Азбука нравственности. Правила поведения в гостях.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мучкина Юлия Федоровна

 

Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребёнок может оказаться.

 

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_z_b_u_k_a_n_r_a_v_s_t_v_e_n_n_o_s_t_i.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

         

А  З  Б  У  К  А    Н  Р  А  В  С  Т  В  Е  Н  Н  О  С  Т  И

         

                  П    Р    А    В    И    Л    А

П  О  В  Е  Д  Е  Н  И  Я    В    Г  О  С  Т  Я  Х.

                                                                   

                                                                       

                                                           

                               

Составила воспитатель: Мучкина Ю.Ф.

Г.Кемерово, 2015

Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребёнок может оказаться.

    Приглашение в гости создаёт праздничное настроение, это как правило, приятное и интересное событие.

    Разобраться нам помогут герои сказки Д. Харриса «Лис и Кролик»

- Я видела вчера братца медведя, - сказал Лис. – Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. « Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.

- Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого у нас нет дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

- Я с удовольствием, - сказал Лис.

- Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.

Вопросы для беседы:

_ Как вы думаете, приятно ли получать приглашение в такой форме?

- Воспитанный герой сказки может так говорить?

-Как нужно сказать, чтобы приглашение прозвучало предупредительно, вежливо?

   Давайте подумаем, какие слова лучше употреблять, если вы кого – то хотите пригласить в гости.

    Приходите, пожалуйста, ко мне….

    Я приглашаю тебя в гости… на чай, поиграть на компьютере, на день рождение, посмотреть новый мультфильм.

Можно использовать фрагмент из «Мухи – Цокотухи» К. Чуковского, чтобы показать детям, как Муха – Цокотуха приглашала к себе гостей, рада ли она была им, чем она их угощала и с какими словами обращалась к ним.

Муха, Муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

 Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали. ( Что сказали?)

 А букашки _

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха – Цокотуха

Именинница!    ( Какие слова говорим Мухе?)

Приходили к Мухе блошки

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые –

В них застёжки золотые. ( Что сказала Муха?)

Приходила к Мухе

Бабушка пчела

Мухе – Цокотухе мёду принесла.. ( Как они себя вели?)

Бабочка – красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье? ( Когда и почему так говорят?)

Подготовка к посещению пригласившего семейства  начинается с обсуждения события, которое послужило  причиной праздника.

Прежде всего, надо подумать чем порадовать того, кто приглашает, подарком, стихами в честь главного виновника торжества, весёлой сценкой на тему события, игрой и т.д. Собираясь в гости, обычно придумывают праздничный наряд.

 Если речь идёт о дне рождения,  готовится подарок, который может быть приятным и полезным имениннику. Что именно его порадует, постарайтесь выяснить заранее, спрашивая его мнение о том или ином предмете. (возможном подарке). Нельзя забывать, что стихи, песни, поздравления очень порадуют именинника и украсят любой праздник.

Хозяева тратят много сил, готовясь к празднику, готовят угощенье, придумывают развлечения. Поэтому обратить внимание на убранство помещения, похвалить наряд и его удачные детали, оценить убранство стола, приготовленные блюда и праздничное оформление, а также поблагодарить за проявленную заботу.

    Следует усвоить то, что приняв приглашение, вы как бы даёте согласие включиться в праздник, общее весёлое настроение. Нельзя позволять себе «дуться», отказываться от предложения поиграть, спеть, станцевать. Придя в гости необходимо вспомнить все вежливые слова, приветливо поздороваться, поздравить именинника, не забыть сказать « спасибо», при приглашении к угощению. Спросить, где можно сесть за столом, не заявлять о том, что ты какое-то из блюд не любишь, не ешь, предложить свою помощь в организации праздника.

    Дети дополняют, что ещё нужно знать о поведении в гостях.

Они могут рассказать о посещениях своих друзей; когда и почему было весело, когда скучно.

Вместе с детьми составляем правила поведения в гостях.

  1. Вспомни все вежливые слова и используй их в общении.
  2. Старайся быть общительным, внимательным к хозяевам, окружающим.
  3. Веди себя за столом, соблюдая известные тебе правила.
  4. Уходя, поблагодари хозяев за хороший вечер.

 Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е      М А Т Е Р И А Л Ы.

А. Усачёв.

Собачий этикет

Если вы ждете друзей,

поскорей

Правило это запомните:

Нужно гостей встречать у дверей,

А не сидеть в своей комнате.

Собакам известно правило это,

Хотя не учили они этикета:

Вас встретит у двери

И шпиц, и терьер —

И лапу подаст.

И подаст вам пример.

Ни в колледже их не учили,

ни в школе.

