Статья " Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью "
статья (старшая группа) на тему

" Знакомство детей старшего  дошкольного возраста с городецкой росписью "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gorodetskaya_rospis.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

" Знакомство детей старшего  дошкольного возраста с городецкой росписью "

В дошкольном  возрасте  ребенок  эмоционально относится к окружающему миру, поэтому  особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Необходимо знакомить детей с  различными видами декоративно-прикладного искусства. Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к  городецкой росписи, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Это-быт крестьянства и купечества, значительное место занимают цветочные мотивы, так же декоративные образы птиц и животных. При знакомстве детей с городецкой росписью решаются следующие задачи:

*Знакомство детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

*Создание условий для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.

*Формирование навыков технического исполнения городецкой росписи.

*Формирование у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

В Городецкой росписи существует три вида композиции:

1.Цветочная роспись;

2.Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

3.Сюжетная роспись.

Цветочная роспись.

Этот вид росписи  чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями, в более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышку декорируют цветами, вписанных в круг.

В цветочном орнаменте  можно выделить следующие типы орнамента:

1.«Букет»- изображается симметрично(пишется на разделочных досках или блюдах);

2.«Гирлянда»-это разновидность «букета»,когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями(используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели);

3.«Ромб» - один из вариантов «гирлянды»,когда в центре пишется один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположенные вдоль его воображаемых ребер (пишется на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках  шкафов, хлебницах);

4.«Цветочная полоса»-сохранялась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы, представляет повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев; либо ту же композицию, в которой чередуются цветки одного размера, но разные по рисунку, по цвету ;цветки разные по размеру, цвету и рисунку(используют при росписи объемных предметов-шкатулок);

5.«Венок»-напоминает «цветочную полосу»,но только по замкнутому по краю блюда или крышки шкатулки, цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».

«Птица»-символ семейного счастья.

«Конь»-символ богатства.

Так же как и  в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны, они располагаются  по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

Сюжетная роспись.

Городецкая роспись выполняется без предварительного нанесения контура и выполняется в три этапа:

1.Подмалевка, т.е. круговые движения кисть,

2.Теневка - (оттенок),т.е. нанесение скобки.

3.Оживка-т. Е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами.

Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в      основном круге. Цветы –символ здоровья и процветания.

Разновидность Городецких цветов:

1.Бутоны(вначале наносят основное цветовое пятно(подмалевку) круговым движение кистью, потом приступают к детальной разработке орнамента.

2.Купавка- расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга.

3.Розан- отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр, силуэт в форме круга.

4.Ромашка- кончиком кисти прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след, потом не отрываясь от бумаги кисть быстро приложить и поднять.

5.Роза- самый сложный цветок, роспись начинают с подмалевки- основного объема цветка- круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагаются лепестки помельче до самой сердцевины.

Знакомство детей необходимо начинать с подборкой познавательной литературы о народном промысле, об особенностях городецких узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи. Работу по обучению детей рисованию городецким узором необходимо проводить в следующей последовательности:

*Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью.

*Сформировать у детей навыки рисования городецких узоров.

*Работа проводится в первой половине дня во время  непосредственно образовательной деятельности, при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

Первое знакомство направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности городецкой росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.

Далее знакомим детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками  и кустиками, с городецкой купавкой, с городецким фазаном (петух), городецкой лошадкой.

Большое значение при знакомстве детей с городецкой росписью является использование дидактических игр, таких как «Собери целое», «Декоративное домино»,  Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью,  они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.