Консультация для родителей на тему: «Воспитание без огорчений»
консультация (подготовительная группа) на тему

В данной работе изложено мое понимание воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №116 «Теремок»

Дёмский район городского округа города Уфа

Республики Башкортостан

Консультация для родителей

на тему:

«Воспитание без огорчений»

                                     

     Воспитатель: Целищева Светлана Николаевна

Уфа – 2015 г.

        Решительное признание необходимости семьи ставит перед нами, родителями, с одной стороны, способности усваивать прогрессивные идеи сегодняшнего дня, а с другой – умения сохранить наследия прошлого. Среди новых завоеваний в области воспитания есть и такие, от которых нельзя отмахиваться, считая, что их нельзя претворить в жизнь. Мы должны быть готовы прислушаться к новым идеям. Но при этом надо соблюдать меру, уметь выбрать золотую середину.

        Вспомним например идеи авторитарного воспитания, которые несколько лет тому назад , сбивали столку многих родителей. А ведь многое из предложенного тогда,  можно было использовать. Сегодня мы не можем – да и нельзя уже – воспитывать авторитарным методом. Общее снижение роли авторитета стало фактом  нашего времени. И было неправильно закрывать на это глаза. С точки зрения духовного развития, мы находимся на пути формирования нового общества. В этих условиях наш ребенок должен зарекомендовать себя как свободный, счастливый, удачливый человек. Авторитарное воспитание становится непригодным в современных условиях, однако анти авторитарное воспитание ведет пока к хаосу. Мы еще не созрели для этого, так что, нужен путь «золотой середины».

        Кое - кто говорит сегодня: «Посмотрите  на этих родителей! Они сильные, властные люди, они все решают». Нам ставят в упрек, что мы лишаем ребенка возможности самому принимать решения. Потому что ребенку нужно безопасное пространство. Он должен за кого – то держаться. За слабаков не удержишься. При слабых родителях ребенку трудно расти. Ребенок хватается за руку отца, потому что он сильный и мужественный. Ребенок ищет прибежища, уткнувшись в колени и матери, когда ему нужна помощь. Где еще, как не у родителей, ему нужно искать защиты? Родители должны быть сильными, должны источать чувство безопасности, должны давать чувство защищенности! Молодому деревцу нужна подпорка, иначе оно вырастет кривым. Причем ему нужна крепкая подпорка, иначе первая же буря вырвет и деревце и подпорку.

        Но сила и властность не должны вас привести на путь авторитарного воспитания. Эти качества, а также отличительные качества взрослых – чувство превосходства по отношению к ребенку – не должны навязываться, не должны выставляться на показ. Ребенок постепенно должен открыть для себя эту силу, постепенно находить её. Пусть он ищет защиты и безопасности, руководствуясь, прежде всего, своими  импульсами. Так ищет защиты новорожденный на груди у своей матери. Ищет ее у отца, позволяя высоко подбрасывать себя. Ребенок чувствует, что сильные руки отца бережно поймают его.

        Там, где мы начинаем навязывать ребенку нашу силу, мы вступаем на путь авторитаризма. Мы хотим решать все. Это плохо. Критика в наш адрес в этом случае совершенно справедлива. Да, слава богу, что еще есть родители, которые могут принять решение. Но как ужасно, что есть еще не мало таких родителей, которые решают абсолютно все. Повторяю: нужна золотая середина!

        Когда ребенок спрашивает, родители должны ответить. Ребенок ждет этого ответа, ждет решения. «Можно мне пойти во двор погулять?» Этот вопрос требует решения. Да или нет. Неуверенные родители отвечают: «Да, но сначала ты должен убраться на своем письменном столе». Ну так можно или нельзя теперь пойти ребенку погулять? Достаточно ли у нас мужества, чтобы принять решение, даже если оно и не всегда правильное? Лучше принять неправильное решение, чем вообще никакого. Но если решение принято, то мы должны его придерживаться. Это та последовательность, которая нужна нам, родителям. Недостаток последовательности в требованиях к ребенку, часто бывает источником многочисленных воспитательных проблем.

Родители не должны брать на себя все решения. Решения должны принимать только тогда, когда этого ждет от Вас ребенок. Иногда можно и превосходить эти ожидания, ведь не всеми своими сомнениями ребенок делиться с родителями. Но мы не должны снимать с ребенка те решения, которые он в состоянии принять сам. При этом он, конечно, может принять и неправильное решение. Но он должен пройти через это! Только так он постепенно научиться справляться с окружающим миром. Только таким образом он сможет стать самостоятельным, обрести уверенность. Только так – заметьте себе, пожалуйста, дорогие родители – он станет свободным человеком.

        И все-таки многие решения должны исходить от нас, родителей. В свои восемь лет маленький Коля вряд ли сможет решить, надо брать ему уроки фортепиано или нет. Но у него музыкальные способности. Поэтому мы, родители, решаем, надо ли ему брать уроки музыки. Приняв решение, отступать от него уже нельзя. Это выражение той твердости, которая необходима ребенку и которую он ищет в нас. Вскоре могут начаться слезы, потому, что занятия музыкой становятся все труднее, а погода на улице прекрасная и во дворе ждут друзья. Но нам следует быть настойчивыми и последовательными. Я считаю недопустимой мысль, что решение о музыкальном образовании будет оставаться в силе лишь тогда, если этого требует сам ребенок или пока он получает удовольствие от этих занятий. При таком подходе мы можем ставить крест и на общем образовании. Дети десяти – двенадцати лет не будут уметь ни читать, ни писать. А уж это никогда не наверстать, даже если позднее у ребенка появиться желание учиться. Каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение, следует объяснить ребенку, почему мы поступаем, так или иначе. Наше решение должно быть обоснованным. Только такой путь решения проблем создает доверие.

        Часто из уст школьников можно услышать весьма не лестные отзывы о нас, родителях. Однако «долгое время родители не могут брать верх, потому, что в конце концов они лишь бутафорские пугала» - успокаивает «красная книга школьников». Дорогие родители, роль пугал, ни бутафорских, ни настоящих, нам никак не подходит, хотя многие из нас строят свои отношения на запугивании детей. Миновали те времена, когда дети всецело находились во власти родителей. Сила и власть не должны вызывать  животного страха, в чем, однако, многие родители проявляют  исключительное  мастерство. Таких родителей, хочешь  ни хочешь, дети будут бояться.

        Многие родители нагнетают страх, но потом уступают без сопротивления. Пыжатся, демонстрируют свою власть, но пасуют, как только ребенок начинает кричать и во что бы то не стало настаивает на своем.

        Шестнадцатилетняя Елена хочет пойти в кино. Но ей надо делать уроки. Кроме того, фильм, который хочет смотреть Елена, не нравиться её родителям. Что делать? Когда такие «Елены» начинают кричать, требуя денег на кино, «бутафорские пугала» сразу сдаются. У подростка остается осадок: чувство призрения и жалости к своим родителям.

        А что будет, если не впадать в эти крайности?

        Елена вообще не устраивает скандалы по поводу денег на кино, если родители идут по пути золотой середины. Первый вариант: сама принимает решение, и тогда родители после фильма постараются поговорить с ней. Второй вариант: Елена спрашивает разрешение. Родители, может быть, и скажут «нет», и «Елена», пожалуй, может надуться, но будет считаться с этим решением. Потому что между ними уже существует нечто, что может возникнуть в процессе воспитания только на пути золотой середины, а именно – доверие.

        Без твердости не может возникнуть доверие. К слабым родителям испытывать доверие трудно. И уж, конечно, это абсолютно исключено, если родители играют роль «Пугал»

Нам необходимо заранее определять направления в воспитании, иначе мы не сможем  правильно понять  те проблемы нашего маленького ребенка, которые являются определяющим в процессе формирования его «Я».

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

  1. Любите своего ребенка!

То есть, радуйтесь его присутствию, принимайте  его таким, каков он есть, не оскорбляйте его,  не унижайте  его, не подрывайте его уверенность в себе, не подвергайте его несправедливому наказанию, не отказывайте ему в Вашем доверии, дайте  ему повод любить Вас.

  1. Охраняйте своего ребенка!

То есть защищай его от физических  и душевных опасностей, даже если потребуется  - жертвуя  собственным  интересом и рискуя собственной жизнью.

  1. Будь добрым примером для своего ребенка!

Привейте ему уважение к традиционным ценностям, сами живите сообразно с ним, относитесь к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и  искренние связи со всеми родственниками и друзьями.  Ребенок должен жить в такой семье, где  бытуют честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т.п. – все это составляет такой «образец», который весьма отрицательно отразиться  на моральном облике завтрашнего гражданина страны.

  1. Играйте со своим ребенком!

То есть уделяйте своему ребенку необходимое время, разговаривайте с ним, играйте с ним так, как ему нравиться, игры его принимайте всерьез, освойтесь с миром его представлений.

  1. Трудитесь со своим ребенком!

Помогайте своему ребенку, когда он пытается принять участие в работе (в доме, в саду или огороде). Когда ребенок подрастет, приучайте его участвовать во всех делах по хозяйству и для хозяйства. В часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных школой видах деятельности.

  1. Позвольте ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!

Ребенок признает только такой опыт, который он пережил самолично. Ваша собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для Вашего ребенка. Дайте ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связанно с известным риском. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко становиться социальным инвалидом.

  1. Покажите ребенку возможность и пределы человеческой свободы!

Родители должны раскрыть перед ребенком  замечательные  возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем, ему нужно показать, что любой человек должен признать и соблюдать известные пределы  в  своих поступках, в семье…, в коллективе… и вообще в обществе (придерживаться законам и соблюдать правила общежития).

  1. Приучайте ребенка быть послушным!

Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Ребенка следует вознаграждать  за соблюдение установленных правил! Однако в случае необходимости насаждать уважение к правилам посредством наказания.

  1. Ждите от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания  и собственным опытом!

Ребенку требуется длительное время, пока он научиться ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогайте ему, сколько сможете, и требуйте от него собственного мнения или самостоятельного вывода, только  в таком случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего созревания.

  1. Предоставляйте ребенку возможность  таких переживаний, которые будут иметь ценность  воспоминаний!

Ребенок «питается» так же как и взрослый, переживаниями, которые дают возможность ознакомиться  с жизнью других людей и с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитание уравновешенности у детей от 1,5 до 3 лет »

Этот материал содержит ряд советов и рекомендаций, которые смогут помочь родителям в воспитании урановешенности у детей раннеего возраста....

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко. Консультация для родителей на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста".

Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигие...

Консультация для родителей на тему "Воспитание любви к природе"

Данная консультация научит родителей, как вместе с ребенком наблюдать за природой во все времена года, на что обращать внимание, при  том или ином наблюдении....

Консультация для родителей на тему "Воспитание ребёнка 3-4 лет".

Малышу - 3 года, а скоро - 4. Чего ожидать, к чему быть готовым, как вести себя с ребенком этого возраста? Какие особенности поведения, психического и физического развития необходимо знать? Ответы на ...

Консультация для родителей НА ТЕМУ: « ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно  важный процесс социализации м...

Консультация для родителей на тему: "Воспитание любознательности у детей средствами природы"

Влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с окружающим, с природой, её явлениями, с са...

Консультация для родителей на тему:"Воспитание дружественных отношений в семье".

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традициии свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна ос...