Главные вкладки
"Выявление детей с признаками одаренности"
методическая разработка
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_odarennosti.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление детей с признаками одаренности
Поварницына Е.А.,
МБДОУ ДС №27 «Филиппок»
воспитатель
В условиях внедрения ФГОС ДО актуальным вопросом является процесс выявления и развития способностей, одаренности дошкольников. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. На самом же деле потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности.
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Б. М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтенес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Существенную роль в развитии способностей играют умения (способности и умения не тождественны, а взаимосвязаны). Выделяют следующие уровни развития способностей:
1. Одаренность – совокупность ряда способностей, обуславливающие особенно успешную деятельность в определенной области и выделяющие его в этой области среди людей.
2. Талант – совокупность способностей, проявляющаяся в творческой активности, приводящая к более новым, оригинальным результатам.
3. Гениальность – высший уровень развития способностей, позволяющий достичь таких результатов творческой активности, которые составляют эпоху в жизни общества.
В группе детей младшего возраста проводится работа по развитию художественных способностей и выявлению признаков одаренности воспитанников в художественно-эстетической деятельности. В соответствии с основными принципами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в целях создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, воспитанники дошкольной группы посещают кружок пальчиковой живописи художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки», в качестве дополнительной образовательной услуги, реализуемой ДОУ на бесплатной основе.
Кружок проводится по разработанной программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки», цель которой - опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную деятельность, развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.
По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому педагогу в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка Можно адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую одаренность и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, в том числе и в изобразительной деятельности.
Развитие творческих способностей дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, C.J1. Рубинштейн, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия изобразительной деятельностью, (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, T.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д.В. Сергеева и др.). Выполнение рисунков с помощью отпечатков пальчиков, ладоней рук в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта (А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков), залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности (И.Я. Лернер).
В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей среднего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей на занятиях кружка «Цветные ладошки» предлагается форма организации художественной деятельности в группе 8 человек, что способствует приобщению дошкольников к художественной деятельности, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данного исследования 3-5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Перспективный план работы кружка построен на основе тематического принципа в соответствии с тематическим планом образовательной деятельности основной образовательной программы. Разработанная система интегрированных занятий, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Так, например, в соответствии с темой недели образовательной деятельности «Осень», запланирована тема занятия на кружке «Золотая осень» - дети выполняют коллективную работу по изображению осеннего пейзажа с использованием отпечатков ладошек, пальчиков. В соответствии с темой недели «Посуда. Продукты питания. Этикет» - запланирована тема занятия на кружке «Красивая тарелочка» - дети украшают тарелочку разноцветными отпечатками пальчиков. В соответствии с темой недели «Животные жарких стран. Зоопарк» запланирована тема занятия на кружке «Жираф» - дети изображают фигуру жирафа с помощью отпечатка ладони. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через продуктивные виды деятельности.
Условия дошкольной группы позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком. В результате занятий кружка «Цветные ладошки» к концу года воспитанники дошкольной группы самостоятельно или с незначительными подсказками воспитателя, применяют разные способы выполнения отпечатков пальчиков, ладошек, создают индивидуальные и коллективные рисунки, смешивают краски, подбирают цвета, применяют фантазию в изображениях, проявляют устойчивый интерес к деятельности.
На начало 1 этапа работы уровень развития творческих способностей дошкольников в дошкольной группе общеразвивающей направленности было выявлено: с высоким уровнем - нет, со средним показателем развития творческих способностей составило 3 ребенка- 60 % детей, с низким уровнем 2 ребенка, что составило 40%.
Результаты по окончании 2 этапа работы:
Высокий уровень 2 ребенка - 40%, средний уровень 2 ребенка - 40%, низкий уровень 1 ребенок - 20%.
Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в художественной деятельности дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно-исполнительские качества деятельности. Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности, является прекрасной возможностью развивающих, творческих занятий в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
Таким образом, цель и задачи дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности выполнены. Применение в педагогической деятельности программы обучения дошкольников пальчиковой живописи, развития воображения, позволило повысить уровень освоения воспитанниками основных разделов общеобразовательной программы: в образовательной области «Познавательное развитие» на 25%, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 21%, в образовательной области «Речевое развитие» на 26%. Воспитанники имеют стабильно высокие результаты в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», на 23% повысился уровень развития воображения.
Воспитанники дошкольной группы являются активными участниками и призерами конкурсов муниципального, федерального и международного уровня: Международный творческий конкурс «Очей очарованье» коллективная работа 1 место, Городской конкурс на лучшую новогоднюю игрушку - 3 место, Всероссийский конкурс актерского мастерства «Таланты России» - 1 место, Международный творческий конкурс «Мир на ладошках» - 3 место, Шестой Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Таланты России» - 2 место, Всероссийская познавательная викторина по ПДД - 1 место.
Следовательно, специально созданные условия в форме развивающих упражнений и занятий в кружке пальчиковой живописи «Цветные ладошки» способствовали развитию творческих способностей у 2 детей на высоком уровне, что может указывать на проявление признаков художественной одаренности у данных детей среднего дошкольного возраста, содействовали развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную деятельность, способствовали развитию заложенных потенциальных способностей.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей.
В дальнейшем планируется продолжать работу над этой темой, так как в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста заметны положительные результаты, проявляются случаи явной художественной одаренности, когда достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Особое внимание планируется уделять идентификации детей со скрытой формой одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными сверстниками и взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей с признаками одаренности "Звездная тропинка" для детей от 4 до 7 лет
Программа разработана методическим советом Излучинского МБДОУ ДСКВ "Сказка" под руководством заместителя заведующей Ануфриевой Ириной Леонидовной. Программа проходит первый этап внедрения в 2012-2013 ...
Памятка- рекомендация для родителей, воспитывающих детей с признаками одаренности
В данной памятке содержатся рекомендации одного из признанных специалистов по одаренности- Дэвида Льюиса....
Педагогическая статья "Реализация программы дополнительного образования в условиях семейной дошкольной группы"
Условия семейной дошкольной группы позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, реализация пр...
Опыт работы "Развитие творческих способностей посредством художественного труда в условиях семейной дошкольной группы"
Художественный труд содержит в себе богатые возможности для развития творческих способностей ребенка и решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач, а также может быть орга...
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Выступление "Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в условиях ДОУ" (из опыта работы)
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманност...