«Формы работы ДОУ с семьей по формированию здорового образа жизни»
консультация на тему

Кропачева Анна Васильевна

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников и младших школьников. По этому важно организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду и начальной школе, чтобы в ее процессе развевались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_rabotydokument_microsoft_word.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 города Ставрополя

Консультация для педагогов

Тема: «Формы работы ДОУ с семьей по формированию здорового образа жизни»

                                                               Воспитатель: Кропачева А.В.

                                               г. Ставрополь, 2015г                                                                                                       

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников и младших школьников. По этому важно организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду и начальной школе, чтобы в ее процессе развевались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни.

     Основные требования ФГОС – критерии оценки содержания и методов физического воспитания, реализуемых в ДОУ:

1.     Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

2.     В организации физ.занятий и в подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям:

- формируют подгруппу детей на основе состояния их здоровья и темпов физ. развития;

-  внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на занятии;

- варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

     3.   Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей здорового образа жизни:

           - развивают навыки личной гигиены;

           - формирую элементарные представления о полезности и целесообразности физ.активности и личной гигиены и т.д.

     4. Педагоги ДОУ создают условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности.

     5. Педагоги используют разнообразной формы физ.активности.

     Для обеспечения здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса необходима система мер, учитывающая характеристики среды и условия жизни ребенка, воздействующее на его здоровье.

К таким условиям следует отнести:

     - факторы внешней среды, способные оказывать негативные воздействия на состояние здоровья детей;

     - факторы дошкольной среды – санитарно технического медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организация система питания с учетом требований санитарных правил и норм;

     - организация непосредственно образовательной деятельности и образовательного процесса;

     - организация и формы физ.воспитания культурно оздоровительной работы;

     - динамика текущей и хронической заболеваемости.

     Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного всех средств физ.воспитания.

     Триаду здоровья составляют гигиенические факторы, закаливание и физ.упражнения. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в ДОУ должна быть построена в следующих направлениях:

     - создание условий для физ.развития и снижение заболеваемости детей;

     - повышение мастерства и деловой квалификации педагогов;

     - комплексное решение физ.оздоровительных задач в контакте с мед. работниками;

     - воспитание здорового ребенка совместными усилиями образовательного учреждения семьи.

Для полноценного развития детей, реализации потребности в движении должны быть созданы определенные условия. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физ.развитию детей, следует учитывать следующие факты:

     - индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

     Особенности его эмоционально – личностного развития;

     - индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности.

     - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

     - возрастные и поло-ролевые особенности.  

    Взаимодействие в ДОУ и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть представлены последующим основанием.

1.     Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные,  ежемесячные и мероприятия проводимые с другой периодичностью или по необходимости.

2.     Место проведения. Работа может проводится в помещении ДОУ или за его пределами.

3.     Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.

4.     Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, муз. руководитель, педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог, методист, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети или педагоги, родители и приглашенные специалисты.

5.     Задачи взаимодействии с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включение их в деятельность ДОУ.

6.     Характер взаимодействие педагогов с родителями.  Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характера.

7.     Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.

 

Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. И ее центральный момент – планирование работы педагогов с родителями.

     Планирование этой работы начинается с определения ее цели и задач. Цели могут носить как общий, так и частный характер.

     Общая цель работы с родителями – установление с ними сотруднических отношений.

     Частная цель раскрывает, в чем именно будет составлять сотрудничество:

Например: частной целью может быть установление сотрудничество с родителями в сфере оздоровления детей.

     Достижение этой частной цели происходит путем решение конкретных задач:

     - расширение представлений родителей о психофизических особенностях ребенка определенного возраста;

     - мотивирование родителей на изучение здоровья своего ребенка, укрепление их веры в потенциальной возможности;

     - освоение родителями традиционных и не традиционных способов оздоровления детей;

     - реализация системы совместных мероприятий по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.

     Затем в соответствии с поставленной частной целью и задачами воспитателями группой совместно с родителями разрабатываются несколько тем родительских собраний.

     Например, таких: «Наш здоровый малыш», «Профилактика простудных заболеваний», «Закаливание ребенка – основа формирования здоровья», «Роль физ.упражнений в укреплении здоровья» и т.д.

      - А какие методы и формы работы с семьей вы знаете?

     Целесообразно выделить в существующем многообразии форм работы с семьями воспитанников центральную – родительское собрание, которое становится отправной точкой для годового планирования педагогом других подчиненных по отношению к нему форм взаимодействия с родителями.

     Родительское собрание – хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий. На собрании педагог может обсудить с родителями итоги воспитания обучения и развитие детей за определенный период, поделиться с ними результатами своих наблюдений, сообщить о дальнейших планах и стратегии работы с детьми.

     Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в реализации сразу нескольких функций: организация коллектива родителей, управление воспитательно-образовательным процессом, решение наиболее важных насущных проблем.

     Как правило, родительское собрание состоит из трех частей: вводной, основной и «разное».

     При проведении основной части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

     Лекция – форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и большой аудитории.

     Групповая дискуссия –  совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Эта форма общения позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей.

     Родительская конференция – форма взаимодействия с родителями, позволяющая обобщать, систематизировать и пропагандировать психолого-педагогические знания, полученные родителями в течение длительного периода (1-2 года).

     

Беседа. 

     Педагогическая беседа – наиболее доступная и распространенная форма установления связи между педагогом и семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.

     Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижении единой точки зрения по этим вопросам, оказания родителям в своевременной помощи.

     Тематические консультации.

Тематические консультации по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работой с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Консультации бывают индивидуальными и групповыми.

     Формы проведений консультаций может стать практикум, на котором родители приобретают практические знания и умения, на пример, как организовать детский праздник дома, как изготовить настольный театр и т.д.

     После проведения групповой консультации ее текст в виде кратких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде.

     На ряду со словесной информацией можно использовать письменные сообщения: записки, дневники, информационные листки и др.      

     Доска объявлений.

На ней можно поместить объявления о  собрании, информацию о развитии детей, распорядок дня.

     Газета.

 Может издаваться усилиями редакционной коллегии детского сада или отдельной группой и посвящаться наиболее сложным проблемам развитии детей (формирование характера, развитие речи, интеллекта и др.).

     Тематические выставки.

Представляет фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.

     Тематические папки.

Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы).

     Визиты в группу.

Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех.

     Дни открытых дверей.

Эту форму работы можно сочетать с проведением групповых собраний родителей.

     Посещение семьи.

Одна из важных форм работы с родителями.

Цель посещения – выяснение условий семейного воспитания.

Задачи педагога -  установление доверительно-деловых отношений с семьей.

     Посещение семьи может принести пользу и родителям и воспитателям.

Родители получают представление о том, как воспитатель общается с их ребенком. В свою очередь, воспитатель знакомится с атмосферой дома воспитанника, где тот проводит большую часть времени.    

     А также:

     Спортивные праздники.

     Дни здоровья.

     Совместные выезды на природу.

     Презентация семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических ...

"ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Методические рекомендации "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них...

Консультация для воспитателей «ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Грачева Светлана Егоровна...

Консультация для педагогов "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них...

Презентация Формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника».

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепления физического и психического здоровья ...