Образовательная технология по формированию у детей дошкольного возраста правовой культуры
методическая разработка на тему

Дорохова Лариса Борисовна

    С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребёнка ещё самобытна и незакомплексована. Хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует и осознаёт себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Цель технологии: формировать основы правового сознания дошкольников.

Основные задачи технологии:

1.        Ознакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

2.        Формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственность;

3.        Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;

4.        Ознакомление родителей с содержанием Конвенции ООН о правах ребёнка, с направлением работы педагогического коллектива;

5.        Реализовать организационную модель информационно-просветительской работы по проблеме обучения и реализации прав ребёнка в ДОУ, районе, социуме.

Принципы правового воспитания:

- обучение основам правового сознания планируются через интегрированную систему в разных видах деятельности;

-постепенное движение от собственного «Я» к окружающему миру;

- знакомство и обучение основам правового сознания, проводится в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя;

- познание себя и окружающего мира на собственном опыте в конкретных делах поступках;

- целостное представление о себе, через умение «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям и рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Технология построена так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитывается право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

 Созданная в результате коллективного поиска данная технология включает в себя 3 блока:

1.        Блок «Педагоги»;

2.        Блок  «Родители»;

3.        Блок «Дети».

Блок «Педагоги»

   Этот блок состоит из 3-х этапов:

   I. Подготовительный.

Получение знаний о новой технологии: назначение программы, методы и приёмы реализации, проблемы, которые могут быть решены с её помощью, ожидаемые результаты;

Подборка материала по Конвенции и нормативно правовым документам, а также разъяснение основных положений Международной Конвенции ООН о правах ребёнка;

Обобщение передового опыта работы;

Первичное обследование личностного отношения к правам ребёнка в педагогическом коллективе;

Анкетирование родителей с целью выявления отношения к правам и достоинству маленького ребёнка;

Разработка педагогических советов на следующие темы: «Правовое воспитание дошкольников – миф или реальность», «Защита прав и достоинств маленького ребёнка», «Работа воспитателя с родителями по профилактики жестокого обращения с детьми»;

Посещение обучающих семинаров, мастер-классов;

Просмотр видеофильмов отснятых занятий.

   II. Практический.

Проведение в группах диагностик;

Проведение открытых занятий по теме «Конвенция о правах ребёнка»;

Посещение и анализ открытых занятий;

Проведение групповых и индивидуальных консультаций;

Проведение конкурсов: «Шире круг», «Счастливый случай», «Слабое звено»;

Проведение проблемно-деловых игр;

Обобщить опыт работы воспитателей по реализации Конвенции;

Оказание методической помощи при реализации технологии.

   III. Распространение опыта.

Организовать работу с родителями по защите прав и достоинств ребёнка.

Информировать педагогическую общественность и родителей о результатах работы.

Проведение семинара-практикума на муниципальном, региональном уровне по «Правовому воспитанию дошкольников».

Распространение опыта работы в рамках муниципального конкурса «Педагог года».

Планируется распространение опыта работы в рамках Всероссийского конкурса «Педагог года в ОАО «РЖД».

Блок «Родители»

   В Конвенции ООН о правах ребёнка особо подчёркивается важность семьи для гармоничного развития детей. Семья ответственна за ребёнка, за соблюдение его прав, за наилучшее обеспечение его интересов. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с содержанием Конвенции ООН о правах ребёнка, с направлением работы педагогического коллектива ДОУ.

   С этой целью проводится ряд мероприятий:

1.        Изучение эмоционального состояния ребёнка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребёнку. Проводит педагог-психолог или воспитатель в начале и в конце учебного года.

2.        Общие родительские собрания: «Конвенция ООН о правах ребёнка – документ для взрослых и детей», «Твои и мои права».

3.        Групповые родительские собрания по ознакомлению с направлениями работы по правовому воспитанию дошкольников.

4.        Проведение открытых занятий для родителей, показ учебных видеофильмов.

5.        Привлечение родителей к участию в занятиях на темы: «Моя семья», «Право на жизнь», «Право на защиту».

6.        Изготовление семейных альбомов: «Я и моя семья», «Я и мои друзья».

7.        Составление генеалогического древа.

8.        Консультации педагога-психолога.

9.        Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры.

10.         Оформление наглядного материала в родительских уголках.

