Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) по теме

Соколова Ольга Геннадьевна

Консультация для педагогов и родителей о развитии самостоятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samostoyatelnosti_detey.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей

младшего дошкольного возраста

В семье растет малыш. С самого раннего возраста мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развить его способности. Любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваем только в процессе интересной для них игровой деятельности. Способности детей зависят от освоения определенного способа действия, от его собственной активной деятельности. Дети все активны, хотя и по-разному в зависимости от темперамента, состояния здоровья, настроения. Плохая активность ребенка зависит от определенных причин (плохое самочувствие, несовпадение желания ребенка с тем, что от него требуют взрослые).

Лень маленького ребенка – это не плохое поведение, а неестественное состояние организма. Снижение активности происходит из-за отсутствия условий жизни ребенка. Ребенок ленится потому, что взрослый грубо, навязчиво настаивает  на трудной и нежелательной для ребенка деятельности.

Но если лень в раннем детстве проявляется часто, что становится наиболее привычным ответом ребенка на требования взрослых, то со временем вырастет ленивое нерасторопное существо, которому ничего не охота, лишь бы не напрягаться. Хотя нормальному человеку бездействовать психически тяжело, а его успешность в деятельности не только приятное, но и необходимое условие удовлетворенности жизнью.

Успех, позитивный результат  - вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь проявлять активность, потребности быть активным. Можно сказать, что собственный, самостоятельно достигнутый успешный результат в той или иной деятельности – это и есть главный воспитатель любой способности.

Успешность ребенка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его  общей способности действовать самостоятельно. Нередко именно  развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей, они с удивлением обнаруживают, что ребенок отстает от сверстников только тогда, когда начинают водить его в детский сад. Многие трехлетки уверенно чувствуют себя среди детей, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык с другими детьми. Но  с некоторыми детьми возникает масса проблем. Потому что они почти ничего не умеют, они привыкли, что каждый момент их жизни обеспечен взрослыми.

У таких детей нет никакого опыта самостоятельной деятельности и воспитателям приходится учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения. Есть и такие дети, которые вполне могут действовать самостоятельно, но привыкли к постоянному присутствию взрослого рядом. Эти дети отказываются есть, играть или спать, часто капризничают, потому что им психологически дискомфортно.

Главная причина недостаточной самостоятельности ребенка лежит прежде всего в условиях его домашнего воспитания, точнее в том, как относятся к проблеме самостоятельности ребенка его родители, а также другие взрослые в семье

Агрессивный малыш, почему? Ребенок воспитывается в благополучной семье. Папа работает, мама не работает, занимается с мальчиком: учит читать, считать. Ребенок знает стихи, может рассказать. Мальчик плохо себя ведет. Мама и наказывает и объясняет. Большие дети его бьют. Он отнимает игрушки, хотя своих разных, даже дорогих, полный дом. Когда ребенок остался один без мамы (присматривала соседка), соседка взяла мальчика на пляж. Но когда стали собираться домой, ребенок продолжал сидеть на пляжной подстилке. На вопрос, почему он еще не одет, мальчик спокойно и несколько удивленно ответил: « Так одевай же меня». В свои 3,5 года ребенок не умеет одеваться. Почему? Агрессивное поведение ребенка – результат отсутствия возможности проявить себя, реализовать свои способности в обычной повседневной жизни (мама одевала, кормила), у него возникало чувство неспособности, дискомфорта.

Когда ребенок сам ест, одевается и даже помогает маме, он гордится собой, самоутверждается,  чувствует себя более способным, похожим на более взрослых детей. Если ребенку не дают проявлять активность, у него возникает чувство неспособности, т. е. внутреннего дискомфорта. Чтобы компенсировать неприятное состояние он ищет способность самоутвердиться в любой деятельности, которая ему более доступна, нередко эта деятельность носит негативный характер.

Что мешает нашим детям расти самостоятельными? Если деятельность ребенка успешна и подкреплена поощрением взрослых, у него растет и углубляется его уверенность в собственных силах, развивается потребность в дальнейшем проявлении самостоятельности. Воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребенка. Используйте прием переключения внимания с одного предмета на другой. Постепенно подобные навыки и умения станут основой для развития способности к самоорганизации. Важно вовремя оказать ребенку помощь, чтобы возникшие трудности не показались не преодолимыми, а случайные, но яркие негативные эмоции не отбили бы охоту, не стали бы камнем преткновения на пути развития самостоятельности. Важно « не перестараться» помогая ребенку, не делать того, что ребенок вполне уже может делать сам.

Развивать самостоятельность ребенка, как?

Воспитывая ребенка, взрослый в своих требованиях должен балансировать между двумя полюсами: безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Ребенку необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. Учитываем гендорные качества и задатки ребенка, особенности  строения мозга и конституции тела – все это  оказывает большое влияние на сам процесс деятельности.

В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному и результат достижений всегда индивидуален, ведь каждый ребенок – особый мир, неповторимая личность. Любой родитель заинтересован в судьбе ребенка и подбирает для него благоприятные условия развития.

Если самостоятельность постоянно тренируется в разных ситуациях, с разными условиями, то в конечном итоге «закрепляется» как положительный  личный опыт ребенка, и тем самым становится качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он это делал сам. Необходимо предоставить ему как можно больше самостоятельности, на всех этапах, от принятия решения что-то сделать, до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Очень важен положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат. Чтобы ребенок переживал радость как от самого действия, так и от полученного результата. Яркая игрушка вызывает желание ее трогать (ребенок тянется, бежит к ней). Но если ряд попыток приводит к неудаче, наступит негативная реакция (агрессия, слезы) и может возникнуть отказ от повторных усилий. А если просто давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, он постепенно оставит попытки добиваться чего-либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем требовать от родителей исполнение своих возрастающих потребностей.

Семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать у детей самостоятельность.

  1. Включать ребенка в такую деятельность, где он сможет успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.
  2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
  3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него).
  4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности  и внутренней дисциплины.
  5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями, чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).
  6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных  действий (плохой поступок, а не сам ребенок).
  7. В любой ситуации оставаться прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития

Лучшее, что могут дать родители своим детям – это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной практической самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""

Представление опыта работыТема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»....

Родительское собрание: "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

цель: познакомить родителей с оновными стратегиями правильного развития самостоятельности у детей...

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.

Что можно сделать для малыша, чтобы помочь ему стать самостоятельным? Нужно поддерживать его во всех проявлениях и не ограждать излишней опекой. Даже если поначалу ребенок не справляется с трудными за...

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильны...

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Консультация на тему развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возвраста...

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются дать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для ...

«Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самоелучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот. Полагая, что крохаеще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных ...