Методологические основы проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования.
статья на тему

Цель:обеспечить теоретическую и практическую поддержку актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений. 

Ключевые слова:программа; образовательная программа; образовательная программа дошкольного образования; парциальная образовательная программа, модифицированная парциальная образовательная программа; авторская парциальная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologicheskie_osnovy_partsialnoy_programmy_d.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методологические основы проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования.

В научной литературе понятие «методология» (от греч. methodos путь исследования или познания, logos понятие, учение) определяется как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; учение об организации деятельности; алгоритм поиска цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели. ( Новиков A.M. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвео, 2011. – 488 с.)

Анализ содержательной характеристики феномена «методология» позволил выявить, что она воплощается в организации различных видов деятельности. При разработке парциальной образовательной программы такой деятельностью является педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование – целенаправленная деятельность по созданию педагогических проектов с целью преобразования педагогической практики. Педагогический проект это замысел (идея, образ) образовательного процесса, и/или образовательной программы, и/или содержания образования. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

Наличие авторских и модифицированных парциальных образовательных программ в дошкольной образовательной организации свидетельствует об инновационном потенциале педагогического коллектива, способного оперативно реагировать на удовлетворение интересов, потребностей, запросов ребенка, родителей, государства, общества.

Педагогическая инновация, по мнению Н. И. Лапина и А. И. Пригожего, - это образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике и/или в культурных традициях, концепцией процесса развития личности ребенка, с иным взглядом и подходом к проектированию образовательного процесса. Инновации, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности и включающие в себя планирование, конкретные этапы внедрения и результативное завершение в образовательной практике, наиболее важны и ценны в ситуации модернизации образования и системных обновлений содержания образования в образовательных организациях. Один из основных методов реализации инновационной деятельности в системе образования - проектирование образовательных программ.

Проектирование парциальной образовательной программы - целенаправленная деятельность по созданию проекта части формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования с учетом системных обновлений дошкольного образования, и направленной на обеспечение развития индивидуальных склонностей, образовательных потребностей, способностей и мотивов дошкольников.

В качестве методологических подходов к проектированию парциальных образовательных программ могут быть использованы следующие:

· Культурно-исторический подход подчеркивает, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества, носителями которой для ребенка являются взрослые (социальный план). Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей). Он также предполагает определение целей Программы и путей их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде. Таким образом, культурно-исторический подход к проблеме развития дошкольника основывается на положениях о ведущей деятельности, зоне актуального и ближайшего развития, реактивно-спонтанном типе обучения, социальной ситуации развития, неравномерности развития высших психических функций и систем (внимание, восприятие, память, воображение) (Л.С. Выготский). Зона актуального развития – способности, навыки, умения, которые существуют в психике детей на данный момент; то, что он может делать самостоятельно (Л. С. Выгодский). Зона ближайшего развития – задачи, навыки, и умения, которые ребенок может реализовать только при помощи взрослого, и только потом самостоятельно (Л.С. Выгодский). Следовательно, парциальная образовательная программа, не должна намного опережать актуальные возможности ребенка, это может привести к снижению (потере) мотивации к познанию и отсутствию развивающего эффекта.

· Системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности - удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. «Сознание есть деятельность» (А.Н. Леонтьев). В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» одно из ключевых понятий, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно – положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации системно-деятельностного подхода. Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет иметь развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла. Становление системно-деятельностного подхода базируется на исследованиях А.Г. Асмолова (нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности); П.К. Анохина и Н.А. Бернштея (достижение результата при наличии обратной связи). В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Поэтому содержание парциальной образовательной программы может реализовываться в различных видах детской деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской и т.д.) как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС дошкольного образования п. 2.7.).

· Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию образовательного процесса: постановку в центр внимания уникальной, целостной личности ребенка; признание его права на развитие и проявление способностей; равенство, человечность, справедливость, человечность как нормы отношений в образовательной организации (Слободчиков В.И.).

Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации (Борытко Н.М.).

Современные гуманитарные подходы к определению смысла образовательных процессов связаны с идеей обретения человечеством своего образа: неповторимой индивидуальности, творческого начала, желанием с помощью образования «высветить образ человека, сделать отчетливо зримым его уникальную непохожесть и отличенность от всех иных и всего иного» (Тищенко М.). Понятие «гуманитарный подход» имеет культурологическую основу, т.к. «образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству» (Бондаревская Е.В.). Следовательно, содержание парциальных образовательных программ, формы организации работы с детьми должны в наибольшей степени соответствовать потребностям и интересам детей. Способы взаимодействия с ребенком должны осуществляться с учетом проявления уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержки его чувства собственного достоинства.

