Банка с играми
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Башнина Юлия Анатольевна

Иногда в детском саду в течение дня появляются вынужденные паузы - 5-10 минут, не больше. Чем можно заняться в это время?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-pyatiminutki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 Иногда  в течение дня возникают вынужденные паузы – задерживается занятие со специалистом, прогулка закончилась чуть раньше или нужно немного подождать обеда – и остается буквально 10 минут, которые нужно как-то провести.

 У нас в группе на такой случай припасена банка с играми-пятиминутками. Банка самая обычная, с крышкой, небьющаяся, с нарисованными бабочками.

Внутри – разноцветные бумажки с написанными играми, которые занимают как раз десять минут. Мы усаживаемся, достаем банку, и кто-нибудь из детей вытаскивает наугад бумажку – и мы играем в попавшуюся игру.

 Детям нравится – ведь не воспитатель игру выбирает, а сами, случайно, есть в этом какая-то тайна, привлекающая детей.

 Все игры, «живущие» в банке, занимают немного времени и в большинстве своём не требуют специальных приготовлений.  

Игры-пятиминутки.

«Тройная чепуха».

Развиваем речь и мышление.

Количество игроков не ограничено.

Задача каждого игрока придумать 3 слова, начинающихся на определенную букву, чтобы получилась смешная чепуха. Например, корова красила копыта; жадный жираф жевал; банан боялся бутерброда и т.п.

«Замри-отомри».

Когда нужно подвигаться. Кроме того, игра развивает внимание.

Дети скачут и бегают, пока им не скажут «Замри!» - тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

«Найди фигуру».

Запоминаем геометрические фигуры, соотносим их с реальными предметами. Геометрия в реальном мире.

Нужно несколько разных геометрических фигур (например, из плотного картона), которые складываются в непрозрачный мешочек.
Игроки по очереди достают фигуру из мешочка, называют ее, а затем находят в комнате предмет такой же формы. Предметы нельзя называть повторно.  

Количество и виды фигур можно варьировать в зависимости от возраста детей.

Можно не ограничиваться комнатой и называть любые предметы нужной формы.

«Снежный ком».

Игра хорошо тренирует слуховую память и внимание.

Первый игрок (это может быть воспитатель) называет какое-то слово, следующий повторяет это слово и называет свое, следующий – повторяет первые два слова и называет собственное, и так далее. Можно называть любые слова, а можно выбрать определенную тему (фрукты, цветы, имена и т.п.)

«Двигательный снежный ком»

Можно размяться, а заодно потренировать память, внимание и фантазию.

Первый ребенок придумывает какую-нибудь фигуру (например, встает на одной ноге и делает «ласточку»). Следующий игрок повторяет показанное движение и добавляет своё. Следующий участник повторяет уже две фигуры и добавляет свою.

«Слова».

Хорошо развивает речь и увеличивает словарный запас.

По аналогии с игрой в «Города».

Первый ребенок называет любое слово (существительное), задача следующего игрока – назвать слово на последнюю букву. Например, дом – месяц – цапля – яблоко и т.д.

«Кто сказал «мяу»?

Когда хочется побаловаться, подвигаться. Кроме того, игра хорошо тренирует слух и умение определять источник звука (откуда слышен звук, с какой стороны?)

Одного из детей выбирают ведущим, он поворачивается спиной к остальным.

Один из игроков говорит «Мяу!». Водящий поворачивается ко всем лицом и спрашивает «Кто сказал «Мяу»? Все хором отвечают «Я!» и протягивают вперед руку. Водящий дотрагивается до руки того, кто, по его мнению, мяукнул. Если угадал, то мяукнувший становится ведущим, не угадал – выполняет какое-нибудь задание ребят.

«Путаница».

Подвигаться, размяться, научиться договариваться и действовать сообща.

Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь.

Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде они, не расцепляя рук, путаются между собой. Когда готова путаница – зовут вышедшего игрока. Его задача распутать путаницу.

«Узнай меня».

Умение почувствовать другого.

Дети стоят в кругу, ведущий в центре круга с завязанными глазами. Воспитатель медленно крутит ведущего со словами «Кручу, верчу, запутать хочу» и подводит к одному из детей. Ведущий на ощупь должен узнать сверстника.

«Запретное число».

Игра на внимание, соотнесение числа и его количественного «воплощения».

Игроки заранее договариваются, какое число от 1 до 10 (для начала можно выбрать число в пределах 5) будет запретным. Допустим, запретное число – 4.

