Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию».
консультация на тему

Зацепина Людмила Анатольевна

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью. Чтобы этот процесс стал более действительным и направленным на развитие творчества, необходимо развивать у дошкольников познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_i_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию».

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью. Чтобы этот процесс стал более действительным и направленным на развитие творчества, необходимо развивать у дошкольников познавательную деятельность. В данном случае остановимся лишь на одном условии формирования познавательной активности предварительной работе, проводимой на занятиях по рисованию и при подготовке к ним. В ходе такой работы осуществляется ограниченная связь эстетического, умственного, нравственного, сенсорного воспитания, связь занятий по рисованию с другими видами деятельности / наблюдение, рассказывание, рассматривание, слушание, пение и др. По мнению исследователей, формирование познавательной активности у детей означает формирование  устойчивых интересов к изучаемому предмету, умение активно применять полученные знания в жизни.  В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и в процессе овладения ими «в изобразительной деятельности также навыками и умениями». Познавательный интерес не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальной удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества. К.Д. Ушинский писал: « Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти , мышления , воображения. На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н.П. Сакулина. Одним из важнейших условий формирований интересов внимания к изображаемым предметам является целенаправленная предварительная работа, проводимая перед занятиями «и в ходе их» по изобразительной деятельности, и в частности перед рисованием. При этом немало важным являются следующие моменты : Активность самого воспитателя как на занятиях, так и в ходе подготовки к нему ; соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения ( непосильная трудность снижает интерес к обучению тому или иному виду деятельности); последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями рисовании и т.д

Под предварительной работой , способствующей формированию познавательной активности, интереса к изобразительной деятельности, развитию творчества мы понимаем следующее: наблюдение предметов и явлений природы и окружающей действительности; чтение сказок рассказов, стихов прибауток, загадок и беседы с воспитателем с детьми о прочитанном; рассматривание эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, художественных фотографий, произведений народного дектративно-прикладного искусства , и т.д, целенаправленный просмотр видеофильмов, мультфильмов, кинофильмов, телепередач, кукольных спектаклей; прослушивание музыкальных произведений; тщательной обследование образца, натуры ( на занятии и в ходе подготовки к ним); анализ детских работ, выполненных на предыдущих занятиях, с целью предотвращения ошибок при изображении похожих предметов. К предварительной работе отнесли и также и виды работы, которые были направлены на совершенствование навыков и умений: введение на занятиях по рисованию некоторых упражнений, разработанных Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, В.А. Хибнер; использование вспомогательных линий, набросков,(графитным карандашом, с применением ластика для исправления ошибок). Для чего нужна такая предварительная работа и что она дает для формирования познавательного интереса, познавательной активности, детей на занятиях по изобразительной деятельности? Известно что дети дошкольного возраста, однажды восприняв предмет, самостоятельно не возвращаются к нему для более детального изучения. Вместе с этим, для того чтобы изобразить предмет или явление , ребенок должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению. И вот здесь неоценимую услугу оказывает предварительная работа, когда ребенок с помощью вопросов взрослого как бы не произвольно останавливает свое внимание на тех характерных строениях и деталях предмета, которые нужно будет передать в рисунке. Предварительную работу , направленную на совершенствование процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности, совсем не обязательно проводить специально. Ее можно осуществлять в двух видах деятельности одновременно с решением основных задач. Например, воспитатель планирует провести наблюдения за растениями во время прогулки, при этом он может подготовить такие вопросы, которые способствовали бы целенаправленному обследованию детьми тех сторон предмета, которые им нужно будет