ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».
методическая разработка на тему

Горбенко Елена Анатольевна

Наличие   речевого дефекта  у  детей -  логопатов  приводит  к изменениям  в  психической  сфере,  нарушение  общей  и  речевой  моторики,  порождает  чувство   ущемленности,  а  это  в  свою  очередь  определяет  отношение  к  себе,  коллективу,  к  оценкам  коллектива, что  обуславливает  его  поступки  и  поведение.   Использование в  работе  с детьми  логопатами  приема   театрализации,  связано  не  со  стремлением  придать  процессу  занимательность,  а  с  внутренней  необходимостью  самого  процесса  обучения.

Театрализованная   деятельность  обладает   большим  воспитательным    и  образовательным  потенциалом,  поскольку  с  ней   синтезируются  многие  виды  искусства.  Она объединяет  танцы,   пение,  художественное  исполнение,  а  также  предполагает  вдумчивую  интерпретацию   текста  театрализованного  представления   или   пьесы.  Это творческий  вид  деятельности,  способствующий   повышению  языковой    и  креативной  компетенции   ребенка-  логопата,  эстетическому  воспитанию,  приобщению  к  культуре  страны.

        Участие ребенка в  театральных   постановках,  творческий  характер  его деятельности,  привлекательность  этой  деятельности,  открывают   для  дошкольников  новое,   интересное,  помогает  обнаружить  в  себе  ранее неизвестное,  возможности   становиться  сильным  и  прикладывать   необходимые  усилия,  направленные  на  преодоление  трудностей, обусловленных   речевой  патологией.

Такая деятельность  укрепляет   положительную  самооценку, порождает  уверенность  в  себе, изменяет  характер  влияния  нарушений  речевой  деятельности   на  деятельность  в  целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».

Содержание:

  1. Информация об опыте …………………………………3
  2. Технология опыта……………………………………….13
  3. Результативность опыта……………………………….34
  4. Библиографический список…………………………...38
  5. Приложение к опыту……………………………………41

                                                             

Информация об опыте

Тема опыта.

 «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».

 Сведения об авторе опыта.

Горбенко  Елена  Анатольевна,  воспитатель  муниципального   дошкольного образовательного учреждения  «Центр  развития   ребенка   - детский  сад  № 2»  г.  Валуйки   Белгородской  области. Стаж  педагогической  работы   26 лет,  в  данном  учреждении -  4 года,  присвоена первая  квалификационная   категория.  При  создании  развивающего пространства   в  групповом  помещении,  за  высокое  профессиональное  мастерство   в  2007  году   награждена   благодарственным  письмом   за  2  место  в  конкурсе   по  детскому саду.

Условия возникновения  и  становления опыта.

   

  В   условиях,   когда  Европа,   выбрала    путь   интеграции,   резко повысился   социальный    престиж   интеллекта  и   научного   знания.  С       этим   связано  стремление,   дать   знания,   научить  ребенка  читать,   писать   и  считать,  а  не  способность  чувствовать,  думать  и  творить.     Педагогическая  установка   в  первую   очередь  на    развитие      мышления      превращает  эмоционально  -  духовную   сущность   ребёнка   во   вторичную    ценность.                                                                                                      Современные  дети  знают  гораздо  больше,  чем   их сверстники  10-15  лет  назад,  они   быстрее    решают   логические   задачи,  но   они   значительно  реже   восхищаются   и   удивляются,    возмущаются   и  сопереживают,  всё   чаще   они    проявляют     равнодушие   и   черствость,  их    интересы   ограничены,  а   игры  однообразны.                                                                                                                                                                                                    

        В современном   обществе  многочисленные  проблемы  детей   резко   актуализируются. При  этом  наблюдаются  качественные  и  количественные   изменения   категории  детей,  объединенные   понятием « дети – логопаты».   Помимо  нарушений  в    речевом    развитии,  затрагивается     физическая    и  психическая  сфера,  вызывая    нарушение    поведения (гиперактивносить, замкнутость)

          Традиционная   система   коррекционной  работы   не всегда  дает  возможность   осуществлять  влияние  на  личность  ребенка, в системе  учебный  материал   с  воспитательными  задачами,  что,  при   этих   условиях  не  позволяет    обеспечить  в   полной  мере   развития    творческих    способностей   ребенка – логопата.

      По данным  исследований  у  67-69%  дошкольников, имеющих  речевую  патологию,  возникают страхи,   срывы,  заторможенность,  а  у  других,  наоборот,  развязность  и суетливость.  У  детей  часто  отсутствуют  навыки  произвольного поведения,  недостаточно  развиты  память,  внимание   и  речь.

    Самый   короткий   путь  эмоционального  раскрепощения  ребёнка,  снятие  зажатости,  обучения  чувствованию  и  художественному  воображению  - это  путь  через  игру,  фантазирование,  сочинительство.  Всё  это  может дать     театрализованная    деятельность.  Являясь  наиболее   распространённым   видом   детского  творчества,  именно  драматизация, «основанная    на  действии,  совершаемом  самим  ребёнком,   наиболее  близко,   действенно  и     непосредственно  связывает     художественное творчество   с   личными    переживаниями»   (Л.С. Выготский).

         В  условиях    этих  противоречий   возникла   идея   развития   творческого  потенциала   детей – логопатов   средствами    театрального  искусства.

 Актуальность опыта.

Наличие   речевого дефекта  у  детей -  логопатов  приводит  к изменениям  в  психической  сфере,  нарушение  общей  и  речевой  моторики,  порождает  чувство   ущемленности,  а  это  в  свою  очередь  определяет  отношение  к  себе,  коллективу,  к  оценкам  коллектива, что  обуславливает  его  поступки  и  поведение.   Использование в  работе  с детьми  логопатами  приема   театрализации,  связано  не  со  стремлением  придать  процессу  занимательность,  а  с  внутренней  необходимостью  самого  процесса  обучения.

Театрализованная   деятельность  обладает   большим  воспитательным    и  образовательным  потенциалом,  поскольку  с  ней   синтезируются  многие  виды  искусства.  Она объединяет  танцы,   пение,  художественное  исполнение,  а  также  предполагает  вдумчивую  интерпретацию   текста  театрализованного  представления   или   пьесы.  Это творческий  вид  деятельности,  способствующий   повышению  языковой    и  креативной  компетенции   ребенка-  логопата,  эстетическому  воспитанию,  приобщению  к  культуре  страны.

        Участие ребенка в  театральных   постановках,  творческий  характер  его деятельности,  привлекательность  этой  деятельности,  открывают   для  дошкольников  новое,   интересное,  помогает  обнаружить  в  себе  ранее неизвестное,  возможности   становиться  сильным  и  прикладывать   необходимые  усилия,  направленные  на  преодоление  трудностей, обусловленных   речевой  патологией.

Такая деятельность  укрепляет   положительную  самооценку, порождает  уверенность  в  себе, изменяет  характер  влияния  нарушений  речевой  деятельности   на  деятельность  в  целом.

       Детское   творчество -- одна  из  актуальных   проблем   дошкольной  педагогики  и  детской  психологии. Результаты исследований (Л. С. Выготский,  А. Н. Леонтьев,  Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и др.)  доказывают,  что  театрализованная деятельность   предоставляет  возможность  использовать   театральное   искусство  и  как  своеобразный    инструмент    психологической и  речевой   коррекции,  обеспечивающий   гармоничное   развитие   личности   ребенка. Творческий   характер   деятельности,  реализуемый    в  театральных постановках,  поддержание  положительного   эмоционального   настроя,  необходимость   совершенного  владения   речью,  ее   выразительными   средствами  выступают как основные  условия   комплексного  и   разностороннего  развития   дошкольников.

 

 Ведущая  педагогическая  идея  опыта. 

          Развитие  личности  ребенка  происходит  в  гармонии  и  согласованности  с  успешным  овладением  грамотной  и  связной  речью. Театрализованная  деятельность  -  интегративная  деятельность,  в  которой  действия  воображаемой  ситуации  связаны  с  реальным  общением,  направленным  на  активность,  самостоятельность,  творчество,  регулирование  ребенком  собственных  эмоциональных  состояний.                                                            

        Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования правильной устной речи ребенка- логопата  как  средства общения  и  развития  личностных   качеств,  является  важной  для  развития  языковых,  познавательных,  мыслительных  способностей, позволяет расширить  его  кругозор.  

        « Если  мы  делаем  что – либо  с  радостью… мы  и впредь   будем  стремиться делать тоже самое.  Если  мы  делаем  что – либо  с  отвращением,  это   означает,  что  мы  будем   всячески   стремиться   к   прекращению   этих  занятий», -  говорил  Л. С. Выготский.  Поэтому   для   пробуждения  и  развития   творческой   активности   ребенка,   необходимо   вызвать  интерес  к   театрализованной   деятельности, развить  коммуникативные навыки,  создать  условия,  способствующие  появлению  творческого  начала.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика  не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Кроме этого, театрализованная деятельность имеет большую коррекционную значимость. Эмоциональные     переживания, испытываемые детьми - логопатами в процессе разыгрывания сюжета, помогают  переступить барьер - преодолеть трудности  и отклонения в речевом развитии. При этом активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно  изъясняться.

