в школе.

А у Ули, а у Ули

Ложки в речке утонули.

А у Ыли, а у Ыли

Все лицо и руки в мыле.

Речевая игра «Ворона»

Педагог:

Представьте, что вы – вороны. Вороны куда-то опаздывают, это их очень тревожит, и они обращаются к каждому встречному, настойчиво выясняя, сколько сейчас времени. Ваши руки – это крылья, они усиленно работают.

Вор-р-р-рона кричала:

Котор-р-рый час-с-с!

Котор-р-рый час-с-с!

Может быть сейчас-с-с?

Если час-с-с!

Если рррровно час-с-с»

То я опоз-з-з-дала

Р-р-ровно на час-с-с-с!

Игра «Рифмы»

Педагог  читает стихи, дети заканчивают строчки.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа с мочалкой…(мыли)

Каждый тут в лесу талант-

И певец и …(музыкант)

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для…(нас)

Кто один имеет рог?

Отгадайте…(носорог)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я ….(осьминог)

В реке большая драка,

Поссорились два …(рака)

Слон шагает по дороге

Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный…(рост).

Если будешь ты все знать,

То получишь в школе…. (пять).

Скороговорки на развитие техники речи.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Книга книгой, а мозгами двигай.

Волки рыщут – пищу ищут.

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках

Санки – скок!-

Сеньку с ног!

Саньку – в бок,

Соньку в лоб,

Все в сугроб!

Много снега, много хлеба!

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку.

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ежа.

Литературный материал для выразительного чтения и обыгрывания.

Мотылек.

«Расскажи, мотылек, чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать день деньской так порхать?»

«Я живу средь лугов в блеске летнего дня;

Ароматы цветов – вот вся пища моя!

Но короток мой век, он не долее дня;

Будь же добр человек, и не трогай меня!»

1864 Лев Мадзалевский

Васильки.

Вот порхают две малютки в поле, будто мотыльки:

«Ах, какие незабудки! Ах, какие васильки! Мы сорвем их…»

«Нет, не надо, -

Говорила мама нам -

Ведь на солнышке отрада жить и деткам, и цветам».

1908 Глафира Галина.

Песенка о вежливом чижике.

В гости чижик прилетел, прилетел, прилетел,

Очень вежливо пропел:

- Здравствуй, Ваня!

Ваня с клеткой подбежал, подбежал, подбежал.

Чижик вежливо сказал:

- До свидания!

Николай Гернет

Жаворонок.

Жаворонок полевой! Нет тебя чудесней!

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

1971 Валентин Берестов

Инсценировка стихотворения

 «Кот Василий» А. Крылова.

 — Кот Василий, где ты был?

 — Я мышей ловить ходил...

 — Почему же ты в сметане?

 — Потому что был в чулане...

 — Долго ль был там?

 — Полчаса...

 — Ну и что там?

 — Колбаса...

 — А откуда же сметана?

 Отвечай-ка без обмана,

 Расскажи нам поскорей,

 Как ты там ловил мышей.

 — Там сидел я возле кваса...

 Нюхал жареное мясо,

 Только глянул на творог

 — Вижу — мышка на порог!

 Я — за мышкой по чулану

 И наткнулся на сметану,

 Зацепился за мешок.

 Опрокинулся горшок,

 На меня упало сало...

 — Где же мышка?

 — Убежала...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры

Картотека театральных игр....

Консультация для воспитателей.«Театральные игры и их роль в становлении эмоциональной

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, на­строениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. ...

Театральная игра (методические рекомендации и игры)

В работе представлены рекомендации для педагогов и родителей по проведению театральных игр с детьми средней группы детского сада....

Театральная игра (методические рекомендации и игры)

Театральная игра.(Методические рекомендации и игры)Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игр...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...

Театр, с моей точки зрения, больше чем игра. Вокруг театральной игры складываются и организуются самые разнообразные виды творчества.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28664340","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28664343","attributes":{"alt":"","class"...