отразить в рисунке. Так педагог сравнивает березу и тополь с помощью следующих вопросов: какой ствол у березы? У тополя? Какие ветви у березы? ( большие, чуть поменьше и совсем тонкие, которые свисают вниз). А у тополя? Какого цвета тоненькие свисающие ветви у береза, тоже белые или другого цветы? Если на занятиях по развитию речи или во время досуга воспитатель читает сказку, то в беседе он может своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма или внешнего вида героев, который им нужно будет отразить в рисунке. Например, после чтения сказки про жар-птицу можно спросить: «Как описывается в сказке внешний вид жар-птицы? Кто запомнил?» целесообразно повторно зачитать те места из сказки, которые помогают ответить на вопросы. Не обязательно перед каждым занятием по рисованию лепки (лепке, аппликации) проводить все виды предварительной работы. Достаточно двух- трех из них например: чтение художественного произведения, рассматривание иллюстраций; или наблюдение в природе, использование диафильмов и грамм записей; или чательного обследования образца в ходе подготовки занятию, анализа детских работ, выполненных на предыдущем занятии, и введения определенных упражнений. Попытаемся подробнее раскрыть методику организации разных видов предварительной работы осуществляемой на занятиях по рисованию и в ходе подготовки к ним. Цель наблюдения -- формирование интереса к изображаемому предмету или явлению окружающей действительности. Важно научить ребенка не просто смотреть на предмет, но и видеть его, т.е. превратить процесс непроизвольного наблюдения предметов и явлений в произвольный, целенаправленный, управляемый. Эту цель подчеркивала в своих исследованиях Н.П.Сакулина. Ею была выяснена также длительность и устойчивость наблюдений, определены условия, способствующие целенаправленному наблюдению: раскрытие не только эстетической, но и познавательной стороны наблюдаемого предмета(так ребенок не только должен видеть красоту зимнего леса, но и знать, почему одни деревья стоят зеленые а другие отбрасывают листву); устранение в ходе наблюдения побочных раздражителей(нельзя например одновременно наблюдать и за березой и за птицей сидящей на дереве, или наблюдать за улицей и за разными марками машин); организация повторных наблюдений, в ходе которых можно углубить знания ребенка о предмете; использование художественного слова. Вопросы задаваемые педагогом должны будить мысль ребенка. Например, наблюдая за небом, следует обратить внимание детей на его своеобразную красоту в разное время дня: Как вы думаете, что такое небо? Одинаково ли по цвету небо, когда оно выходит над нами и когда ближе к земле? Иногда стихотворение, песня помогают ребенку увидеть самые характерные черты наблюдаемого предмета. Эффектным приемом, используемым во время наблюдения может быть и пример, приведенный самим педагогом. Так, не получив ответа на вопрос: «В какую пору года вам больше всего нравится лес и почему?» - Воспитатель говорит: «Мне например, лес больше всего нравится зимой, когда деревья покрыты шапками из снега или инеем. Он становится каким-то волшебным. В нем красиво сочетаются зимние ели с белизной снега и голубизной неба. А вам когда больше всего нравится лес и почему?». На ряду со специально организованными наблюдениями можно дать детям задания понаблюдать небо, деревья, улицы, дома, машины и т.д по дороге домой или в детский сад. С этой целью следует привести с родителями беседу о том на что лучше обратить внимание детей и как это сделать. Художественное слово беседа воспитателя как вид предварительной работы также обогащают впечатления детей, способствуют более полному и эмоциональному восприятию познанию окружающих предметов и явлений. По содержанию стихи, рассказы, сказки, должны соответствовать, теме будущего рисунка. Поэтические произведения о природе( например, стихи А.С Пушкина или отрывки из его сказок) могут использованы с целью развития детского творчества при изображении пейзажей, натюрмортов. После прочтения соответствующих стихов детям можно показать, как рисовать березку прямую, склоняющуюся, старую, молодую, изображая при этом разными приемами и листву: Приемом примакивания, кистью плашмя, или постукиванием полусухой кистью, или приемом «По сырому». Поэтические образы, способствуют также и развитию познавательной деятельности, позволяют заострить их внимание на конкретных работах. Иногда воспитатель может сообщить детям интересные сведения относительно предмета, которые они будут рисовать. При этом в рассказе педагога должно быть выражено его эмоциональное отношение к данному предмету и выделено то главное, существенное, что необходимо передать в рисунке. Художественное слово, как вид предварительное работы должно быть целенаправленным. Воспитатель продумывает, какие вопросы он задает детям, на какие стороны художественного произведения обратить особое внимание. Кроме того, педагог может заранее сделать определенную установку на восприятие детьми той или иной сказки рассказа, с целью выделения определенных эпизодов, которые будут изображены на рисунке; на описание внешнего вида героев, явлений природы и т.