Механизмы психологической защиты и их роль в развитии детей.
консультация на тему
Информация, которая полезна и воспитателям и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 212.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Защитная система ребенка формируется на базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм его поведения в процессе индивидуального научения и развития форм психического отражения. Первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющие автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующее воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации.
Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений – трансформации внутренней картины мира и образа самого себя (отрицание, проекция, замещение).
Психологическая защита Психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживание.
Причины нарушения душевного равновесия у детей 6-7 лет 1 Потеря, болезнь, смерть 20 % 2 Травмы и опасные для жизни ситуации 17, 9 % 3 Напряженные отношения с родителями и другими членами семьи 15, 5 % 4 Матеиальные утраты и нарушение покоя взрослых 11, 4 % 5 Разные страхи 10, 6 % 6 Отношения со сверстниками 6, 6 % 8 Прочие напряженные ситуации 3, 8 %
Цель психологической защиты По мнению А.Фрейд, это снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.
Наиболее распространенные механизмы психологической защиты отрицание вытеснение регрессия подавление идентификация проекция
Отрицание – это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо действия, события имеют место. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Возникая одним из первых в онтогенезе, отрицание предохраняет младенца от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Наиболее примитивные формы отрицание – не-видение, не-слышание.
Вытеснение – форма переживания, отсутствующего в сознании; крайняя форма отрицания. В отличие от подавления, вытеснение связано не с исключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. По мнению З.Фрейда, причиной вытеснения является стремление избежать неудовольствия, вызванного данным воспоминанием.
Подавление . При подавлении защита проявляется в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, любо при выводе из памяти в сознание. Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
Проекция – механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. При реализации проекции личность сдвигает границы своего «Я», удерживая внутри себя только положительные личностные качества. Тем самым создаются условия для отвержения неприемлемых аспектов образа «Я» и возникновения ощущения того, что они как бы принадлежат другому.
Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных. Позволяет человеку преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я», чтобы оно стало лучше приспособлено к социальному окружению . С помощью идентификации ребенок усваивает образцы поведения значимых для него людей, т.е. активно социализируется.
Регрессия – это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. Психологи считают, что различные виды регрессии являются полезными приспособленческими реакциями, позволяющими ребенку справляться с тревожащими его ситуациями. Он как бы вновь занимает ту надежную и прочную стартовую площадку, от которой может оттолкнуться в дальнейшем для разрешения той или иной сложной проблемы.
Заключение Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие.
На базе постоянного использования психологических защит в детстве у человека формируются определенные черты характера регрессия – наивность и непоследовательность, замещение – агрессивность, отрицание – доверчивость, вытеснение – неуверенность, проекция – подозрительность, компенсация – рациональность, любознательность.
Специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, т.е. дети не отдают себе отчета в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические механизмы.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564409-1421242007.jpg)
Механизмы психологической защиты
В данной презинтации представлены механизмы психологической защиты...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270347-1372309723.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Механизмы психологической защиты у дошкольников"
Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть. В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностя...
Консультация «Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста »
quot;Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/24/picture-1044919-1529829420.jpg)
Консультация "Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста"
Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/28/picture-1301465-1616945697.jpg)
Консультация для педагогов "Механизмы психологической защиты детей"
Основные механизмы психологической защиты детей; условия, при которых у ребёнка дошкольного возраста включается психологическая защита. Что нужно делать, чтобы понимать психическое состояние ребёнка?...
Механизмы психологической защиты у детей.
Механизмы психологической защиты у детей....