Блок «Дети»

Работа по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры начинается со второй младшей группы, где мы знакомим ребёнка с познанием самого себя и с ближайшим его окружением.

  В старшем дошкольном возрасте даём детям знания о том, что существуют документы по правам человека, какие права в них закреплены, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы. Формируем убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать, соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами  можем сделать мир лучше, если только постараемся.

  Мы считаем, что такое понимание способствует морально-нравственному развитию детей и подготавливает их к позитивному участию в жизни общества.

   Для ознакомления с Конвенцией и формирования у детей знаний об их правах были выбраны следующие формы работы: занятия, (продолжительность занятия: в младшем дошкольном возрасте: 15-20мин.; в старшем дошкольном возрасте: 30-35 мин.; проводимых один раз в неделю во второй половине дня) на которых широко используются нетрадиционные формы их организации,  комплексные занятия, различные виды игр:

пальчиковые, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, тематические праздники, развлечения, беседы, рассматривание и чтение книг, разные виды художественно - творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация; экскурсии и т. д.

  При проведении данных видов деятельности мы использовали методику, которая предусматривает, активное участие и взаимодействие детей полностью включая их в процесс познания. Дети вместе с педагогом становятся активными исследователями окружающего мира, а не просто пассивно перенимают опыт старшего.

    При чтении книг маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их, если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки. Показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

  Считаем, что детям полезно играть в специальные психологические игры, тренинги, упражнения.

  Успех таких игр во многом зависит от того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры. Важно не группировать детей так, чтобы это усиливало имеющиеся между ними разногласия. Педагогу нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а также пониманию того, что существование разногласий возможно и естественно.

Проведение занятий с детьми, прежде всего, должно быть направлено на вовлечение детей с раннего возраста в процесс формирования их правового (нравственно-правового) сознания.

К общим для всех занятий можно отнести следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи:

- ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), людям предоставляются права, у человека возникают обязанности;

- развитие понимания своей индивидуальности и индивидуальности других детей;

- воспитание позитивного отношения к себе и окружающим, терпимости к непохожести;

- развитие коммуникативной компетентности, навыков бесконфликтного общения и взаимодействия в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

- формирование правовых установок и ориентации на конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций и споров;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- формирование уважительного отношения к установленным правилам поведения, неприятия насильственных и других асоциальных действий в отношении людей, животных, предметов окружающего мира;

- развитие умений анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми нормами поведения, в корректной форме высказать порицание в адрес других людей, принимать или терпимо относиться к желаниям окружающих;

- формирование представления о личной ответственности за совершенные нарушения правил;

- развитие умений ограничивать свои желания;

- формирование уважительного отношения к представителям других национальностей и культуре народов мира;

- формирование ценностного восприятия прав человека (ребенка);

- углубление понимания детьми таких нравственно обусловленных понятий, как уважение, забота, достоинство, справедливость, дружба и т. д.

Основное внимание при разработке рекомендаций и подборе примерных занятий было сосредоточено на тех правах, понимание которых доступно уже в старшем дошкольном возрасте и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на заботе о них взрослыми, на их защищенности, поскольку именно психологический комфорт в этом возрасте позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем.

В основе содержания большинства занятий лежит ознакомление детей с понятиями «правило», «право» и с отдельными правами. Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность. В ходе занятий важно пробудить активность детей, привить навыки общения, заложить позитивные качества личности ребенка.

К проведению занятий в рамках правового воспитания дошкольников применимы общие рекомендации по работе с детьми такого возраста. Занятия составлены так, чтобы в них происходила смена разных видов деятельности (беседы, игры, просмотр мультфильмов, слушание сказок и историй, рисование и др.).

Предложенные варианты вопросов для обсуждения сюжетов стихотворений, историй из художественных произведений, просмотренных мультфильмов, стимулируют детей к рассуждению и размышлению над существующими правилами и последствиями совершения персонажами тех или иных поступков, обучают их отражать и понимать происходящее в социально-правовой сфере.

После изучения материалов Конвенции, темы занятий условно разделили в зависимости от статьи данного документа по направлениям:

- Право на охрану и укрепление здоровья

- Право на сохранение своей индивидуальности

- Право ребенка участвовать в играх, развлечениях

- Право на образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...