Длительность работы над опытом.

Сегодня,  когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного  образования  и  воспитания  и  усложняются  задачи,  стоящие  перед  педагогами  дошкольных  образовательных   учреждений,  очень  важной  остается  задача  приобщения  детей  к  театральной   деятельности.  Творческая  деятельность  и  развитие   творческих  способностей   человека – это составляющая  часть  социально- экономических  и  духовных  направлений   современного  общественного устройства.                                            

     Работа над опытом  охватывает период  с  2006  по  2010 годы.  В   2006-2007г. определены  задачи, в  последующие: 2007-2008г,  2008-2009г,  2009-2010 учебные года велась систематическая,  целенаправленная   работа в данном направлении с детьми – логопатами, которая способствовала реализации их творческих способностей, была организована  предметная  среда театральной  студии.  По результатам диагностики выявлены  позитивные изменения в овладении детьми практическими умениями в речевой и творческой деятельности,  общении,   социально- нравственных  отношениях.

   Диапазон опыта.

Развитие  творческих способностей должно  быть  неразрывно  связано   со  всей   системой  воспитания  и  обучения   в  детском  саду.

        С ранних лет  ребенок стремится  проявлять  творчество, поэтому  так  важно создать  в  детском коллективе  атмосферу  свободного  выражения  чувств  и  мыслей, поощрять  желание  детей  быть  непохожими  на  других, разбудить  их  фантазию,  попытаться  максимально реализовать  их  способности.

     Практика  показала,  что  театрализованная  деятельность   наиболее  эффективно   способствует   формированию  интереса  у  дошкольников,  приносит   им  успех  и  радость   творческого   общения,  дает  возможность  закрепить   лексический  и  грамматический   материал, необходимый  для  развития  навыков  устной  речи.

Система театрально-игровой деятельности с детьми включает в себя:

  • речевые занятия с включением драматизации

  • речевые занятия с включением сюжетных игр

  • разыгрывания ситуаций

  • разыгрывания   этюдов :

  • на  развитие  внимания, веры, наивности, фантазии

  • на  развитие  памяти

  • на  развитие   выразительности  жеста

  • на  тренировку   отдельных  групп  мышц

  • на  выражение  основных   эмоций

  • на  воспроизведение  отдельных  черт  характера  и   др.

  • коррекционно-развивающие упражнения на развитие дикции

  • коррекционно-развивающие упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • техника  управления  настольными  куклами

  • техника  управления  настольными  куклами  на гапите

  • самостоятельное   разыгрывание   сюжетов

Новизна  опыта.

       Современная  ситуация в  системе  образования, в  которой   происходят изменения,  связанные   с  ориентацией  на  ценностные  основания  педагогического  процесса,  на  его  гуманизацию  в  подходах  к  решению  проблем  конкретного  ребенка,  побуждает  к  созданию  новых  моделей,  поиску  новых  форм  и  технологий  помощи  детям,  имеющим  проблемы  в  речевом  развитии,  и  как  следствие в  общении  и  поведении.

         Потребность  этого  вида  деятельности  заключается  в пробуждении  и  развитии   творческой  активности  ребенка – логопата,  формировании  у  него личностного,  личностно- ролевого, статусного  общения.  Дошкольники   получают  более  широкие  возможности  для  развития   навыков  диалогической,  монологической  речи,  речемыслительных способностей.  Театрализованная   деятельность   предоставляет  возможность  использовать  театрализованное  искусство и  как  своеобразный  инструмент   психологической  и  речевой  коррекции,  для  детей  логопатов,  обеспечивающий  гармоничное  развитие  личности  ребенка.

 Теоретическая база опыта.

        « Развитие  творческих    способностей  детей    средствами  театрального   искусства»   основывается  на  трудах   известных  ученых в  области   дошкольной  педагогики, психологии    развития,  логопедии,  методических  рекомендациях методистов – исследователей,  педагогов -  практиков,  психологов.  

         Согласно  концепции  самоценности   дошкольного  периода  развития,  разработанной  И. В.  Запорожцем,  основной  путь развития  ребенка -  это  амплификация,  т. е.  обогащение,  наполнение  процесса  развития   ребенка    наиболее  значимыми   именно   для  дошкольника   формами  и  способами   деятельности,  изменяющими  и  перестраивающими   его психику.   Что  предполагает  не  ускорение  развития  ребенка  с  помощью  обучения,  а  расширение  его  возможностей    именно  в  дошкольных   сферах   жизнедеятельности.

         А.  Н. Леонтьев, Д. Б.  Эльконин, В.В. Давыдов, разработавшие     теорию    деятельности,   считают,  что  развитие  ребенка  осуществляется  в  процессе  деятельностей.  Для  дошкольников это  прежде  всего  игра.  Развитие  способностей  ребенка   делает    его  подлинным  субъектом  деятельности,  в  первую  очередь  игровой,  становление  и развитие  форм  которой  происходит   к концу  дошкольного  возраста.

        Теория    риторики  Ю. В. Рождественского, определяется  речь    как  инструмент  развития  общества,  задачами  которой,  являются,  умение   изобретать  мысли  и  действия  и  облекать  их  в  такую  речевую  форму,  которая  отвечает  обстоятельствам;  это  значит   уметь  создавать  монолог,  вести  диалог  и  управлять им,  управлять   системой   речевых  коммуникаций   в  пределах   своей   компетенции.

         Ещё в 20-х годах ХХ века выдающийся профессор В.В.Зеньковский, поднимая актуальную проблему «педагогического интеллектуализма», определял смысл детства как подготовку к «самостоятельному творчеству в жизни». Первой и основной задачей он назвал "охрану и развитие творческих сил, творческой основы души". Он также отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями, а "творческие недра души, творческие её силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность". 

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, синтаксис, лексика)  и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.  Переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Выделяются две основные сферы общения дошкольника – с взрослыми и со сверстниками. Как показывают наблюдения, нескоординированные высказывания, «коллективные монологи», как назвал эту форму речи Ж. Пиаже, характерны для всех детей. Особенно часто это проявляется на занятиях театрализованной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, когда дети, находясь рядом, каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками.

     Практика  показала,  что  театрализованная  деятельность   наиболее  эффективно   способствует   формированию  интереса  у  дошкольников,  приносит   им  успех  и  радость   творческого   общения,  дает  возможность  закрепить   лексический  и  грамматический   материал, необходимый  для  развития  навыков  устной  речи.

      Представленные  материалы  опыта   раскрывают  цель  поставленной  работы – это,   прежде  всего  развитие  творческих  способностей  детей   в  театрализованной  деятельности, а также  решение  коммуникативных  задач,  расширение  лингвистического  багажа,  развитие  творческой  самостоятельности   детей – логопатов.

       Для  реализации  выбранного  опыта   определены  формы, методы  и  приемы  работы, которые  способствуют  осознанному  восприятию   материала,  активизируют   творческий  потенциал  дошкольников,  раскрывают   следующие  возможности:

  • - развитие  речи
  • - отношение  к  слову как эффективному  средству  общения
  • -развитие   мыслительных  способностей
  • -развитие  воображения,  фантазии
  • -умение   вести  беседу
  • -формирование  отношения  к  четкой  речи  как  к  обязательной    составляющей  успеха
  • -развитие  актерских  способностей
  • -развитие  пластики,  мимики

Технология опыта

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

         Цель  работы по  развитию  творческих  способностей  детей  средствами  театрального  искусства - определить  возможности    театрально -  игровой  деятельности  для  полноценного, системного,  последовательного  овладения   правильной  устной  речи,  решение  коммуникативных   задач,  развитие  творческой  самостоятельности.

        В  процессе    формирования  речевых  умений  и  навыков    решаются   следующие    задачи:

  •  При поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания представлений и творческими способностями комбинировать их, то есть на основе полученных знаний действовать посредством игрушки и слова - соединять действие игрушки со словом.

  •  Формировать интонационную выразительность, мимику и пантомимику, воображение, речь, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

  •  Познакомить детей с различными видами театрализованной деятельности: сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскостными и игрушками-бибабо. Развивать непосредственные действия детей по ролям, учить говорить публично,  не стесняясь посторонних слушателей.

      Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка  перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

        Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.                                                                                                  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность), но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.        Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

       Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.  Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.(приложение №1)

      При  организации  развивающей  среды  по  театрализованной  деятельности педагог обязан:

  • - создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
  • - приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • - обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • -создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

       Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы.  Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет выбрать наилучшие направления, формы и методы работы, будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

         Основной целью воспитания детей дошкольного возраста является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.   Театрализованная   деятельность  не предполагает  буквального выполнения. Она ориентирует взрослых (педагогов, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Содержание  работы  по  театрализованной  деятельности  состоит  из  нескольких  направлений:

  • - «Театрализованная игра» - направлено  не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие  игры и специальные театральные игры.
  • - «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
  • - «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.                                                Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
  • Дыхательные и артикулярные упражнения.
  • Дикционные и интонационные упражнения.
  • Творческие игры со словом.
  •  - «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.                      
  • - «Работа над спектаклями» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
  • Знакомство с пьесой.
  • От этюдов к спектаклю.

Таким  образом,  определяются  задачи  по всем  видам  деятельности:

  • Активизировать познавательный интерес.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  • Снимать зажатость и скованность.
  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  • Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
  • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Сочинять этюды по сказкам.
  • Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц.
  • Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
  • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  • Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
  • Пополнять словарный запас.
  • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Знакомить детей с театральной терминологией.
  • Знакомить детей с видами театрального искусства.
  • Предлагаемые умения и навыки:
  • Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
  • Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
  • Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
  • Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
  • Уметь произносить и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Уметь сочинять этюды по сказкам.
  • Воспитывать в ребенке готовность к творчеству.
  • Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.
  • Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
  • Активизировать ассоциативное и образное мышление.
  • Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
  • Развивать умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре; превращать и превращаться.
  • Развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами.
  • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.

          Желательно все организованные формы театрализованной деятельности проводить  небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.       Занятия выполняют  одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально – эмоциональному   развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры - драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально - эмоциональному развитию детей.

        Таким образом, театрализованная деятельность  способствует   развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого используются  разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.

      Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов и зрителей», т.е. на «постоянно выступающих» и «постоянно смотрящих», как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог   исходит  из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи:

  • Понять, разобраться в том, что чувствует ребенок,  на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;
  • Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал.

В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

        Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

       Решая все эти задачи,  общеразвивающие  игры, включенные в театрализованные занятия, не только готовят ребёнка к художественной деятельности, но и способствует более быстрой и лёгкой адаптации детей в школьных условиях,  создают предпосылки для успешной учёбы в начальных классах - в первую очередь за счёт актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению  (приложение №  2).

       Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы,  специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел -- отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье –в  бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем.

Таким образом,  педагог  сохраняет  детскую наивность, непосредственность, веру  которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого опирается на личный практический опыт ребенка и предоставляет  ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомство  детей со сценическим действием  происходит  с помощью упражнений и этюдов, построенных на материале хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш,   или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, - говорил К.С. Станиславский, - что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде». Для того чтобы дети действовали естественно и целенаправленно, им необходимо было найти или придумать ответы на наши вопросы: почему, для чего, зачем он это делает? Помогают развить эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами)

        Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находилась. А затем предлагали искать воображаемую бусинку.

      Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры (приложение № 3).        Также  детям  предлагаются  следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки.

     Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов.  В театральном искусстве этюд -- это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

        Для этюдов  даются   темы близкие и понятные детям:  на  выразительность  жеста ( «Тише», «Иди  ко  мне», «До  свидания», «Ссора», «Обида», «Встреча»), на  тренировку  отдельных  групп  мышц («Сосулька», «Петрушка  прыгает», «Шалтай – Болтай»,  на  выражение  основных  эмоций  «Вкусные  конфеты», «Новая  кукла», «Лисичка  подслушивает», «Старый  гриб». Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).     Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем? (приложение №4)                                                                Также   используются   этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети и самостоятельно и с нашей помощью придумывали место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывали свои этюды.

      Следующий этап - это сочинение этюдов по сказкам. Дети выбирали эпизод из сказки и сочиняли по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабушки», «Дюймовочка - невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).

       Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами,  переходим   к импровизационным играм-драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делятся  на 2-- 3 творческие группы и получают задание сыграть сначала одну и ту же, а в дальнейшем - разные сказки.       Участники мини-спектакля  самостоятельно распределяют роли, уточняя развитие сюжета и  предлагаемые обстоятельства.  Поощряются  попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например: какой герой? (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)

        Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.

      Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представить то, о чем говорится, расширяют словарный запас, делают их речь ярче и образнее.

       Для многих детей- логопатов , характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

     В старшем дошкольном возрасте  еще  не окончательно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры  включаются  в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми (приложение № 5).

          Прежде всего,  дети учатся делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач на занятии акцент делается то на дыхание (упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики », «Колыбельная »), то на артикуляцию (игры «Летний день», «В зоопарке», «В лесу»), то на дикцию (упражнения «Дрессированные собачки», «Птичий двор»), то на интонацию (игра «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка) или высоту звучания («Самолет», «Чудо-лесенка»).                                                                 Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.

      Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки - это веселая словесная игра, которая  предлагается  в  различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д. (приложение № 6).                                                                               Разучиваются  скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговариваются  скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагается  детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.        Разученные скороговорки, особенно диалогические, используются  в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Небылицы», «Встретились два друга», «Ярмарка»).

      Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезны на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.    С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников  необходимо   научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, ребенок не  просто  произносит  фразу, например, жалобно или восхищенно,   педагогом поощряется  его   стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», стремимся к тому, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

     Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предложить  произносить выученную детьми скороговорку, выделяя в ней разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру». «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. после таких упражнений детям было легче выделять главные (ключевые) слова в более крупных стихотворных текст.                                                                              Так же работая над культурой и техникой речи детей, в  работу  включают творческие игры со словами («Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Вопрос - ответ»). Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

       Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1--2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.                                                      Реализация этой задачи носит  практический характер, т.е. происходит  во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас (приложение № 7).

       На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре по темам:

  • Особенности театрального искусства,
  • Виды театрального искусства,
  • Рождение спектакля,
  • Театр снаружи и изнутри,
  • Культура поведения в театре (приложение № 8).
  • Работа над спектаклем.

       Создание спектакля с детьми -- очень увлекательное и полезное занятие. (спектакль  по  мотивам  сказки В.Андронова «Огнехвостик»  (приложение № 9).  Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:

  • не перегружать детей;
  • не навязывать своего мнения;
  • не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
  • предоставлять всем детям возможность попробовать себя в        разных    ролях.

      Работа с дошкольниками над спектаклем  имеет  несколько   основных этапов:

  • Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в    сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением
  • Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.
  • Премьера спектакля.
  •  Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

       Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой должна быть эмоционально насыщенна: рассказ сказок вошедших в основу сценария, показ художественных иллюстраций в книгах, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр художественных фильмов по мотивам сказок. Всё это поможет почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

     Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения детям сценария дети пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывали им названия. Например: « Рыжий  хвостик», « Бесхвостик» и т.д.

    Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов являются  самые активные дети, но постепенно нужно стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Использовать  упражнения с куклами, в которых дети импровизируют  поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешает  сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет  свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку, они  действуют   более естественно и уверенно,  речь становится разнообразнее и выразительнее.

         Четвертый  этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» - или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности  поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

      Пятый  этап- репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы нужно  следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. А  так же учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякая  находка, новое удачное решение  отмечается  и поощряется.

      Шестой этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь  стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают  в создании образа.

      Седьмой   этап - премьера спектакля -- является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах.

Премьера - это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.                                                                                                     Отвечая на   вопросы, что было хорошо, а что - нет, дети учатся  оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать  выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается  указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога - раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

   Участие  ребенка- логопата  в театральных  постановках,  творческий  характер  его  деятельности,  привлекательность  этой  деятельности,  открывает  для  дошкольников  новое, интересное,  помогает   обнаружить  в  себе   ранее  неизведанное,  возможности   прикладывать  необходимые  условия,  направленные  на преодоление  трудностей,  обусловленных   речевой  патологией.  Театрализованная  деятельность  укрепляет  положительную  самооценку,  порождает  уверенность  в себе   и  чувство  удовлетворенности  от  достигнутых  успехов,  изменяет  характер  влияния  нарушений  речевой деятельности  на  деятельность  в  целом.

 Анализ   результативности

       

          Опыт,  посвящённый   изучению особенностей организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте, даёт основания сделать вывод, что организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет определённые особенности.          Реализовав основные задачи исследования,  определили, что:

    Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

  • Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа.
  • Имеет определённое содержание - в соответствии с той программой, по которой работает воспитатель-руководитель
  • Имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
  • Имеет  коррекционную значимость: развитие  речевых  навыков, совершенствование  звуковой культуры речи, активизация словаря.

       Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.

       В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.                                                                        Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.  

       Результативность   работы   за четыре  года   определена  положительной  динамикой   развития  детей – логопатов,  что  отражено   в  диаграмме  за  три   учебных   года.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания...

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....