МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Яфанкина Татьяна Александровна

 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Цели: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста; изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ, технологий, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений.
Задачи: создать в группе предметно-развивающую среду, способствовать развитию сенсорных способностей детей (центр сенсорного развития, использование дидактических  игрушек (пирамидки , матрёшки, звучащие игрушки, массажные мячики разных размеров и цветов), игры на развитие мелкой моторике рук (игры со шнуровкой, с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями: фасолью, желудями, камушками), мозаика, игры на развитие представлений о цвете, форме, величины; провести работу с родителями по данной теме.
На протяжении учебного периода изучила методическую литературу, использовала интернет - ресурсы. В результате изучения литературы сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. 
Свою работу вела поэтапно:
На 1-ом этапе – вела активную работу с детьми по знакомству с сенсорными эталонами (цвет,     форма, величина).
На 2-ом этапе -  вела активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
На 3-ем этапе – вела работу с родителями. Проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в детском саду», рекомендации родителям по проведению развивающих игр в домашних условиях.
Были использованы следующие средства:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
 - самостоятельная деятельность детей;
- предметно - развивающая среда.
Применяла такие методы:
- словесные, наглядные, игровые.
Создала сенсомоторный уголок предназначенный главным образом:
-для стимуляции сенсорных функций ( зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.)
-развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
-создание положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Ручной труд способствует сенсомоторике – согласованности в работе глаз и рук, совершенствует координации движений, гибкости, точности выполнения действий.
В работе с детьми большое внимание и уделяла развитию сенсорной моторике кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении заданий, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие дети могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила детей  поддерживать естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, разбирать пирамидки и различные конструкции.
Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста является обследование предмета, в качестве основных форм выступают дидактические игры.
Были изготовлены следующие игры: «Спрячь мышку», «Найди пару», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Весёлые прищепки» и другие.
Дети данного возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Для развития ребёнка необходимо накопление богатого сенсорного опыта, что предполагает освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных и  временных отношений, овладения способами обследования предметов) поэтому в группе создано поле для сенсорного развития, которое включает в себя:
- дидактические, предметно-тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы и величины, с различным количеством колец, матрёшки вкладыши,
-различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, кубики с картинками,
- мягко-набивные дидактические игрушки,
- развивающие игры типа «лего», способствующие развитию мелкой моторики рук, освоение   сенсорных эталонов,
-строительный материал: деревянный, пластмассовый разного размера. 
Оформила наглядную информацию для родителей в рубриках: «Учите вместе с нами», «Чем сегодня занимались», стенд для детских работ, фотостенд «Растём, познаём, развиваемся». Родители активно принимали участие в приобретении и изготовлении атрибутов, пособий, игр и другого материала необходимого для развития сенсорных способностей детей. У родителей появилось осознание отношения к проблеме сенсорного воспитания ребёнка – дошкольника, осознание значимости проблемы в развитии ребёнка как личности. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематично включаться во все моменты жизни ребёнка.
Литература:
 Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Москва 1988 г., Н.П.Сакулина, Н.П.Поддьякова «Сенсорное воспитание в детском саду», Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина «Раннее детство. Познавательное развитие». Методическое пособие. Москва 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

 «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА».  Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сто...

Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».

Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Система работы по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Система работы по теме:«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...

Семинар-практикум для воспитателей По опыту работы: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»ффффф

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания.Задачи: ознакомить воспитателей с сенсорными эталонами, дидактическими играми, способству...

ОТЧЕТ по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...