ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»
проект (старшая группа) на тему

Зверькова Анна Минновна

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.

Задачи проекта:

- расширять представления  детей об историческом периоде  ВОВ; воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов ВОВ;

- вызвать интерес к литературе и музыкальным произведениям патриотической тематики;

- воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне;

-вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность. привлечение их к патриотическому воспитанию в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»

Авторы проекта

воспитатели: Зверькова А.М.,

Сафронова И.Б.

             

Пояснительная записка

         «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная».

                                                                                                     А.И. Солженицын

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».

                                                                                                     Джордж Шоу

«В детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться  на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей».

                                                                                                      Н.Ф. Бунаков

Актуальность темы проекта:

Российская педагогическая энциклопедия характеризует патриотизм (от греческого - patris – родина, отечество), как  «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям».

На актуальность темы проекта указывают слова В.В. Путина: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

          Проблема организации патриотического воспитания  детей старшего дошкольного возраста весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества воспитанников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск  оптимальных форм  работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике.

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.

 Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.                  

           

Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Задачи проекта: 

- расширять представления  детей об историческом периоде  ВОВ; воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов ВОВ;

- вызвать интерес к литературе и музыкальным произведениям патриотической тематики;

- воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне;

-вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность. привлечение их к патриотическому воспитанию в семье;

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, семьи воспитанников.

Сроки реализации проекта: февраль-май 2015 г.

Прогнозируемый результат: в результате совместной проектной деятельности формирование у воспитанников осознанного проявления уважения к заслугам и подвигам Советского народа в годы Великой Отечественной войны; осознание родителями важности патриотического воспитания детей.

Этапы работы над проектом

Первый этап:

Постановка проблемы, определение цели и задач познавательной, исследовательской и творческой деятельности, подбор материала и оборудования для организации деятельности в рамках проекта.

Проблема: Почему Победу Советского народа во Второй Мировой войне считают великой?

Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта, использование  «Модели трех вопросов» (что знаем? что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать) 

.Второй этап:

Организация деятельности детей в рамках проекта

Виды деятельности

Содержание

Задачи

Сроки

Образовательные области

«Познавательное развитие»

-Беседы «Защитники отечества»

-Беседы «Наша Армия самая сильная» (с ИКТ)

- Беседы (с ИКТ) «Великая Победа», «Дети войны»;


- Экскурсии в школьный музей «28 панфиловцев», к памятнику погибшим в годы ВОВ; на выставку в ЦДБ «70 лет Великой Победе»

- Беседы (с участием родителей)

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Дать детям знания о роли различных родов войск в годы войны и о деятельности российской армии в мирное время

Закреплять знания детей о российской армии; воспитывать чувство гордости и уважения к труду людей военной профессии

Дать детям представление о значении мира на всей земле, воспитывать у детей чувств толерантности и чувства  сострадания к народам, которые и сейчас живут в состоянии войны

Использовать ресурсы социума в расширении кругозора воспитанников по теме  летописи о Великой Отечественной войне; ознакомление с экспонатами выставочных залов школьного  музея.

Вызвать у детей интерес к  людям, прошедшим дорогами войны, учить вести беседу, диалог.

Февраль-апрель

                                                    Самостоятельное открытие знаний

- «Мои прадеды сражались за Родину»;

-«Судьба прабабушки»

-«История фотографии»

Вызвать у детей интерес к  родственникам, прошедшим дорогами войны, работающим в тылу, воспитывающих детей в тяжёлые годы войны.

Развивать инициативность в сборе информации.

Март-апрель

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

- Выставка детских рисунков и плакатов «70 лет Великой Победе» в Центральной детской библиотеке;

-Составление рассказов «Мои прадеды сражались за Родину»;

-Возложение цветов к памятнику погибшим в годы ВОВ;

- Участие в концерте, посвящённому 70-летию Победы;

- Участие в Музыкально-литературной Гостиной  «70 лет Великой Победе»    в ЦДБ

Воспитывать у дошкольников  чувство сопричастности к всенародному великому празднику Победы;

Вызвать желание участвовать в празднике ко Дню Победы;

Воспитывать чувство гордости за великий народ, победивший фашизм

Май

«Художественно-эстетическое развитие»

- Рисование, лепка, аппликация «Великая Победа»; «Цветы для ветеранов»;

«Салют в честь Победы»

- Чтение С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода».

-Слушание музыкальных произведений:Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия) ; В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»;М. Исаковский, М.Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы»

- Разучивание стихотворений

Воспитывать у дошкольников  чувство сопричастности к всенародному великому празднику Победы

Вызвать у детей желание  изготовить к предстоящему празднику подарок ветеранам ВОВ;

Помочь детям представить и понять, что  Победа произошла благодаря людям, которые отдали свою жизнь за мир на земле.

Апрель

Взаимодействие с родителями

-Сбор информации и материалов об участниках  ВОВ;

-Участие в беседах  «Никто не забыт, ничто не забыто…» (рассказы родителей о родственниках - участниках ВОВ);

-Оформление «Ленты памяти» (запись участников ВОВ);

- Видеоролики «Дети войны», «День Победы»

- Презентация  «Стихи о Победе»;

-Участие в выставке рисунков и плакатов в ЦДБ.

Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.

Февраль-май

Третий этап:

Обобщение результатов проекта

Продукты проектной деятельности:

- Выставка семейных фотографий и реликвий «Этих дней не смолкнет слава! Прадедушкам и прабабушкам посвящается…»;

-   Выставка рисунков  «70 лет Великой Победе»;

-  «Лента памяти» (запись участников ВОВ).

Презентация проекта:

Музыкально-литературная гостиная  «70 лет Великой Победе»  в Центральной детской библиотеке.

     

Список литературы

1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.

2.  Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с.

 3. Занятия по патриотическому воспитанию  в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской.-М.,2011.

4. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

5. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

6. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

7.Комратова  Н .Г.  ,Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет:  Метод.  пособие .М. ,2007.

 8. Комратова  Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей  6-7 лет: Метод.  пособие. М.,2007.

9. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

10. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
11. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

12.  Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

13. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.//Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-стр.45-50.

14.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168.

15.Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Метод .пособие. М.,2011.