Гордиенко.Семинар-практикум.
методическая разработка на тему

Гордиенко Галина Николаевна

семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.gordienko.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

                                                       детский сад № 88 «Одуванчик»

Семинар - практикум

для  воспитателей  МАДОУ города Нижневартовска

детский сад№88 «Одуванчик»

                                                              подготовила: музыкальный руководитель

                                                         1 категории

                                                               Гордиенко Г.Н.

Уважаемые коллеги!

Сегодня предлагаю вашему вниманию семинар практикум по теме:

                                                  « Музыкальная игра »

Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

     В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности.

Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания  и различения характера музыки, отдельных выразительных  средств.

     Это вырабатывает  у  ребёнка умение  согласовывать движения с началом и окончанием  музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
    Эмоционально окрашивая  игровые  действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков  мелодии. Понимание музыкально- игрового задания  вызывает  у ребёнка  быстроту реакции  на звуковое  раздражение, формирование  музыкальных и двигательных навыков, активизацию  чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений  и нормализация  их темпа и ритма;
Формирование   выразительных средств:  интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:
Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
Развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.

Музыкальные игры  подразделяются на: Музыкально-дидактические,

хороводные игры, подвижные музыкальные игры, игры-забавы, пальчиковые игры.

Пальчиковые  игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения.

Музыкально-дидактические игры  направлены на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха и для развития памяти.

Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Музыкальных подвижных игр для детей существует множество. Они позволяют разнообразить досуг малышей в детском саду или во время прогулки на площадке.

Хороводные игры – это один из лучших способов развития у детей самых разных умений, навыков и качеств. Ведь они соединяют в себе хореографические движения, песню, диалог и даже пантомиму. Тексты для хороводных и подвижных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры.

     Сейчас я хочу предложить вашему вниманию несколько игр которые вы можете использовать в своей деятельности без помощи музыкального руководителя.

«Мы ребята из детсада»

Дети стоят в кругу, проговаривают слова

Мы ребята из детсада

Подружиться очень рады,

Прыгаем, как мячики

Девочки и мальчики

Дети под музыку двигаются поскоками по площадке

Ведущий: Стоп, игра, остановись,

К дружку ладошкой (спинкой, щёчкой, ушком и др.) прикоснись!

Дети находят пару и прикасаются названной частью тела.

«Яблонька»

Ход игры.

Дети идут по кругу и поют на мотив песни «Каравай». Ребенок-Яблонька – в центре.

Как на нашем огороде идут по кругу

Стоит яблонька в саду.

Вот такой вышины руки вверх

Вот такой ширины расширяют круг

Будем  яблоньку  трясти идут к «Яблоньке», выполняя скользящие хлопки

Чтобы яблок унести

Ну, а ты, не зевай, отходят назад, грозя пальчиком

Нас скорее догоняй.

(с окончанием музыки дети разбегаются, а «Яблонька» их ловит; пойманный ребенок становится «Яблонькой»)

     А сейчас я предлагаю вам музыкальную игру на координацию речи с движениями под музыку, развитие слухового внимания, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.

Музыкальная игра «Оркестр».

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и поют, выполняя движения по тексту.

Шли мы, шли, потом устали,                 (маршируют)

Инструменты в руки взяли.

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли.            (поднимают любой инструмент и играют ритмичес-

                                                                       кое сопровождение к маршу)

Побежали, побежали,                             (кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

И немножко мы устали,

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли                          (поднимают инструменты и играют польку)

По дорожке мы пошли,                           (кладут инструменты и ходят на всей ступне)

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли

Нежно вальс на них сыграли.              (поднимают инструменты и играют сопровождение к

                                                                          вальсу)  

По дорожке поскакали,                           (кладут инструменты и идут поскоками по кругу)

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли.          (поднимают инструменты и играют русскую плясовую)

                                                                   

Если ваши дети устали или их нужно переключить на другой вид деятельности, мы используем следующий метод:

                                                            «Релаксация»

Дети ложатся на ковёр. Звучит любая спокойная мелодия, например «Звуки и голоса природы» или классическая музыка.