Водящий (воспитатель или кто-нибудь из детей) вразнобой называет числа от 1 до 10, а дети должны внимательно следить и показывать на пальцах те числа, которые он назвал, до тех пор, пока не прозвучит запретное число. Его показывать не надо. Вместо этого надо быстро убрать руки за спину.

«Покажи ответ на пальцах».

Развитие представлений о цифрах, тренировка внимания, скорости реакции.

Тренировка устного счета (для старших детей).

Воспитатель задает детям вопрос, ответом на который будет определенная цифра. Задача детей – постараться не выкрикнуть правильный ответ, а показать его на пальцах.

Вопросы могут быть абсолютно любыми, главное, чтобы ответ выражался какой-то цифрой.

Например:

  • Сколько ножек у стола?
  • Сколько козлят в сказке «Волк и семеро козлят»?
  • Сколько у машины рулей?
  • Сколько пальцев на двух руках?

Детям постарше можно задавать несложные вопросы-задачки:

  • Сколько рук у Маши и Саши?
  • Сколько хвостов у двух собак?

«Снежинки кружились».

Подвижная игра на внимательность и взаимодействие.

Воспитатель (или ребенок) объявляет:

- Снежинки кружились, снежинки кружились (дети кружатся по комнате), и… по пять сцепились!

Дети должны быстро собраться в группы по 5 человек.  Все те, кто остался без «сугроба», должны убедиться, что их меньше пяти, и показать «я в домике».

Можно из тех, кто остался без «сугроба» выбрать следующего ведущего.

Каждый раз ведущий называет новое число – и деть должны сформировать новые группы.

«Сова и птички».

Подвигаться, потренировать внимание, закрепить представление о числовом ряде.

Игроки договариваются, где у них будет дом, а где можно бегать. Можно отделить дом веревочкой.

Игроки – птички, водящий – сова, она спит днем, а ночью вылетает на охоту. Сова объявляет длину светового дня, например, семь.

- Утро. Семь! – говорит сова, и закрывает глаза. Все игроки-птички бегают по «лужайке» размахивая крыльями-руками. Их задача летать быстро, но при этом ни с кем не сталкиваться.

Сова медленно считает до семи (вслух).

На счет «семь» все птички должны оказаться в домике и замереть там.

- Вечер! Ночь! – говорит сова. Все птички должны сидеть тихо-тихо.

- Утро. Десять! – объявляет сова, закрывая глаза. Все птички снова вылетают из домика, но стараются вернуться ближе к вечеру.

«Не пропусти хлопок».

Развивает слуховое восприятие, внимательность, увеличивает словарный запас.

Воспитатель задает тему или выбирает ее вместе с детьми. Например, фрукты. Детям дается задание: когда они услышат название фрукта, им нужно хлопнуть в ладоши. И далее произносится или набор слов, или текст, слушая который дети должны отслеживать заданные слова.

Например, дом, помидор, рука, окно, яблоко, муха, груша, персик, книга, солнце, виноград и т.п.

«Назови одним словом».

Игра на развитие способности выделять главное, выделять сходство, делать обобщение.

Педагог называет несколько понятий, задача детей – назвать их одним словом.

Например, стол, стул, кровать, диван – мебель.

Колобок, Буратино, Золушка - герои сказок и т.п.

«Из одного – много».

Развивает умение выделять сходство, кроме того, развивает память и увеличивает словарный запас.

Задание, обратное предыдущему.

Педагог называет общую тему, а дети должны ее конкретизировать.

Нужно заранее договориться, будет ли ограничение по количеству названных слов: можно, например, назвать по три-четыре понятия, а можно продолжать до бесконечности и вспомнить как можно больше слов.

Темы могут быть абсолютно разными: имена, посуда, деревья, цветы, одежда и т.п.

Можно предложить какой-нибудь символический приз тому, кто назовет слово последним.

«Отгадай, о чем я говорю».

Умение выделять признаки предмета, внимательность.

Педагог (а потом и дети) мысленно выбирает любой предмет в комнате и начинает его описывать (цвет, форма, фактура, использование предмета и т.п.). Задача детей – узнать предмет и назвать его. Отгадавший становится ведущим.

«Противоположности».

Умение выделять признаки, анализировать свойства предметов, явлений.

В игре можно использовать мяч или просто соблюдать очередь.

Педагог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок должен назвать противоположное понятие и вернуть мяч воспитателю.

Например, белый – черный, ночь – день, горький – сладкий.

«Кто кем/чем будет?»

Развитие мышления, умения анализировать.

Педагог просит детей ответить на вопрос, кем или чем будут названные животные, предметы или явления. Кем/чем будет яйцо? Цыпленок? Желудь? Деревянная доска? Капля воды? и т.д. Начинать лучше с простых вопросов (например, кем будет котенок?), чтобы дети хорошо поняли, как играть.  Может существовать несколько ответов на один вопрос (хорошо, если дети дойдут до этого самостоятельно).

«Да – нет».

Цель игры – научить детей задавать вопросы, научиться слушать других, быть внимательными.

Воспитатель (а потом и кто-то из детей) загадывает некое слово, а дети должны его разгадать. Для того, чтобы угадать слово, дети могут задавать вопросы, но только так, чтобы воспитатель мог ответить «Да», «Нет», «Это несущественно», «И да, и нет».

«Для чего эта вещь?»

Развиваем умение отойти от стереотипа, создавать новое.

Педагог показывает ребятам какой-то хорошо знакомый предмет. Например, простой карандаш. Задача детей – придумать как можно больше способов использования карандаша. Они могут быть необычными, оригинальными. Можно договориться, что карандаш «пойдет домой» к тому, кто придумает самый оригинальный способ.

«Инопланетяне».

Развитие речи, умения выделять существенные признаки предмета.

Воспитатель просит детей представить, что он – инопланетянин, который прилетел с другой планеты и некоторых слов не знает. «Инопланетянин» спрашивает у детей, что означают те или иные слова. Слова могут быть любыми, в зависимости от возраста и имеющихся навыков детей.

«Доскажи словечко».

Развитие речи, скорости реакции, внимания.

Можно использовать мяч или играть на скорость.

Кидая мяч ребенку, воспитатель называет первую часть слова (половину, слог, несколько слогов), а ребенок должен назвать слово целиком. Слова могут быть абсолютно разными. Можно загадывать каждому ребенку разные слова, а можно подбирать разные варианты на одну часть слова.

Например, «До» - дом, дорога, доска, дождь и т.п.

«Фотография на память».

Игра хорошо тренирует зрительную память и внимание к деталям.

Из детей выбирается водящий, остальные участники становятся в шеренгу. Водящий старается запомнить, кто и где стоит, кто как выглядит. Когда запомнит (можно ограничить время запоминания), ведущий отворачивается и  отвечает на вопросы воспитателя, например: «У кого сегодня футболка в полоску?», «Кто стоит первым?», «У кого светлые волосы?», «Какого цвета кофточка у Насти?».

«Не звени, мой колокольчик».

Для игры нужен колокольчик.

Игра помогает детям успокоиться, научиться взаимодействовать друг с другом, координировать свои действия.

Дети встают (или садятся) в круг и передают друг другу колокольчик так, чтобы он не зазвенел. У кого не получилось – выходит из круга. Для опытных детей задачу можно усложнить, например, передавать колокольчик одной рукой или за спиной.

Хорошо, если банка с играми будет пополняться время от времени, так дети не заскучают.

Игры взяты из различный источников, в том числе, из книг Ж.Кац «Пирог с математикой» и «Игры для начинающих мам» и сборника О.Ю.Машталь «Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Звуковая банка"

quot;Звуковая банка."Цель игры:закреплять правильное произношение звука в словах, автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики....

опыты игры "Дождик в банке"

опыты- игры "Дождик в банке"...

Дидактические игры своими руками "Разложи в банки по цветам"

Игра "Разложи в банки по цветам"Цель : Закрепление зананий детей основных знаний цветов....

Математическая игра "Наполни банки"

Целью данной игры является развитие мелкой моторики рук дошкольника, развитие внимания, сообразительности. Данная яркая игра поможет Вам привить ребенку любовь к математике.  Задачи игры : Р...

Дидактическая игра ЖУКИ В БАНКЕ

Весной появляются не только прекрасные бабочки и яркие стрекозы, но и множество разнообразных жуков. Как раз они-то нам очень пригодятся. Давайте соберем целую коллекцию этих маленьких (и не очень) на...

Дидактическая игра "Разложи по банкам"

Закрепление знаний детей о фруктах....

Дидактическая игра "Собери жуков в банки" для детей 5-7 лет

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, направленная на развитие мелкой моторики руки и умения считать....