Согласно методологии проектирования парциальной образовательной программы были выделены концептуальные идеи.

Базовые идеи парциальной образовательной программы

· идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности;

· идея о целостности развития ребенка в образовательном процессе;

· идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие инициативы, творческих способностей, интересов, самостоятельной деятельности.

Парциальная программа проектируется с опорой на принципы. Принцип (от лат principium – основа, первоначало) – 1. Основное, исходное положение науки, теории; предпосылка концепции или теории. 2. Внутреннее убеждение человека, взгляд на мир как предмет теории, предопределяющий ее содержание. Вокруг подхода синтезируются все понятия, суждения, законы, раскрывая, обосновывая и развивая его. Например, подход наглядности и системности в дошкольной педагогике.

Парциальная образовательная программа должна соответствовать принципам (ФГОС ДО п. 1.4.):

· развивающего образования – цель развитие индивидуальных черт ребенка в процессе обучения (Л.С. Выгодский) и ориентирует педагога на построение образования в зоне ближайшего развития;

· амплификации (термин раскрывается как обогащение по А.В. Запорожскому) развития детей через использование возможностей специфических видов детской деятельности, которые вытекают из особенностей восприятия, мышления и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

· научной обоснованности и практической применимости -соответствие содержания парциальной программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, реализация в массовой практике дошкольного образования, отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но и возможность применения полученной информации в практической деятельности детей;

· адаптивности – предметно – пространственная развивающая среда должна быть адаптирована к потребностям ребенка дошкольного детства, обеспечить комфорт развития всех его сфер в процессе освоения парциальной образовательной программы;

· интеграции образовательных областей - соответствие возрастным возможностями и особенностям развития детей, а также спецификой и возможностями образовательных областей или образовательной области и специфических видов детской деятельности по освоению парциальной программы, интеграцию содержания обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений (парциальная программа);

· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса за счет объединения комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при освоении парциальной образовательной программы и обязательной части программы дошкольного образования, в качестве объединяющих тем могут выступать тематические недели, события, традиции, праздники, представление детских проектов и др. (Трубайчук Л.В.).

Прежде чем приступить к ее разработке парциальной образовательной программы педагогу, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

Нормативно-правовые основы проектирования парциальной образовательной программы

Нормативные документы:

Международное законодательство

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и раз вития детей, 1990.

· Детский фонд ООН ЮНИ СЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.

· Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

Указы Президента РФ

· Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. No761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

· Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. No599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Федеральные законы

· Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступил в силу с 01.09.2012 г.).

· Федеральный закон РФ от 08.05.2010 г. No83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Приказы, постановления, письма и другие документы федерального уровня

· Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы».

· Письмо Минобрнауки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10 «О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

· Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10.2013 г. № 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

· Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. No 01-52-22/05-382 «О дошкольных образовательных организациях».

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

· Приказ Минобрнауки РФ от 18.02.2013 г. № 98 «О рабочей группе по разработке порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ».

· Приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих проведение образовательной деятельности».

· Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

· Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

· Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - Сан-ПиН 2.4.1.3049-13.

Парциальная образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных(ой) образовательных(ой) программ(ы) ДО (ст.12 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в РФ»; ФГОС ДО п. 2.5.).

Перед созданием парциальной образовательной программы в сфере дошкольного образования разработчику необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Есть ли необходимость в создании Вашей модифицированной / или авторской парциальной образовательной программы?

2. Как будут соотноситься цель и задачи парциальной образовательной программы с целью и задачами обязательной части образовательной программы дошкольного образования (соотнести с целью и задачами по направлениям развития ребенка по возрастам)?

3. Будет ли ваша программа соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, проектироваться с учетом принципа интеграции образовательных областей?

Целостность образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации обеспечивается путем применения обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования.

Программа должны быть направлена на :

· развитие любознательности как основы познания окружающего мира и познавательной активности у дошкольника;

· развитие интеллектуальных способностей и физической активности ребенка;

· формирование творческого воображения и культурно-гигиенических навыков;

· формирование эмоциональной отзывчивости к миру искусства, природы, людей;

· развитие коммуникативности с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Программа должна обеспечить:

· охрану здоровья дошкольников, развитие двигательной активности детей;

· эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения представлений ребенка о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях.