«Работа с родителями в детском саду»
консультация на тему

Взаимодействие семьи и ДОУ из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_rodit.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с родителями в детском саду»

      Первая школа воспитания растущего человека – семья. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Для маленьких детей семья – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьёй специалистами-педагогами на основе научно разработанной программы, в благоприятных для жизни ребят условиях.  Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

     В дружных семьях дети  в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и родителям и детям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирующуюся личность малыша.

     Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременноговлияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

      Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

 В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

      Молодые родители, сталкиваясь со сложностями в поведении своего ребёнка и собственными психоэмоциональными проблемами, безусловно, ощущают потребность в психолого-педагогических знаниях, консультативной помощи. Что делают в этом случае мамы и папы? Чаще всего обсуждают свои проблемы со знакомыми, у которых тоже есть дети; читают популярные журналы, на 90 процентов заполненные рекламой, ищут информацию в интернете, в надежде получить ответы на наболевшие вопросы. В результате огромный поток информации обрушивается на голову неопытного, мало знающего в силу своей молодости человека, который жадно «заглатывает» всё без разбора. А если и попытается разобраться, у него вряд ли это получиться - ведь  сведения из непроверенных источников противоречивы и зачастую безграмотны.

     Огромная роль в обеспечении родителей адекватной информацией, выстроенной системой психолога -педагогических знаний отводится дошкольному образовательному учреждению. Зная особенности развития ребёнка на разных этапах дошкольного детства, приоритетного направления его воспитания, мы, специалисты детского сада способны дать семье полезную информацию. В своей группе мы организуем для родителей тематические литературные выставки, например: «Играйте вместе с детьми», «Роль матери и отца в развитии и воспитании ребёнка», «Почему дети разные?» и т.д. В родительском уголке  оформлены консультации для родителей: «Агрессивные дети», «Наказание и поощрение детей», «Влияние родительских установок на развитие детей», «Секреты психологического здоровья». Также организована библиотека для родителей, где они могут найти ответы на многие интересующие их вопросы.

    Многие родители, активно занимаясь профессиональной  самореализацией, не могут уделить достаточного внимания ребёнку, не читают специальную литературу и уж тем более не посещают различные мероприятия, предлагаемые дошкольным учреждением. Для таких родителей мы готовим текстовую информацию, с  которой родители спокойно могут ознакомиться в свободное время.

      Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

     Мы, в своей работе,  стараемся привлечь родителей к оформлению стенгазет, выставок, к подготовке утренников и праздников, устраиваем совместные посиделки, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

     Совместная работа родителям даёт практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

     Также важно ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

     Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

     Для более тесного сотрудничества с родителями, мы создали дневник нашей группы, который находится в родительском уголке. В нём мы записываем всё, что произошло в группе за день. Здесь родители могут ознакомиться  с проблемами или радостью наших детей.

     Мы пытаемся приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

     Таким образом, мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка.

Список литературы:

1.Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя дет.сада/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М.: Просвещение, 1989.

2. «Ребёнок в детском саду»-Иллюстративный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений, 2.2010.

3.Festival.september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

Работа с родителями в детском саду «О летнем отдыхе детей» Консультация для родителей»

Работа с родителями в детском саду«О летнем отдыхе детей» Консультация для родителей»О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание - прекрасное закаливающ...

Работа с родителями в детском саду Консультация для родителей «Ребёнок на даче»

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей «Ребёнок на даче» ОгоньОткрытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, чт...

Работа с родителями в детском саду «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей

Работа с родителями в детском саду«Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей...

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...