Педагог:     (говорит медленно, нараспев)

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Наши ножки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Сладко потянулись,

Дружно улыбнулись.

     Релаксация способствует понижению кровяного давления, способствует нормализации дыхания, вызывает положительные эмоции, улучшает общее состояние ребёнка.

     В своей работе можно использовать  такое направление, как «Ритмопластика». Дети очень любят движения под музыку, и выполняя различные задания педагога, направленные на развитие двигательных качеств и умений, развития творческого воображения и импровизации, решаются многие программные задачи музыкального воспитания. Ритмопластические упражнения можно включать в занятия детям с младшего дошкольного возраста. Пример для средней группы:

Импровизация под музыку «Озорные листочки».

Педагог:

     Ветер с деревьев листочки срывает,

     Листья то кружатся, то отдыхают.

Под быструю музыку дети кружатся, передвигаются по залу («листочки летают»), под медленную—приседают («отдыхают»), засыпают.

                                                       «Машины пирожки »

(на закрепление авторской музыкальной постановки по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Возраст участников: 4-5 лет.

Главные герои: Маша и Медведь, инструменталисты-аккомпаниаторы.

Необходимые материалы и оборудование:

1. Стул-«пенёк», в котором спрятаны деревянные ложки,

2. Платок для Маши,

3. Маска и костюм (по необходимости) для Медведя,

4. Ободки-коронки с нарисованными пирожками или колпачки,

5. Стол для детских музыкальных инструментов,

6. Детские музыкальные инструменты — ксилофон или металлофон, треугольник, барабан, колокольчики и др.,

7. Фортепиано для музыкального руководителя.

Программное содержание для детей:

закреплять знания о русской народной сказке «Маша и Медведь»,

отрабатывать движения в парах — «лодочка», «ладушки», «мальчик на колено-девочка вокруг него», прямой галоп и др.,

отрабатывать навыки игры на детских музыкальных инструментах,

активизировать речевой аппарат детей,

развивать метроритмическое чувство, тембровый и звуковысотный слух,

развивать скорость и координацию движений,

воспитывать бережное отношение друг к другу (в парах и внутри всей группы) .

Правила и ход музыкальной игры:

Из участников игры выбираются главные герои — Маша (на ней одет - платочек) и Медведь (в маске или  в костюме Медведя, которые встают внутрь круга. В самом центре стоит один стул - это «пенёк». Все остальные дети — «пирожки» (с ободочками нарисованных пирожков или в колпачках). «Пирожки» водят хоровод, напевая:

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси Бабушке,

Неси Дедушке!

Маша с Медведем танцуют (отрабатывают парные движения) .

     Как только «пирожки» допевают песенку, Маша с Медведем должны сесть на «пенёк». Так как «пенёк» один, то и садится на него кто-то один. Тот, кто остался (не попал на «пенёк», садится за стол с музыкальными инструментами, отдавая платочек Маши или маску Медведя кому-то из «пирожков» (по собственному выбору) .

     Теперь один из «пирожков» становится Машей или Медведем и добавляется один инструменталист-аккомпаниатор — он сам выбирает, на чём будет играть.

«Пирожки» поют вместе с аккомпаниатором, который должен чётко отстукивать  ритм песенки «пирожков». Игра продолжается  несколько раз, пока есть выбор инструментов (дублировать инструменты можно — для этого необходимо положить на стол несколько повторяющихся инструментов) и парных движений. В самом конце из «пенька» достаются спрятанные ложки и другие  музыкальные инструменты, на которых играют все оставшиеся «пирожки» (теперь уже они не водят хоровод) .

«Музыкальные фанты»

По кругу ставят стулья на один меньше числа играющих. Игроки маршируют под музыку, которая неожиданно останавливается. Это сигнал  к тому, что надо успеть занять стульчик. Тот, кому стула не досталось, должен исполнить музыкальный фант - спеть песенку, станцевать.

Эту игру можно предложить детям и в группе, используя звучание фонограммы.

Итог:

Сегодня мне хотелось показать, как в доступной форме можно применить  в своей практике музыкальную игру, развивать интерес к игре, внимательно слушать, эмоционально реагировать, развивать творческие способности в импровизации, музицировании, исполнительстве.