Формирование нравственных качеств и этических норм поведения у детей дошкольного возраста
статья на тему

Мамыкина Ирина Ивановна

Описывается важность формирования нравственных и этических норм поведения детей дошкольного возраста. Предлагаются методы достижения воспитательных целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств и этических норм поведения у детей         дошкольного возраста

Воспитатель Мамыкина И.И.

МОУ прогимназия №3 «Незабудка»г.Протвино

Описывается важность формирования нравственных и этических норм поведения детей дошкольного возраста. Предлагаются методы достижения воспитательных целей.

Morals and ethics formation of children under  school age.

Mamikina I.I.

In this work the importance of the formation of morals and ethics of children under school age is described. The methods of educational achievement are offered.

Нравственное воспитание ребенка одна из наиболее актуальных и важных проблем современной дошкольной педагогики. И оно рассматривается как одно из важнейших сторон общего развитии ребенка. Ведущей целью нравственного воспитания является создание благоприятных условий детства, формирование основ базовой культуры личности ,всестороннего развития психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Родители хотят видеть своего ребенка счастливым, воспитанным, порядочным человеком. Задача взрослых: помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Поэтому, чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущем. И чем раньше начнется знакомство с правилами и нормами, тем более естественными и осознанными будут средства, используемые в конкретных ситуациях. Понимание смысла и значения правил поведения помогает ребенку сознательно управлять своим поведением , эмоциями. Постепенно навыки перерастают в привычки. При  неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх и в совместной деятельности. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками , основанных на уважении и доброжелательности, на умении воздержаться от неуместных действий. Также предполагает культуру речи. Культурно – гигиенические навыки – важная составляющая. Необходимость опрятности  продиктована не только требованиями гигиены ,но и нормами отношений. В соблюдении этих норм проявляется уважение к окружающим. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой , поступками, как правило, небрежен и в работе. Взрослые должны помнить, что привитые в детстве навыки приносят огромную пользу в течении всей его последующей жизни. С честным, благородным, верным данному слову, уважающему других, радушным, гостеприимным человеком  всегда хочется общаться, это доставляет истинную радость, обогащает нас. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, умеют управлять ими . Нормы и правила поведения составляют ядро нравственности.

Для достижения воспитательных целей и задач свою работу я веду постоянно, используя нравственные (культура поведения и культура общения) и этические аспекты ( культурно- гигиенические навыки и этикет), включая их в совместную деятельность с детьми (занятия, упражнения, ситуации, индивидуальная работа, труд) а также в различных видах игр. Организуя деятельность детей, я создаю условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи и т.д. Роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика, поэтому большое значения я отвожу работе с родителями (через родительские собрания, стендовую работу, беседы, консультации, совместную деятельность). Развитие образного мышления дошкольника требует адекватных педагогических средств. В этом неоценимую помощь оказывает художественное слово (рассказы, сказки, загадки, стихи, пословицы, поговорки) и другие эстетические дисциплины. Они обогащают сознание ребенка, учат выразительности речи, обеспечивают адекватность оценок нравственных проявлений, пробуждают интерес ребенка, его творческое начало. Эти методы рассказывают об основных средствах педагогического вздействия, напрвленных на воспитание нравственных представлений и навыков культурного поведения.

Своевременная диагностика и анализ по теме помогает определить уровень благополучия взаимоотношений детей. Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками составляет 80 %. Диагностический показатель успешности работы по воспитанию дружеских взаимоотношений детей устанавливается коэффициентом изолированности. Так как в группе нет изолированных детей, работу можно считать благополучной. В моей работе используется игровое и релаксационное оборудование, которое активизирует и развивает мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность благоприятно действует на физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирует саморегуляцию поведения. Игры доставляют удовольствие детям. Модули расслабляющего характера создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоции. Модули активизирующего характера  стимулируют базовые чувства (слух, зрение, осязание). Эти пособия корректируют личностные особенности, повышают уровень уважения и доверия, настраивает его на эффективную и результативную работу.

Первые уроки нравственности ребенок получает в семье, а в дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе  принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.  Интенсивное усвоение примера взрослых, подчинение действий образцу формируют произвольное поведение, а также способствуют усвоению нравственных норм.  

Литература

1.В.И Петрова ,Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.  

2.В.Г. Нечаева. Нравственное воспитание в детском саду.

3.Г.Н. Жучкова. Нравственные беседы с детьми.

4.С.О. Николаева. Занятия по культуре поведения.

5.Н.В. Клюева,Ю.В. Филиппова. Общение.

6.И.Н. Курочкина  «Этикет для дошкольников», «О хороших манерах».

7.М.В. Корепанова «Это- Я»,курс «познаю себя»

8.Н.В. Краснощекова  «Диагностика и развитие личностной сферы детей».

9. М.Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольника»

10. Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»

11.ТА. Ладыженская ,Г.И. Сорокина «Детская риторика»

12. Кодекс поведения «Мы живем среди людей»
 

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система формирования этических норм поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ» «Хотим быть добрыми»

В современном обществе приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми рассматривается как одна из важнейших задач социально – личностного развития...

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс "Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и пон...

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобще...