"Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста"
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Савинкина Лариса Николаевна

Значение дидактических игр детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум- двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающем.

Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно), как это утверждают некоторые буржуазные учёные. Нормальное созревание высшей нервной деятельности- необходимое условие полноценности развития ребёнка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребёнка людей.

В истории развития яслей в нашей стране был период так называемого госпитализма. В тот период дети в яслях получали прекрасный гигиенический уход, но их психическому развитию и воспитанию не уделялось должного внимания. В результате здоровые и хорошо упитанные дети поздно начинали ходить, говорить, играть.

Следовательно, для правильного развития ребёнка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо ещё активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Существует также взгляд, нашедший отражение в некоторых буржуазных теориях, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Несомненно маленький ребёнок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Таким образом, он в основном овладевает речью, бытовыми навыками и др. Он многое усваивает непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Но и переоценивает значение этих самостоятельных  проб и поисков нецелесообразно: они не всегда продуктивны и очень часто влекут за собой формирование искажённых представлений, которые временно могут нарушить правильную ориентировку ребёнка в окружающем. Некоторые из таких «проб» могут даже представлять  опасность для жизни и здоровья малыша.

Советская педагогика и психологи выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что  наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игра, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляют малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову)

Народ создал чудесные произведения- потешки, прибаутки с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Разумной конструкции двигательные пособия и игрушки- стол-барьер, тележка- помогают ребёнку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарных знаний и умений осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях: где оно приобретает особенно важное значение. В условиях общественного воспитания наиболее целесообразно комплектование групп детей первого, второго и третьего года жизни. Это даёт возможность разумно осуществлять гигиенический режим и уход за детьми, сообразуясь с особенностями каждого возраста. Но в этих условиях ребёнок большую часть времени проводит в среде сверстников, и у него мало возможностей подражать более совершенным образцам речи, игры, навыков старших детей.

Следовательно, для того, чтобы дети развивались нормально, педагоги детских учреждений должны пользоваться наиболее активными, действенными средствами воспитания. Обучающее воздействие, которое в семье происходит непреднамеренно, от случая к случаю, должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а так же на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактические направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Как выше говорилось, наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребёнок играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребёнка привлекает многое из того, что его окружает: ребёнок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущий транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определённые явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовывать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного. Такие занятия на укладываются даже в понятии дидактической игры, хотя на них могут быть использованы отдельные игровые приёмы. Вот почему в данном пособии используются два термина- «дидактические игры» и «занятия». И те и другие протекают организованно в специально отведённое для них время. Ограничиться просто названием «занятие» нецелесообразно, так как дидактическая игра, несомненно, занимает важнейшее, ведущее место в обучение детей.

Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определённой программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. Такой материал для групп раннего возраста включён в «Программу воспитания в детском саду». Программа организует воспитательный процесс в дошкольном учреждении, делает его чётким и результативным.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чём особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый.

Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает и воспроизводит показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию- необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одно из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более, что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель закладывает первые начала в развитие такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребёнок охотно участвует в занятиях, ждёт их, радуется им. Но на занятиях ребёнок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определёнными знаниями. Он много узнает о разных предметах: об их значении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ним мир доступных для их понимания явления природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребёнок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача- научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрёшки и т.п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молотком. В процессе  этой деятельности у детей вырабатываются целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.

Дидактические игры и занятия имеют определённое значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дастся нелегко. Сначала ребёнок приучается делать что-то рядом с другими дать отвлекаясь. Затем  он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе плясать, ходить и  т.д. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижения результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведёрке и т.п.); при рассматривание картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например, к упавшей и плачущей девочки и т.п. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.

Занятия имеют значение и для них эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено  на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

При проведении занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребёнка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им можно грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется  первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Литература:

«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»

Автор: С.Л.Новоселовой, Е.И.Попова, Е.М.Радина, Е.В.Зворыгина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_didakticheskih_igr_detey_rannego_vozrasta.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дидактических игр детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум- двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающем.

Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно), как это утверждают некоторые буржуазные учёные. Нормальное созревание высшей нервной деятельности- необходимое условие полноценности развития ребёнка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребёнка людей.

В истории развития яслей в нашей стране был период так называемого госпитализма. В тот период дети в яслях получали прекрасный гигиенический уход, но их психическому развитию и воспитанию не уделялось должного внимания. В результате здоровые и хорошо упитанные дети поздно начинали ходить, говорить, играть.

Следовательно, для правильного развития ребёнка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо ещё активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Существует также взгляд, нашедший отражение в некоторых буржуазных теориях, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Несомненно маленький ребёнок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Таким образом, он в основном овладевает речью, бытовыми навыками и др. Он многое усваивает непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Но и переоценивает значение этих самостоятельных  проб и поисков нецелесообразно: они не всегда продуктивны и очень часто влекут за собой формирование искажённых представлений, которые временно могут нарушить правильную ориентировку ребёнка в окружающем. Некоторые из таких «проб» могут даже представлять  опасность для жизни и здоровья малыша.

Советская педагогика и психологи выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что  наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игра, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляют малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову)

Народ создал чудесные произведения- потешки, прибаутки с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Разумной конструкции двигательные пособия и игрушки- стол-барьер, тележка- помогают ребёнку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарных знаний и умений осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях: где оно приобретает особенно важное значение. В условиях общественного воспитания наиболее целесообразно комплектование групп детей первого, второго и третьего года жизни. Это даёт возможность разумно осуществлять гигиенический режим и уход за детьми, сообразуясь с особенностями каждого возраста. Но в этих условиях ребёнок большую часть времени проводит в среде сверстников, и у него мало возможностей подражать более совершенным образцам речи, игры, навыков старших детей.

Следовательно, для того, чтобы дети развивались нормально, педагоги детских учреждений должны пользоваться наиболее активными, действенными средствами воспитания. Обучающее воздействие, которое в семье происходит непреднамеренно, от случая к случаю, должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а так же на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактические направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Как выше говорилось, наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребёнок играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребёнка привлекает многое из того, что его окружает: ребёнок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущий транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определённые явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовывать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного. Такие занятия на укладываются даже в понятии дидактической игры, хотя на них могут быть использованы отдельные игровые приёмы. Вот почему в данном пособии используются два термина- «дидактические игры» и «занятия». И те и другие протекают организованно в специально отведённое для них время. Ограничиться просто названием «занятие» нецелесообразно, так как дидактическая игра, несомненно, занимает важнейшее, ведущее место в обучение детей.

Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определённой программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. Такой материал для групп раннего возраста включён в «Программу воспитания в детском саду». Программа организует воспитательный процесс в дошкольном учреждении, делает его чётким и результативным.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чём особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый.

Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает и воспроизводит показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию- необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одно из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более, что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель закладывает первые начала в развитие такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребёнок охотно участвует в занятиях, ждёт их, радуется им. Но на занятиях ребёнок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определёнными знаниями. Он много узнает о разных предметах: об их значении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ним мир доступных для их понимания явления природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребёнок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача- научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрёшки и т.п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молотком. В процессе  этой деятельности у детей вырабатываются целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.

Дидактические игры и занятия имеют определённое значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дастся нелегко. Сначала ребёнок приучается делать что-то рядом с другими дать отвлекаясь. Затем  он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе плясать, ходить и  т.д. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижения результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведёрке и т.п.); при рассматривание картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например, к упавшей и плачущей девочки и т.п. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.

Занятия имеют значение и для них эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено  на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

При проведении занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребёнка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им можно грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется  первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Литература:

«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»

Автор: С.Л.Новоселовой, Е.И.Попова, Е.М.Радина, Е.В.Зворыгина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...

консультация для воспитателей ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...

значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста

значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста...

Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста

Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста...