Консультации для воспитателей
консультация по теме

Орлова Светлана Викторовна

Дистанционное обучение воспитателей как участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальные уголки в группах.

При организации музыкальных уголков следует помнить о безопасности для жизни и здоровья детей, о доступности материала.

В досягаемом месте должны лежать музыкальные инструменты, дидактические игры, пособия, атрибутика. Полкой выше должны располагаться инструменты индивидуального пользования, и средства их обработки (мундштуки к дудкам, флейтам; губные гармошки, свистульки).

Принципы, по которым подбирается материал в музыкальный уголок:

1. Стабильности

2. Связи с другими видами деятельности

3. Доступности задач, стоящих перед детьми

4. Программа для исследования, качества звучания того или иного муз. инструмента

5. Учета пола и индивидуальных особенностей.

Первая младшая группа

1. Погремушки

2. Звоночки разных размеров и тембров звучания

3. Колокольчики большие и маленькие

4. Барабаны

5. Бубны

6. Музыкальные волчки, озвученные игрушки

7. Магнитофон с аудиокассетами детских песен

8. Шапочки зайчиков, лисичек, медведей и пр.

9. Музыкально-дидактические игры по возрасту

10. Альбом с песнями и картинками

11. 2-3 стула

12. Рекомендации к играм и воспитательные задачи.

Вторая младшая группа

1. 1 Погремушки

2. Звоночки разных размеров и тембров звучания

3. Колокольчики большие и маленькие

4. Барабаны

5. Бубны

6. Свирели (индивидуальный инструмент)

7. Дудки (индивидуальный инструмент)

8. Губные гармошки (индивидуальный инструмент)

9. Музыкальные волчки, озвученные игрушки

10. 1-2 металлофона

11. Игрушки-самоделки (баночки с горохом, крупой и т.п.)

12. Магнитофон с аудиокассетами детских и народных песен

13. Шапочки зайчиков, лисичек, медведей и пр.

14. Юбки, платочки, цветные косынки

15. Музыкально-дидактические игры по возрасту

16. Альбом с песнями и картинками

17. 2-3 стула

18. Рекомендации к играм и воспитательные задачи.

Средняя группа

1. 1 Погремушки

2. Звоночки разных размеров и тембров звучания

3. Колокольчики большие и маленькие

4. Барабаны

5. Бубны

6. Свирели (индивидуальный инструмент)

7. Дудки (индивидуальный инструмент)

8. Губные гармошки (индивидуальный инструмент)

9. Музыкальные волчки, озвученные игрушки

10. 1-2 металлофона

11. Озвученное пианино

12. Гитара

13. Флейта (индивидуальный инструмент)

14. Игрушки-самоделки (баночки с горохом, крупой и т.п.)

15. Магнитофон с аудиокассетами детских и народных песен

16. Картотека аудиокассет и грамзаписей.

17. Шапочки зайчиков, лисичек, медведей и пр.

18. Юбки, платочки, цветные косынки

19. Музыкально-дидактические игры по возрасту

20. Альбом с песнями и картинками

21. 2-3 стула

22. Рекомендации к играм и воспитательные задачи.

Старшая группа

1. 1 Погремушки

2. Звоночки разных размеров и тембров звучания

3. Колокольчики большие и маленькие

4. Барабаны

5. Бубны

6. Свирели (индивидуальный инструмент)

7. Дудки (индивидуальный инструмент)

8. Губные гармошки (индивидуальный инструмент)

9. Маракасы

10. Треугольники

11. Озвученные игрушки

12. 2-3 металлофона

13. Озвученное пианино

14. Гитара

15. Флейта (индивидуальный инструмент)

16. Органчики, триолы

17. Игрушки-самоделки (баночки с горохом, крупой и т.п.)

18. Пятиступенчатая лесенка

19. Магнитофон с аудиокассетами детских и народных песен, старинной и классической музыкой

20. Картотека аудиокассет и грамзаписей.

21. Набор портретов композиторов

22. Альбом с картинками музыкальных инструментов

23. Понятийный словарь (словарь музыкальных терминов)

24. Шапочки зайчиков, лисичек, медведей и пр.

25. Юбки, платочки, цветные косынки

26. Музыкально-дидактические игры по возрасту

27. Альбом с песнями и картинками

28. 2-3 стула

29. Рекомендации к играм и воспитательные задачи.        

Подготовительная группа

1. Погремушки

2. Звоночки разных размеров и тембров звучания

3. Колокольчики большие и маленькие

4. Барабаны

5. Бубны

6. Свирели (индивидуальный инструмент)

7. Дудки (индивидуальный инструмент)

8. Губные гармошки (индивидуальный инструмент)

9. Маракасы

10. Треугольники

11. Озвученные игрушки (молоточки, шкатулки и пр.)