Но выйдут всегда к вам дворняжка

и колли...

Собаки, встречая гостей у дверей,

Признаюсь, хозяев намного мудрей.

Люди, собак вспоминайте при встрече,

Чтобы вести себя по-человечьи!

Вопросы;

Как ты думаешь, что обозначает слово «этикет»? (Правила поведения). О каком самом главном правиле поведения идет речь в этом стихотворении? Что автор предлагает помнить? Почему?

А. Савчук

                              Шоколадный торт

Когда наступил мой день рожденья, я пригласил гостей, мама купила шоколадный торт для угощенья.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками.

Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

— Спасибо, — говорю я Кольке, — правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принес мне сказки Андерсена.

—        Спасибо, — говорю я, — книжка чудесная. Это ничего, что она не новая.
Видно, что ее все твои родственники прочитали...

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

—        Вот, кстати, — говорю я, — мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего лишь шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вот я в
магазине набор видел — восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю друзей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю — что-то они, гости мои, скучные сидят. Я уже и музыку веселую включал, а они все равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться, и ушли. И чем я им не угодил? Может быть, торт не понравился?

Вопросы:

Как ты думаешь, почему пришедшие в гости ребята не веселились? Помоги герою рассказа понять, что не понравилось ребятам.

А, Милн

Винни Пух и все-все-все

Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?» — Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Правда, спохватившись, он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: «А хлеба можно совсем не давать!»

И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят.

А спустя долгое время, мурлыкая что-то сладким-сладким голоском — голос у него стал прямо-таки медовый! — Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

  • Уже пора? — вежливо спросил Кролик. Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик. Вслух он спросил:
  • Уже пора?
  • Ну, — замялся Пух, — я мог бы побыть еще немного, если бы ты... если бы у тебя... — запинался он и при этом почему-то не сводил глаз с буфета.
  • По правде говоря, — сказал Кролик, — я сам собирался пойти погулять.
  • А-а, ну хорошо, тогда и я пойду. Всего хорошего.
  • Ну, всего хорошего, если ты больше ничего не хочешь.
  • А разве еще что-нибудь есть? — с надеждой спросил Пух, снова оживляясь.

Кролик заглянул во все кастрюли и банки и со вздохом сказал:

  • Увы, совсем ничего не осталось!
  • Я так и думал, — сочувственно сказал Пух, покачав головой. — Ну, досвиданья, мне пора идти.

Вопросы и задания:

Как вел себя Пух в гостях у Кролика? Как, по-твоему, такое поведение молено одобрить? Почему? Что можно посоветовать Пуху?

Глава одиннадцатая, в которой в лес приходит Тигра и завтракает

(Отрывок)

  • Здравствуй, Иа! — сказал Пух. — Вот это — Тигра.
  • Кто вот это? — спросил Иа.
  • Вот это, — в один голос объяснили Пух и Пятачок, а Тигра улыбнулся во весь рот и ничего не сказал. Иа обошел вокруг Тигры два раза: сначала с одной стороны, потом с другой. Как, вы сказали, это называется? — спросил он, закончив осмотр.
  • Тигра.
  • Угу, — сказал Иа.

—- Он только что пришел, — объяснил Пятачок.

—        Угу, — повторил Иа.

Он некоторое время размышлял, а потом сказал:

—        А когда он уходит?

Пух стал объяснять Иа, что Тигра — большой друг Кристофера Робина, и он теперь всегда будет в Лесу, а Пятачок объяснил Тигре, что он не должен обижаться на то, что сказал Иа, потому что он, то есть Иа, всегда такой угрюмый; а Иа-Иа объяснил Пятачку, что, наоборот, сегодня утром он необыкновенно весел; а Тигра объяснил всем и каждому, что он до сих пор еще не завтракал.

  • Ох, так и знал, что позабуду, — сказал, наконец Пух. — Тигры всегда едят чертополох — вот почему мы пришли к тебе в гости.
  • Спасибо, Пух! Очень, очень тронут твоим вниманием!
  • Ой, Иа, я не хотел сказать, что мы не хотели тебя видеть...
  • Понятно, понятно. Словом, ваш новый полосатый друг хочет позавтракать. Вполне естественно. Как, вы говорите, его зовут?
  • Тигра.
  • Ну, тогда пойдем сюда, Тигра.

Иа проводил Тигру к самому колючему кусту чертополоха и для верности показал на него копытом. — Этот кустик я берег для своего дня рождения, — сказал он, — но, в конце концов, что такое день рождения? Сегодня он тут, а завтра его нет. Пожалуйста, Тигра, угощайся.

Тигра сказал «спасибо» и неуверенно покосился на Пуха.

  • Это и есть чертополох? — шепнул он.
  • Да, — сказал Пух.
  • Тот, который Тигры любят больше всего на свете?

—        Совершенно верно, — сказал Пух—        Понятно, — сказал Тигра.

И он храбро откусил большущую ветку и громко захрустел ею. В ту же секунду он сел на землю и сунул лапу в рот.

  • Ой-ой-ой, — сказал он.
  • В чем дело? — спросил Пух.
  • Жжется! — пробормотал Тигра.
  • Кажется, — сказал Иа, — наш друг проглотил пчелу.

Друг Пуха на секунду перестал трясти головой (он пытался вытрясти колючки) и объяснил, что Тигры не любят чертополоха.

  • Тогда зачем было портить такой отличный экземпляр? — сурово спросил Иа.
  • Но ведь ты сам говорил, — начал Пух, — ты говорил, что Тигры любят
    все, кроме меда и желудей.
  • И чертополоха! — крикнул Титра, который в это время бегал с высунутым
    языком, описывая огромные круги.

Вопросы:

Как Пух знакомил Иа с Тигрой? Чем угощали Тигру? Правильно ли поступили Пух и Иа?

А. Линдрген

Малыш и Карлсон,

(Отрывок)

Малыш думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь мальчик — не Малыш, а другой — сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пес!»

Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живет на крыше. Но ведь в то время Малыш еще не знал его.

Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну.

Затем он прибавил скорость и пронесся мимо Малыша, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий. Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения и по спине побежали мурашки — ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.

А человечек за окном тем временем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал:

  • Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
  • Да, да, пожалуйста, — поспешно ответил Малыш и добавил: — А что, трудно вот так летать?
  • Мне — ни капельки, — важно произнес Карлсон, — потому что я лучший в мире летун! Но я не советовал бы увальню, похожему на мешок с сеном, подражать мне.

Малыш подумал, что на «мешок с сеном» обижаться не стоит, но решил никогда не пробовать летать.

—        Как тебя зовут? — спросил Карлсон.

—        Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.

  • А меня, как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и все. Привет, Малыш!
  • Привет, Карлсон! — сказал Малыш.

—        Сколько тебе лет? — спросил Карлсон.

- Семь, — ответил Малыш.

—        Отлично. Продолжим разговор, — сказал Карлсон.

Вопросы:

О ком думал и скучал Малыш? Кто прилетел к Малышу в гости? Как он себя вел? С каких слов Карлсон начал разговор? Как он представился? Можно ли его поведение назвать правильным?

 Г. Остер

Советы наоборот

                   Совет 5

Если ты пришел к знакомым,

        Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун. Вопросы:

Как же правильно себя вести в гостях? Какие слова нужно говорить при встрече? Почему?

              Совет 11

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

    Там, наверно, очень долго

    Папа будет вас хвалить.

Вопросы:

Ты пробовал когда-нибудь себя так вести? Папе с мамой может понравиться такое поведение? Почему? Как следовало бы поступить?

Народная мудрость Добрый гость всегда в пору. Гостю — почет, хозяину — честь. Встречают гостя по платью, а провожают по уму.

Задания

  1. Инсценируйте ситуацию: неожиданно в ваш дом пришли гости.
  2. Подумайте, как поступить, если: - к  тебе пришли гости, а ты еще не сделал уроки;
  • тебя пригласили в гости, а у тебя в это время тренировка.
  1. Придумайте игры, в которые можно играть с гостями.
  2. Составьте перечень песен, которые можно спеть с гостями.
  3. Подготовьте перечень конкурсов, викторин для проведения их с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в гостях

Правила поведения...

Правила поведения в гостях

Правила поведения...

Азбука нравственности. Правила поведения на улице и дома.

На  занятиях воспитатель должен познакомить с основными правилами поведения на улице и дома.    Поддерживай чистоту и порядок, которые наводят взрослые возле дома и во дворе. Не па...

Азбука безопасности. Правила поведения на дороге

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13524969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"244"}}]]Консультация по профилактике детского дорожно-транспортного тр...

Наглядная информация для родителей "Азбука безопасности: правила поведения при укусах насекомых"

Лето благодатная пора. Время отдыха и интересных занятий. Но летом нам доставляют неприятности комары, клещи и пчелы. И наша задача постараться оградить наших детей от укусов насекомых. Сейчас все бол...

Проект «Правила поведения в гостях»

Краткосрочный проект в средней группе "Правила поведения в гостях"...

Воспитательский час «Правила поведения в гостях"

Воспитательский час «Правила поведения в гостях"...