Статья тема: "Использование экологических игр в процессе воспитания дошкольников"
статья на тему

Круковская Екатерина Геннадьевна

Значение экологических игр в процессе воспитания детей, разнообразие и использование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krukovskaya_e.g._1.docx47.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание детей в процессе игры».

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей все глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в ее практическое разрешение. Для работников сферы  образования активная позиция – это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализация его идей в практике различных образовательных учреждений.

Экологическое образование должно быть неотъемлемой составной частью педагогической работы, что необходимо учитывать при создании единого образовательного пространства дошкольного учреждения.

Экологическое образование детей – достаточно новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время.

Главная цель экологического образования – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Ребенку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, мы придумали, а также подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовали бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Экологические игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний в экологии.

Экологические игры можно проводить в каждой возрастной группе, как совместную игровую деятельность, для лучшего усвоения материала и индивидуального подхода.

Также экологические игры широко можно использовать во время проведения праздников и тематических недель «Неделя окружающей среды», «День Земли», «Синичкин день» и т.д.

Все игры включают экологические компоненты необходимые для формирования начал экологической культуры.

 Под экологической культурой детей, прежде всего, можно понимать, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическая культура должна учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления:

  • Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира
  • Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (животные, растения, человек); местам их обитания
  • Формирование первоначальных представлений о себе
  • Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, сезонных изменениях
  • Формирование первичных экологических представлений

В экологическом воспитании дошкольников мы широко используем разнообразные игры:

Основной используемый метод – игровой:

  • Дидактические игры
  • Игры с природным материалом
  • Мозаика, пазлы
  • Развивающие игры
  • Загадывание простейших загадок
  • Создание игровой ситуации
  • Подвижные игры

        

Экологические игры с готовым содержанием и правилами – из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры экологического характера можно также проводить в группе  в часы досуга, на занятиях и прогулках. Игры – занятия проводятся по определенному программному содержанию. Педагогу в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные, настольно-печатные и словесные игры.

Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи и т.д.) в качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек» и т.д. в предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшему возрасту хорошо давать несложные задания «Найди по листочку дерево», «Найди такой же по цвету», которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорных способностей, развивают наблюдательность. Проводятся игры со всей группой или по подгруппам. Особое значение игры имеют в младшей и средней группах. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять определенные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам напр.: «Детки на ветке».

Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Парочки»  и т.д.). В этих  играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, либо перед восприятием картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и могут быть использованы в повседневной жизни.

Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает, прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Съедобное – несъедобное» и т.д

Подвижные игры – природоведческого характера связаны с подражанием повадок животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, напр.: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волк и овцы» и т.д. подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры экологического содержания – имеют большое значение для развития экологической культуры детей, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, п лученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

 Самостоятельных характер таких игр не дает возможности педагогу использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявлять степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений. Наблюдая за детьми в процессе творческих игр, можно в дальнейшем учитывать, какие знания достаточно усвоены, какие следует уточнить, расширить.

На экологических занятиях в основном используются предметные и настольно-печатные игры. Словесные игры для диагностики, а подвижные и творческие игры для закрепления материала и наблюдения за знаниями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »...

Из опыта работы для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний ...

Доклад на тему: «Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников»

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-со...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников »

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» ;«Социально - коммуникативное развитие» ;«Познавательное развитие»; «Художественно - эстетическое развитие» ; «Речевое развитие». Цель: углу...

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

Консультация для родителей на тему: «Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками»

В условиях современных изменений в системе образования, меняется взгляд на организацию образовательного процесса в дошкольном образовании. Акцент устанавливается не, сколько, на формирование у воспита...