сохранение народных традиций в театрализованной детской деятельности
консультация на тему

Щукина Ирина Анатольевна

                    Прав А.М.Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего- и легче всего в игре ,игрой».Вот тут –то нам на помощь и приходит детский фольклор.

                  В своей работе использую потешки , прибаутки, приговорки, подговорки.Черпаю материал для работы с детьми из разных источников:

1.Это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, пестушки. Девочки с удовольствием поют колыбельные песни свом куклам.

2. Песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Ни один праздник, ни одно театрализованное представление не обходится без этого фольклорного материала.

3. Сколько удовольствия доставляет детям водить хороводы (хоровод «Березка», хоровод с платками, хоровод «Веснянка» и др).

4. Подрастая дети участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано ( считалки, оговорки), а потом уже включаемся в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок и дразнилок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  компенсирующего вида № 137»

Выступление на педсовете

тема доклада:

 «Сохранение народных традиций в театрализованной детской деятельности»

                                                                 Подготовила музыкальный

                                                                             руководитель Щукина И.А.

Саратов 2014 г.

«Сохранение народных традиций в театрализованной детской деятельности»

                    Дошкольное детство- это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

                    Прав А.М.Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего- и легче всего в игре ,игрой».Вот тут –то нам на помощь и приходит детский фольклор.

                  В своей работе использую потешки , прибаутки, приговорки, подговорки.Черпаю материал для работы с детьми из разных источников:

1.Это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, пестушки. Девочки с удовольствием поют колыбельные песни свом куклам.

2. Песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Ни один праздник, ни одно театрализованное представление не обходится без этого фольклорного материала.

3. Сколько удовольствия доставляет детям водить хороводы (хоровод «Березка», хоровод с платками, хоровод «Веснянка» и др).

4. Подрастая дети участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано ( считалки, оговорки), а потом уже включаемся в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок и дразнилок.

                  На материале детского фольклора учу детей разнообразным выразительным движениям. Например, ребенок показывает , как неуклюже ходит медведь, легко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке).

                  Учу детей свой рассказ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции , адекватные содержанию текста.

                  Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы сказочки и , конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

                 Методика работы с использованием детского фольклора:

1. Взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнить и, если требуется, ярко изобразить то, о чем говорится.

2. Ребенок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему. Детей надо учить выразительности речи : уметь выделять наиболее важные слова, т.е. ставить логические ударения. Ребенок задает вопросы, отвечает на них; учится менять силу голоса, мелодику фраз (низко говорит медведь, высоким голосом – птичка ит.д.).

     А движения дети показывают каждый по- своему:  кто копирует взрослого, а кто находит и свои яркие краски для передачи образа.

                  Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность , жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.

                  Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театральной деятельности. Инсценирование бывает разных видов. Например, дети передают содержание прибаутки, потешки и пр. с помощью пластических движений тела, выразительной мимики, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка- это живая картинка.

                    На материале детского фольклора составляю тематические инсценировки, разыгрываем спектакли, используя, знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

                  Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь. Силам детей детского сада были поставлены такие спектакли, как: музыкальная сказка «Теремок», «Колобок», музыкальные спектакли по мотивам сказок  «Аленький цветочек», «Маша и медведь», «Муха-цокотуха», «Весенняя сказка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят».

                Подводя итог своей работы, я отметила, что цели и задачи, которые ставила перед собой, были выполнены. В своей работе я стараюсь не только развлекать детей, но и дать знания, развивать логическое мышление, воспитывать доброту заботу о всем живом. Формировать нравственные привычки, развивать речь детей, воспитывать художественный и музыкальный вкус. Дети стали более добрыми, дружелюбными между собой. У них развиваются чувство ритма, выразительность движений, творческие способности, певческие интонации.

               В подготовку и проведение спектаклей привлекаю родителей. Совместная работа делает их ближе духовно. Считаю, что русский фольклор является ценным средством в воспитании детей, как в детском саду, так и в семье.

               

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...

Семинар «Сохранение народных традиций через приобщение детей к Донскому фольклору».

Данный материал является обобщением опыта работы в направлении казачества....

Сохранение народных традиций через сотрудничество с детьми и их родителями в создании музея «Русской избы»

Духовно-нравственное развитие детей, приобщение их к историческому, культурному наследию возможно только в сотрудничестве с родителями. Иначе воспитание будет неполным, односторонним. Поэтому в нашем ...

Методическая разработка «Организация театрализованной детской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

  ВведениеВведите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, идобротой,И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!Г. Попова В современном о...

перспективно-тематическое планированиемпо театрализованной детской деятельности

Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.Театрализованные игры поль...