12. 2-3 металлофона

13. Аккордеон

14. Арфа

15. Кастаньеты

16. Тарелки

17. Народные инструменты: ложки, трещотки, балалайки, рожки и др.

18. Озвученное пианино

19. Нарисованная клавиатура

20. Гитара

21. Флейта (индивидуальный инструмент)

22. Органчики, триолы

23. Игрушки-самоделки (баночки с горохом, крупой и т.п.)

24. Семиступенчатая лесенка

25. Магнитофон с аудиокассетами детских и народных песен, старинной и классической музыкой

26. Картотека аудиокассет и грамзаписей.

27. Набор портретов композиторов

28. Альбом с картинками музыкальных инструментов

29. Понятийный словарь (словарь музыкальных терминов)

30. Шапочки животных, овощей, фруктов и пр.

31. Юбки, платочки, цветные косынки, фуражки, гюйсы

32. Ленты, султанчики, и др. атрибуты

33. Музыкально-дидактические игры по возрасту

34. Альбом с песнями и картинками

35. 2-3 стула

36. Рекомендации к играм и воспитательные задачи.



Предварительный просмотр:

Педагогическое  взаимодействие воспитателя и

 музыкального руководителя в ДОУ.

(теория и практика педагогического взаимодействия)

         Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребёнком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребёнка-дошкольника.

         Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольника.

         Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития  дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость.

         Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, театральном, изобразительному искусству – большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.

         Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

         Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:

  • Принцип диалогизации. Он подразумевает личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъектов.
  • Принцип индивидуализации. В его основе лежит исполнение каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определённых видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

         Музыкальный руководитель – это специалист, который имеет специальное музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых – исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова)

         Воспитатель должен уметь несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда, т.е. только совместными усилиями можно достигнуть желаемого результата.

  • Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкальный руководитель не учит воспитателя – он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель – музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им (воспитателем) как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.

         Давайте, сравним две ситуации.

         Первая: музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твёрдые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности.

         Другая ситуация – Воспитатель не имеет вышеупомянутых навыков. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что некоторые музыкальные руководители, как правило, не помогают своему коллеге и даже не проявляют заинтересованности в его присутствии на занятиях. Они заявляют, что им «проще всё сделать самим», а «воспитатель на занятии если и  нужен, то только для поддержания дисциплины». Считаю, что такая позиция в корне не верна. Воспитатель в любом случае должен быть полноправным участником педагогического процесса. Если не пробовать что-то делать, не учиться, то никогда и не получится. Так как же быть в такой ситуации? В таком случае эталон выполнения упражнения показывает музыкальный руководитель, а воспитатель вместе с детьми его повторяет. Учатся дети, учится и воспитатель. Мы все прекрасно знаем, что способности человека развиваются, только для этого надо приложить усилия кому-то большие, кому-то меньшие.

         Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на решение поставленных задач, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному воспитанию. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребёнку в группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный же руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специальные цели и задачи.

         По мнению Н.Я. Михайленко, сочетание общеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ – сложение программ общеразвивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешние дополнительные по обращению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективным является  другой способ – такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают её, а средства их реализации одновременно  служат и целям общего развития ребёнка.

         Так, например, слушая с детьми произведения о родной природе, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе,  мы решаем не только чисто музыкальные задачи, а и задачи нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков  может быть включена в программу не только художественно - эстетического но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти,  воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства – основа программы художественно-эстетического воспитания.

         В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребёнка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

         Ещё одной формой  непосредственного взаимодействия  воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса (по Н.Я. Михайленко), а также координация – распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определению своих зон деятельности.

  1. Блок специально организованного обучения в форме занятий.

         Музыкальные занятия -  важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространёнными видами деятельности на занятиях являются пение, музыкально - ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть использованы в праздничных утренниках. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на музыкальных инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной  деятельности – слушанию – восприятию музыки.

  1. Блок совместной деятельности педагогов с детьми.

         Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности с педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нём, пение, музыкально – ритмические игры, приобщение к игре на музыкальном инструменте. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно. Например, начатая со взрослым музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально – дидактические пособия, инструменты)

  1. Блок свободной  самостоятельной деятельности детей.

         Ребёнок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах музыкальной деятельности, в том числе, и в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной с педагогами деятельности. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Педагогическое взаимодействие

воспитателя и музыкального руководителя»

Муз. руководитель: Орлова С.В.

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...