«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
консультация (младшая группа) на тему

Лазебных Людмила Николаевна

 

 

 

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

 Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В моей группе дети в возрасте от 2 до 3 лет. Их исследовательские действия построены на предметно-манипулятивной деятельности.

Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности выбирали  яркие и привлекательные, которые вызывают интерес ребенка. Эти материалы со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) и заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей,  освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность.

  Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики -  наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.

 В число объектов для исследования я включаю несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым  оснащено групповое помещение.

 Используя простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволили расширять круг представлений ребенка, развить речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки  использую  разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

 Часть объектов для исследования в действии расположено на специальном дидактическом столе . Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, умывание. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, опытам.

 В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности под руководством взрослого осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Например: при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю». Конфуций.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, по­кажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

  Усваи­вается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследо­вательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. При знакомстве с овощами дети определяют их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.

Чем разнообразнее и интен­сивнее поисковая деятельность, тем больше новой информа­ции получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он разви­вается.  

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка

Для развития конструктивных форм мышления использую мелкий и крупный  строительный материал. Мои дети умеют строить элементарные постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений.

В свободное время мы с детьми любим играть  в дидактические и словесные игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку",

 "Съедобное-несъедобное",  "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" ", с помощью игр, знакомлю  детей с животными, птицами, явлениями природы, развиваю у детей внимание, воображение, повышаю знания об окружающем мире.

 В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

·         Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

·         Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

·         Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

·         Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

·         Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

Статья о значимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте....

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

Консультация для воспитателей «Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность

Доклад на методическое обьединение.Развитие познавательных интересов детей,через познавательно-исследовательскую деятельность....

Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.Часть 2

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...