«Семейное чтение, как средство духовно – нравственного становления личности ребёнка»
книга по теме

                                                                                                            


                                   

 Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном.

 Мы, воспитатели, в детском саду много читаем детям произведений разной тематики. Дошкольникам это очень интересно, живое чтение -  это так здорово. Но, в моей педагогической практике произошёл такой случай: на мой вопрос «кто такой колобок?» дети без промедления ответили: «покемон». Сказать, что я была удивлена – это не сказать ничего.  Заинтересовавшись, читают ли детям дома родители, многие из детей ответили отрицательно. Современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры.  Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.

В процессе работы мы заметили: многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников.

 Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.

 Далее было проведено анкетирование с родителями, оно выявило следующее: читают детям – 30% родителей; читают изредка – 20%; не читают совсем - 50%. Это послужило причиной для встречи с родителями.  Родительское собрание проводилось на актуальную тему: «Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становление личности ребёнка», и вызвало  большой эмоциональный отклик у родителей моих воспитанников.  Я увидела их желание общаться и учиться. На родительском собрании было принято решение о проведении «Семейных литературных гостиных», где родители могли бы познакомиться с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; научиться поощрять и  развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомиться с литературными играми, викторинами, как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.