Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»
материал на тему

Клюкина Галина Николаевна

Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействии семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»

   Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействии семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.

   Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, Вследствие этого разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы, возрастает конфликтность отношений в семье.

   Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

   Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

   В детстве усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

   От нравственного воспитания в детском саду и семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание определяет характер и систему ценностей. В современном мире педагоги заново пытаются понять, как привить детям духовно-нравственные ценности. Ведь огромное количество информации, которое обрушивается на ребенка практически с пеленок, скорее всего, способствует размыванию общепринятых нравственных норм. Нравственное воспитание в детском саду особенно важно, так как именно в этом возрасте малыш особенно восприимчив к усвоению нравственных требований и норм. Значение нравственного воспитания в детском саду.

   Во время нравственного воспитания в детском саду дети усваивают установленные в обществе образцы поведения, которые в дальнейшем будут регулировать все его поступки. В дальнейшем ребенок будет всегда действовать по нравственным нормам, так как будет считать это необходимостью. При нравственном воспитании в детском саду важно, чтобы воспитатели установили гуманистические отношения между детьми, развили эмоциональную отзывчивость. Эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Они помогают правильно реагировать на окружающую действительность и формировать к ней свое отношение. По мере роста ребенка его эмоциональный мир развивается, становится богаче и разнообразнее. Он учится управлять своими эмоциями, облекать его в форму, принятую в обществе, а также осознанно пользоваться своими чувствами. Параллельно с нравственным воспитанием ребенка формируется его эмоциональная среда. У малыша на конкретных примерах складывается понимание, что плохо, а что хорошо. У него формируется отношение к дружбе, жадности. Неумение выражать свои эмоции, понять чувства других людей приводит к формированию так называемой коммуникативной глухоты. Коммуникативная глухота может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми.

   Нравственное воспитание в младшей группе.  С  переходом детей из ясельной в младшую группу их образ жизни во многом меняется. В их деятельности появляются рисование, ролевая игра, аппликация, лепка. Дети постепенно переходят от одиночных игр к простым формам совместной трудовой и игровой деятельности. Педагоги в этот возрастной период уже могут активно подключать детей к обязательной и систематической групповой деятельности. На занятиях они должны освоить новые правила, которые будут направлять их поведение. Все это будет способствовать формированию новых интересов, эмоциональных переживаний, потребностей. А это будет иметь немалое значение для нравственного развития. Нравственное воспитание в младшей группе должно быть направлено на формирование доброжелательных дружеских отношений с приветливым, вежливым обращением друг к другу, развитие у детей умения проявлять сочувствие и отзывчивость к своим сверстникам. Ребенок должен чувствовать себя равноправным членом детского коллектива. Понять равенство обязанностей и прав всех детей в младшей группе помогает выполнение одинаковых требований для всех. Эти требования дети чаще всего быстро усваивают. Они обеспечивают развитие элементов дисциплинированности и коллективизма. Совместный образ жизни при нравственном воспитании в детском саду должен строиться на основе общих эмоциональных переживаний. Утренники, новогодние праздники, интересные игры и занятия сближают детей, укрепляют их дружеские контакты. Для формирования дружеских отношений со сверстниками педагог должен активно вовлекать детей в ситуации, которые требуют внимания, заботы, сочувствия. При таком воспитании дети постепенно приучатся проявлять заботу о товарищах самостоятельно, без помощи воспитателя. Игра при нравственном воспитании в младшей группе становится школой нравственного поведения. Воспитатели в игре с несложными сюжетами должны добиться положительного морального содержания реальных и игровых взаимоотношений детей друг с другом, как членов единого коллектива. Педагог должен научить детей проявлять добровольную уступчивость. Это нетрудно сделать при наличии большого количества однородных предметов и игрушек, которые рассчитаны на удовлетворение потребностей всех детей. При нравственном воспитании в детском саду очень важно приучать детей к элементарному сотрудничеству, к выполнению коллективных поручений.

   Нравственное воспитание в подготовительной группе.  В основе нравственного воспитания в подготовительной группе лежит разнообразная коллективная деятельность, в которой дети учатся уступать и договариваться друг с другом, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия. В подготовительной группе воспитатель уже может гораздо шире использовать методы косвенного влияния на игру. Педагог уже может обогатить сюжет, установить правильные взаимоотношения. При выполнении общих поручений, при совместных дежурствах у детей формируется опыт коллективного сотрудничества. Воспитатель с помощью специальных педагогических приемов должен создать у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и чувства. К примеру, воспитатель может привлечь детей к подготовке открытки заболевшему товарищу. Он должен эмоционально объяснить детям, как друг будет рад открытке, как ему хочется встретиться с детьми. При нравственном воспитании в подготовительной группе очень важно привить ребенку самостоятельность. При этом педагог должен быть ненавязчивым и очень осторожным. Тогда у детей будет возникать ощущение полной самостоятельности во время выбора линии поведения. Самостоятельность поможет сформировать эмоционально-положительный тонус ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность в отношениях со сверстниками. При своевременном развитии самостоятельности дошкольники уже проявляют заботу об окружающих, активную взаимопомощь, бережное отношение к вещам.

   Система работы по реализации задач нравственного  воспитания дошкольников направлена на решение следующих задач:

  • Развитие нравственных качеств личности ребенка.
  • Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.
  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
  • Установление тесного сотрудничества между детским учреждением и семьей.
  • Творческое развитие личности ребенка.

   Для реализации задач нравственного  воспитания дошкольников необходимо:
 обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
 последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира ребенка;
 тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

   Решая задачи нравственного  воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с особенностями детей на основе принципов воспитания:

  • Принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры).
  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром (обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей).
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций через сопереживание и прогнозирование развития ситуаций).
  • Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

   Критериями эффективности системы  могут служить:

  • Рост творческой активности детей.
  • Преобладание у детей положительных эмоций.
  • Усвоение детьми нравственных норм.
  • Обеспечение более высокого уровня воспитанности детей.
  • Улучшение взаимоотношений в семье, более сознательное отношение родителей к проблеме воспитания.
  • Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

   В соответствии с поставленными задачами непосредственно образовательная деятельность строится в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:

– чтение и обсуждение художественных произведений;
– диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
– выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
– психогимнастика;
– игры и др.

   Поддержанию интереса способствует использование сказочных сюжетов. В содержание непосредственно образовательной деятельности должно быть включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.

   Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Вся работа строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. При проведении непосредственно образовательной деятельности возможны различные творческие варианты.  Непосредственно образовательную деятельность рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых, детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса детей.

   При подготовке материалов нужно учитывать требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно.

   Наряду с развитием нравственных взаимоотношений, большое внимание уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

   Система работы по нравственному воспитанию  предусматривает широкий спектр игр, сказок, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребенком; способствует умению детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему. Книги или альбомы, собираемые из рисунков и сочинений, можно показывать родителям, другим детям.

   Из подобных книг можно собрать библиотеку группы. Это очень кропотливая, но необходимая работа. Дети должны видеть, что их мысли, мнения, творчество нужны и важны! Это учит их активной самореализации, помогает увидеть себя и своих друзей со стороны.

   Важно знакомство со сказками. Сказки способствуют формированию у детей нравственных качеств, учат детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром.

   Проблемные ситуации, отдельные игровые упражнения, содержание которых носит вариативный характер, могут быть дополнены другими проблемами, с которыми сталкиваются педагоги при решении задач нравственного воспитания.

   В нравственном воспитании дошкольников можно использовать такие формы работы, как интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым.  Постоянный диалог со взрослыми, подкрепленный творческими заданиями и высокими примерами из жизни, обязательно поможет  детям стать счастливее и мудрее.

Литература:

1. Буре Р.С., Воробьева М.В., Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2004.
2. 
Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
3. 
Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М., 2005.
4. 
Лопатина А., Скребцова М.В. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
5. 
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
6. 
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., АРКТИ, 2005.
7. 
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М., АРКТИ, 2005.
8. 
Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., АРКТИ, 2005.
9. 
Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004.
10. Формирование нравственного здоровья дошкольников./ Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. – М.: Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)

определение уховно-нравственному развитию;Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;цель Д-н воспитания;з-адачи д-н воспитанияосновные принципы  духовно-нр...

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой -сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького...

Доклад «Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки»

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...