Консультация "Эмоции"
консультация на тему

Лейман Оксана Николаевна

Эмоции - это нечто, что переживается как чувство, которое манипулирует, организует и направляет восприятие, мышления и действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИИ.

   Эмоции - это нечто, что переживается как чувство, которое манипулирует, организует и направляет восприятие, мышления и действия.

    Какую бы разновидность мотивации мы ни рассматривали, совершенно очевидно ее связь с эмоциями.

    К базовым, основным, потребностям человека относятся те, мотивы, нужды, которые обеспечивают его выживание и физическое благополучие: искать пищу, воду, убежище и т. п. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, то есть нехватка каких- то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

    Итак, одной из причин возникновение эмоций является  борьба за выживания.

    Другой причиной, по мнению исследователей К. Изард, Хюбнер, Райзер и др., возникновения эмоций является  потребность в средствах коммуникации. Ни для кого не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и может произнести отдельные слова, он уже умеет (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. Дает внешние сигналы боли, радости, интереса.                

     Другими словами, идет постоянный контакт и окружающим миром через систему сигналов, первоначально вызывающих какое- то ощущение у ребенка, и проявляющих в эмоциональном реагировании.

    Эмоциональная экспрессия, очень важно, именно от этого опыта зависит успешность взаимодействия ребенка с окружающим его людьми, а значит и эффективности его социального развития.

    Эмоциональность влияет на формирование личностных черт  и социальное развитие ребенка, она сказывается также на его интеллектуальном развитии. Согласно исследованиям К. Изард, Томпина, Рэндал.                                                                                                                         Большинство детей оставшихся без родительного попечения  имеют дефицит эмоционального общения с раннего возраста, обусловленный какой- то    причиной.  Из- за этого дефекта дети не могут получить необходимый опыт социального общения, у них не сформирована система эмоционального реагирования, крайне ограничен диапазон эмоций.

    В данном случае мы рассматриваем эмоции, как дополнительный полигон для развития социальной уверенности детей.

    Придерживаясь теории дифференциальных эмоций (К. Изард), проанализируем источники эмоций, механизмы, содержание, сущность.

    Рассматривая эмоции, как основную мотивационную систему организма и личностных процессов, придающих смысл и значение человеческому существованию, сторонники теории деффереициальных эмоций определяют эмоцию, как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно- мышечный и чувственно переживательный аспект.

    Нейрофизиологический аспект проявляется в электрохимической активности ЦНС, соматическом состоянии нервной системы, которая управляет произвольными движениями, а соматически активная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему, которая регулирует деятельность внутренних органов и систем (например, в холоде ребенок писается чаще, чем в обычный обстановке; при нервном переживании у некоторых потеют руки, бледнеет лицо… )

    Нейрохимические процессы вызывают мимические и соматические проявления: частота дыхания, сердечных сокращений, потоотделения, мышечный тонус и пр. Они же посредством обратной связи осознаются человеком, в результате чего у человека возникает чувство, переживания, эмоции.

    На нервно- мышечном уровне эмоция проявляется в виде мимической активности, пантомимически, голосовыми эмоциями.

    На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для человека.

    Стимулами эмоций могут быть:

  • сенсорная информация (боль, голод, холод);
  • познавательная информация (оценочное суждение, предвосхищаемая информация о том, что может случиться, “опережающее отражение”, память (что уже произошло)) и т. п.;
  • нервно- мышечные раздражители (изменение температуры, крови,

    естественно вырабатываемые гормоны, наркотические препараты и т. п.)

    Эмоции динамичны и системны в своей организации. Так например, сигнал, вызывающий эмоцию интереса, будучи стимулом большей силы, может вызывать ужас; сложный звук порождает заинтересованность ребенка; резкий, громкий звук может его напугать.

    Каждая из эмоций может усилить или ослабить действие другой.

Эмоциональная система функционирует в тесной связи с сенсорной, познавательной, двигательной системой. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансировано и интегрировано действительность различных систем.

    Базовые эмоции - это фундаментальные эмоции, образующие мотивационную систему человека. Для базовой эмоции характерны следующие признаки:

  • она имеет нервный субстрат как органическую систему происхождения;
  • проявляется при помощи мимики;
  • влечет осознанное переживание;
  • возникло в результате эвомоционно- биологических процессов;
  • оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

    Эмоции образуют основные структуры сознания. Подтверждение этого тезиса мы находим в работах Л. С. Выготского, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожце, Н. Н. Подъякова и др.