д Установка внимания приблизительно делается так: «Завтра мы будем с вами рисовать на тему: «Лиса и заяц». Сейчас я вам прочту эту сказку, а вы внимательно послушайте и подумайте, какой эпизод вы бы хотели изобразить.  Обратите также внимание на то, как описывается в сказке домик Лисы и домик Зайца, какие они были по цвету, чем отличались. При рассматривании худ. Произведений необходимо соблюдать определенные правила: Репродукция или иллюстрации должны быть расположены в удобном, хорошо освещенном месте, чуть выше уровня глаз ребенка, на расстоянии двух – трех метров от сидящих детей. Если рассматриваются объемные предметы  или мелкие детали, то детей лучше разбить на подгруппы, чтобы всем было хорошо видно. При рассматривании худ. Произведений воспитатель должен образно и эмоционально описывать их. Затем воспитатель объясняет, что картины, на которых изображены природа уголок города деревня, называется пейзажем. Такие вопросы заставляют ребенка думать, анализировать, сравнивать. Аналогичные вопросы можно задавать детям и при рассматривании других видов худ. Произведений например, при рассматривании портретов: задавать вопросы на выяснение: а) Профессии человека( если это возможно определить), б) Его возраста, в)Его настроение(по каким признакам это можно определить);г) Средств худ выразительности; д) Жанры живописи и т.д Не обязательно каждый раз  рассматривать все стороны зуд произведения. Иногда достаточно задать вопрос, уточняющий цвета, используемые художником или основные композиционные приемы. Постановка может осуществляется как накануне, так и в ходе занятий.  Задания должны быть краткими и преследовать конкретную цель. Они могут быть направлены на цветовое восприятие предметов по форме. Например, педагог дает детям творческое задание: «Скоро мы будем рисовать нему «Солнечный закат на даче». Обратите внимание на цвет неба во время заката, когда будете идти домой. Подумайте, какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать такое небо.» Или другой пример: « Рассмотрите внимательно соседей. Одинаковые ли они, чем отличаются? Потом, когда у нас будет занятие на тему «Наша улица», вы нарисуете эти дома». Такие задания позволят ребенку создать рисунок, непохожим на работы других детей. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности можно с помощью всевозможных упражнений  ( прорисовка предмета или его элементов пальцем, кистью, карандашом в воздухе, сухой кистью по бумаге, выполнение узора на дополнительных маленьких листочках бумаги). При выполнении таких упражнений допустимо даже в старших группах вводить прием пассивных движений (охватив руку ребенка, рисовать вместе с ним), чтобы показать силу нажима на карандаш или амплитуду (размах) движения. Интересен и такой вид работы, как использование вспомогательных линий наброска.  Так изображая предмет, ребенок может сначала провести осевую вспомогательную линию, а затем вокруг нее строить весь рисунок или крупными линиями – штрихами наметить, где будут расположены дома, деревья, изобразить указанные предметы. Такой прием формирует умение осознанно планировать рисунок, видеть стержневую линию любого предмета. Набросок изображаемого предмета или композиции позволяет ребенку исправлять ошибки в рисунке, делать дополнения. Вводить набросок можно уже со старшей группы. Выполняется он графитным карандашом легкой линией. Таким образом, предварительная работа направлена на формирование познавательной активности дошкольников, на осуществление органичной взаимосвязи между разными видами детской деятельности.  Надо поощрять стремление детей привлечь внимание взрослых сверстников к увиденному, назвать красивые предмет, желание отразить его в рисунке, лепке. Важно замечать даже сомнение элементарные проявления самостоятельности и активности детей; самостоятельное изменение цвета, повторное изображение предмета, но в несколько измененном виде: разной величины (пусть даже получившейся непроизвольно), в другом пространственном положении обращать на эти дополнения внимание всех детей. Чувствуя одобрительные отношения воспитателя, дети будут стремиться внести в рисунок, лепку что-то новое, свое. Педагог должен постоянно помнить о том, что изобразительная деятельность – художественная творческая деятельность, и она должна быть эстетически эмоционально окрашена.