Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»
методическая разработка на тему

Целенаправленное использование  способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»

Цель: познакомить педагогов со способами и приемами регуляции эмоционального состояния, передать опыт проведения упражнений, способствующих развитию эмоциональной устойчивости у детей.

Содержание семинара

 

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировании, изменяются дыхание, пульс, цвет лица.

Эмоциональное напряжение скорее всего пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления – выражения лица, смех и т.д. это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а поэтому обладают способностью взаимовлияния.

Самый простой способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов.

Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мимических мышц (лба, глаз, щек, губ, подбородка). Суть их – в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением. Упражнения выполняются при активной направленности внимания на фазы напряжения и расслабления с помощью словесных самоприказов, самовнушения.

Важным резервом в стабилизации эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.

Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха.

В дыхательной гимнастике используются виды так называемого «вечернего» - успокаивающего или «утреннего» - мобилизующего дыхания.

Мобилизующее дыхание – как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха.

Дыхательную гимнастику успешно можно применять в учебном процессе. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, например, перед публичным выступлением. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять «предстартовое» волнение и помочь расслабиться перед сном.

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из способов является сознательная концентрация внимания. Концентрация это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности. Можно сосредоточиться на своих зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях, на эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в сознании.

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущениях, а также их комбинаций. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

Целенаправленное использование предлагаемых способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе окажет существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости.  

Эмоциональная неуравновешенность ребенка может выражаться не только в резкой смене  и неадекватности реакций, но и в неловких, беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Для общего успокоения детей можно использовать упражнения мышечного расслабления.

Предлагаемые упражнения помогут научить детей способам внутреннего расслабления, осознанию состояния покоя, ненапряженности. Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Например, крепко сжимая кулак, а потом, отпуская его, ребенок учится различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге расслаблять мышцы по собственному желанию. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом следует не забывать, что внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении. При выполнении упражнений необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. Не все дети овладевают навыками расслабления сразу, поэтому необходимо достаточное терпение взрослых при разучивании этих упражнений.

Предлагаемые формулы можно использовать и вне занятий. При возбуждении или волнении напомните ребенку знакомые слова: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко….». Если ребенок капризничает, можно отвлечь: «Успокойся, расслабься …». В конкретных обстоятельствах можно использовать различные формулы.

При проведении упражнений рекомендуется использовать спокойную, медленную музыку. Разученные упражнения хорошо периодически повторять.  

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц.

Поза покоя.

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку стула, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье …

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Упражнение «Кулачки».

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали! Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Упражнение повторяется три раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем. (Легко приподнять и уронить расслабленную кисть).

Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики.

Упражнение для снятия напряжения «Волшебный сон».

Упражнения можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка. Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку.

Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».

Реснички опускаются …

Глазки закрываются …

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают …

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают засыпают (2 раза)

Шея не напряжена

И  расслаблена …

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза)

Дышится легко … ровно … глубоко …

Длительная пауза

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Подтянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум. Регуляция эмоционального состояния

В статье  рассмотрены теоретические вопросы саморегуляции и практические упражнения которые просты и доступны в своём применении....

Способы регуляции психоэмоционального состояния у педагогов

 Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;Развить систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания...

Рекомендации для воспитателей «Способы регуляции эмоциональных состояний взрослыми»

Рекомендации созданы специально для воспитателей, педагогов, чтобы предотвратить "синдром эмоционального выгорания на работе"....

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Профилактика профессионального выгорания педагогов...

семинар -практикум "Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях"

Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией...