Консультация на тему гендерное воспитание: "Мальчики и девочки- два разных мира"
консультация на тему

Шарипова Елена Фидаильевна

Психологические портреты мальчиков и девочек

Девочки: в центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

Мальчики: сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью к преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, а потому мальчики меньше проявляют интереса к домашним делам, позже приучаются к самообслуживанию.

Девочки: склонны к попечительской деятельности: ухаживать. Нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, особенно младших братьев или сверстников.

Мальчики: нет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности девочек.

Девочки: игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мальчики: игры чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы. Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки и т.д.

Девочки: лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее потребительскую пользу. Сломанную игрушку просто отбрасывают в сторону как непригодную вещь. Используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении по незнанию.

Мальчики: отчетлива выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не использовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Мальчики могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.

Девочки: в конструктивных играх девочки действуют чаще по образцу и подобию: строят дома с мебелью, предметами быта, украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением их творчества, подойти как можно ближе к образцу кажется им вполне удовлетворяющей целью.

Мальчики: в конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.

Девочка: более конформна, лучше приспосабливается к обстоятельствам, быстрее находит себе место при различных переменах, легче вписывается в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Девочки самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, у девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми.

Мальчики: менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления что-либо нарушить или из неуважения к взрослым, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности.

Девочки: склонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются.

Мальчики: реже апеллируют к старшим, реже жалуются.

Девочки: склонны верить авторитетам и опираются на авторитет в затруднительных случаях. Девочки более исполнительны, часто им достаточно внушить, что «так надо».

Мальчики: должны сами убедиться в необходимости определенных действий.

Девочки: период включения в деятельность на занятиях у девочек короче. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Девочки реже поднимают руку, хотя и знают не хуже мальчиков. Отвечая, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у него в глазах подтверждения правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает более уверенно. Девочки задают вопросы для установления контакта со взрослым., т.е. больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Мальчики: на занятиях «раскачиваются» долго, на педагога смотрят редко. В то время, как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а поэтому мальчики начинают задавать вопросы воспитателю, самое важное они пропустили и не поняли.

Мальчики чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит в сторону, на стол, перед собой. Мальчики чаще задают вопросы взрослым ради получения какой-либо информации. В речи мальчиков преобладают глаголы и междометия.

Девочки: проявляют больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки лучше выполняют задания типовые, шаблонные. Девочки менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделять объективное течение событий от собственных переживаний в этот момент. Девочки больше обращают внимания на личностную сторону дела.

Мальчики: более склонны к обобщениям, но менее конкретны. Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность нередко не соответствует требованиям педагога.

Девочки: за пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются. С трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке.

Мальчики: находят себе задание на ходу, легче ориентируются в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно. В свободное время виды деятельности мальчиков разнообразны, но менее организованы.

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и де­вочек».

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями воспри­ятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

•                     Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрас­ту -девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

•                     Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталки­ваются в этом мире.

•                     Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает маль­чиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

•                     Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тща­тельности выполнения вашего задания.

•                     Давая задания мальчикам, старайтесь включать в них мо­мент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолк­нуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

•                     С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала рабо­ты, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сде­лать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, под­талкивать к поиску собственных решений незнакомых, нстипо- вых заданий.

•                     Нс забывайте нс только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

•                     Никогда нс ругайте ребенка обидными словами за неспо­собность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то облас­тях, Он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повто­рит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

•                     Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

•                     Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помеша­ет ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

•                     Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недо­вольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребе­нок перестанет вас слушать и слышать.

•                     Нс переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в уст­ройстве мозга.

•                     При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ре­бенка в покос.

•                     Помните, что есть дети, для которых общепринятое поло­жение тетрадки при письме онисно: подберите для такого ре­бенка положение листа бумаги индивидуально.

•                     Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (сниже­ние активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

•                     Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним. Не переусердствуйте с соблюдением ре­жима Д1Я ребенка-девшн - для него жесткое следование режиму может бьггъ непомерно трудным.

•                     Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он moi обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы. Берегите левшу от чрез­мерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, нака­зывая иди ругая его.

•                     Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функцио­нальной организации мозга присущ именно этому ребенк\. то есть на какой тип мозга, а значит, и тип мышлепия. рассчита­на данная методика.

•                     Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы нс понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Воз­можно, вы относитесь к разным типам функциональной органа зации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чув­ствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто друг ой.

•                     Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

•                     Ребенок нс должен панически бояться ошибиться. Невоз­можно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь нс вырабо­тать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и про­сто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.

•                     Запомните: маленькие лети не бывают ленивыми. «Ле­ность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогиче­ской деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

•                     Старайтесь не преподносить детям истину, а учите нахо­дить се. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

3. Медитации «Погружение и детст во».

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так. чтобы они хо­рошо чувствовали опору, спиной обопритесь па спинку стула.

I ели вы хотите откашляться, сделайте это сейчас.

Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ров­ное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.

Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, ря- 1ПМ с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его руку и чувствуете его тёплую нежную руку. 

Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы непра­вильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно но них реагируем. Если вы уже растите слав­ную дочку, а у вас родился сын, знайте, что во многом вам придется начинать с нуля и ваш опыт воспитания дочки иногда не только не поможет вам, а даже будет мешать. То же самое произойдет, если после сына у вас родилась дол­гожданная дочь, хотя здесь сложностей обычно меньше.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспиты­вать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и пере­живают. Постараемся понять и принять наших мальчишек н девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих:

•                     подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.

•                     призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

•                     знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Половая (гендерная) дифференциация - осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по - новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка. 1

Участники гендерного воспитания и их роль.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1.                  Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

2.                  Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы

детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...

Консультация для родителей "Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье".

Даны некоторые рекомендации по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей....

Гендерное воспитание"Мальчики и девочки два разных мира"

Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девоч...