Главные вкладки

    Использование игровой деятельности в коррекции речевых нарушений
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Ляхова Валентина Алексеевна

    В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы  взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи детей с ОНР и устранению дефекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Игровая деятельность33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 города Ставрополя

    «Использование  игровой  деятельности  в  коррекции  речевых  нарушений».(Описание опыта работы)

                                                            Воспитатель:  В.А.Ляхова.

                                              г.Ставрополь, 2015

               В течение последних пяти лет углубленно работаю по теме «Использование  игровой  деятельности  в  коррекции  речевых  нарушений».

            Актуальность темы считаю в том, что в процессе игровой деятельности происходит и первый опыт общения, и коррекция всех психических процессов, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной деятельности.

                Целью моей работы является создание полноценных условий для  коррекции речевых нарушений в структуре игровой деятельности, для подготовки детей к обучению в школе и  дальнейшей социальной адаптации.

                Ученые Г.А.Волкова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, А.И.Максаков, В.И.Селиверстов подчеркивают значение игры в коррекционных целях. Игра – ведущий вид деятельности, коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений.

            Исследования психологов, педагогов, методистов, дефектологов показали, что уже с ранних лет надо заботиться о своевременном развитии речи ребенка: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, играть, развивать его двигательные умения. Формирование игровых действий происходит при участии речи. Поэтому свою работу начинаю с момента поступления ребенка в детский сад.

            В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР все игры использую с учетом ряда принципов:

    - принцип деятельности - выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры, оценка поведения детей;

    - принцип системности, последовательности, учета возраста – распределение игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр;

    - принцип учета индивидуальных особенностей – использование игры для развития общительности, подражательности, нормализации моторных функций;

    - принцип учета структуры дефекта – проведение игр на определенный звук, на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

    - принцип поэтапности – методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно (от простых игр с готовыми правилами к творческим).

    Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.

            В течение пяти лет мною была проведена коррекционно-воспитательная работа в группе детей с общим недоразвитием речи. Проводились специальные коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других внешних психологических функций в ходе игровой деятельности.

              Коррекционно-педагогическая работа считаю успешной при условии раннего диагностического обследования ребенка.

    В начале и в конце учебного года определяю уровень развития игровой деятельности детей.

    Не всегда об индивидуальных особенностях ребенка можно узнать только по тестам или диагностическим таблицам, поэтому я наблюдаю за детьми в «естественных» условиях – в общении со сверстниками, в различных играх, в повседневных ситуациях.

    В ходе обследования выясняю состояние отдельных составляющих игровой деятельности детей по методике Г.А.Урунтаевой (мониторинг № 1):

    - умение ориентироваться в игровой задаче;

    - умение отражать реальные факты, события, знания о профессиях взрослых;

    - умение в процессе игры регулировать свои желания;

    - проявление творчества в создании игры;

    - появление новых тем во время игры;

    - использование пространственной среды для развертывания игры;

    - умение  самостоятельно распределять роли;

    - этические нормы поведения: доброжелательность, отзывчивость, умение договариваться, справедливость;

    - наличие отрицательных качеств: грубость в обращении, агрессивность.

          Анализ  игровой деятельности детей  на начало и конец учебного года  показывает стойкую положительную динамику в умении ориентироваться в игровой задаче с 65 до 90%, в использовании пространственной среды для развертывания игры с 63 до 92%.

            В своей работе адаптировала технологии В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми» и  Г.А.Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» применительно к детям с ОНР (II –III ур).  

    Систематизировала игры и игровые упражнения, направленные на формирование качественного словаря в соответствии с лексическими темами на весь учебный год по периодам.

            Методика игровой деятельности  направлена на формирование у детей определенных черт характера, умений и навыков активного поведения, самостоятельных форм общения. Данные методики способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы  взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи детей с ОНР и устранению дефекта.

    Результативность работы.

            В результате проведенной работы дети научились отражать реальные факты, события, знания об основных профессиях взрослых; создавать творческие игры; самостоятельно распределять роли. Отношения между детьми стали более доброжелательными, снизилась агрессивность и грубость в обращении.

    В построении диалога  во время игры и в повседневной жизни дети стали пользоваться сложными предложениями, расширился качественный и предметный словарь.