    Именно эмоции, воздействуя с познавательными процессами, процессами создания организуют восприятие, мышление и деятельность человека. Ведь эмоции существуют независимо от мышления, познания. Ребенок, реагируя эмоции (гнев), может не сознавать ее и не обозначать ее как таковую. Малыш  просто кричит, дергается потому, что его не взяли на руки, но он совсем не осознает, что он гневается.

    Эмоции это способ организаций ощущений, имеющих мотивационное значение для индивида. А первичный сенсорный процесс влечет за собой перцептивно - познавательные процессы и другие операции сознания. Получается такая схема: стимул—ощущения, порождающие мотив—эмоция—действия.

     В теории деятельности человека академика А. Леонтьева человек в деятельности выступает как личность, управляемая мотивами, продиктованными определенными целями. Именно эти мотивы заставляют ребенка действовать с одновременным контролем и оцениванием этих действий.

    Согласно этой теории, для нас важно, что опираясь на эмоциональную сферу ребенка в процессе формирования личности можно решить целый ряд проблем его развития.

    Работая над формированием эмоций, расширяя их диапазон, создавая “тонкое эмоциональное реагирование” педагог обеспечит развитие резервных потенциальных возможностей ребенка. И тем самым создает основу для его успешной социализации в обществе.

    К базовым эмоциям, составляющим основу эмоциональной сферы, относятся эмоции радости, удивление, печали, гнева, отвращения, презрения, страха, вины.

     Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций:

  • биологическая - направляет кровь, энергетические ресурсы, активизирует, тонус;
  • мотивирующие воздействие – направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение, стимулирует деятельность ребенка;
  • социальная функция – обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми, способствует освоению коммуникативных форм поведения.          

    Необходимо помнить о том, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость – всегда радость, печаль – печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости – разная.

     Каждая из 10 базовых эмоций представлена тремя эффективными состояниями, через которые они и проявляются.

                         

Шкала базовых эмоций

Базовые эмоции

Варианты ее проявления

1.  Интерес

  • внимательность;
  • сконцентрированность;

-    настороженность.

  1. Радость

  • восторг;
  • счастье;

-    удовольствие.

  1. Удивление

  • удивление (испуг);
  • изумление;

-   ошеломление (шок).

  1. Печаль

                 

               -    унылость;

  • печальность;

-   обескураженность.

  1. Гнев

  • разгневанность;
  • злость;

-    бешенство.

6. Отвращение

  • неприязнь;
  • отвращение;

-    омерзение.

7. Презрение

  • высокомерие;
  • пренебрежительность;

-    надменность.

8. Страх

  • испуг;

-   боязнь.

9.Стыд

  • сконфуженность;
  • стыдливость;

-    стеснительность.

    10. Вина

  • раскаивания;
  • виновность;

-    заслуживающий порицание.

 

    Самая главная эмоция- это интерес, т. к. именно это эмоция обеспечивает работоспособность человека. Эмоция интереса является главной мотивационной составляющей процессов восприятия, внимание, познания.

    Взаимодействие интереса с сенсорными, познавательными процессами приводит к развитию конструктивных, интеллектуальных, художественных, творческих форм активности.

    Радость вызывается общением, игрой, преодолением препятствий, достижением поставленных задач, правильно выполненных инструкций взрослого. Радость - позитивная эмоция имеющая большое значение для формирования социальной контактности ребенка, для его общего состояния организма, для его психического состояния.

    Удивление вызывается резким изменением стимула. Это эмоция очень важна именно для нашего контингента, который не умеет быстро перестраивается. Удивление очень кратковременное состояние. Его задача – подготовить ребенка к эффективному адекватному взаимодействию с новым, внезапным, событием и его последствиям. Основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент изменения в окружающей среде, соорганизавать действия ребенка, позволившие бы ему адаптироваться.

     Печаль вызывается разлукой, смертью, разочарованием, неудачами в достижении поставленной цели. Эмоция печали переживается как грусть, хандра, уныние. Интенсивное переживание печали доставляет человеку боль.

    Печаль, замедляя общий темп человека, дает возможность “оглянутся назад”, пересмотреть вехи в жизни. Эмоция печали выполняет и коммуникативную функцию, сообщая самому человеку и окружающим его людям о дисгармонии. А ребенок, выражая печаль, дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи.

    Печаль может выполнять и мотивационную функцию: добиться цели, установить контакт. Печаль также играет важную роль в формировании и развитии механизмов эмпатии. Печальные сопереживания побуждают ребенка к альтруистическому поведению: помочь зайке, спасти девочку от медведя и пр.

    С нашим контингентом детей поощряющий тип социализации печали способствует профилактике стрессов поведения, развитию механизмов преодолению печали, что в конечном итоге формирует доверие, честность, готовность к общению.