Опыт работы
статья (подготовительная группа) на тему

Опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение опыта работы649.23 КБ
Microsoft Office document icon Мое эссе36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Сарыглар Гуля Валентиновна

Воспитатель

МАДОУ №1 «Золотой ключик».

г. Кызыла, Республики Тыва

Педагогический опыт воспитателя: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира,  изведав  при этом чувства восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуальны творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развития творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

 В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятие рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Задумывавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальность рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческой работы:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятия окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справить с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

 Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнения задания. Для будущих наших детей это очень важно, т.к. время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  •  игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • Педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Новизна опыта:

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Технология опыта:

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы не стандартных материалов.

В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования: «Монотипия», «Печатания листьями», «Рисование мыльной пеной», «Рисование кляксами», «Клеевая техника», «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами», «Мятый рисунок», «Рисование методом тычка», «Оттиск поролоном», «Рисование с помощью соли», «Рисование методом наката», «Рисование нитками». Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми – важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенка становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают горизонты сознания.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей  с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 54%, со средним уровнем 46%. Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах.  Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческим.  

Дерзайте, фантазируйте и к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.

C:\Users\1\Desktop\Фото\100_6997.JPG

C:\Users\1\Desktop\Фото\100_7003.JPG                         C:\Users\1\Desktop\Фото\20150730_112033.jpg

Библиография

  1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание №2

 / 2006.  53 с.

  1. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов  и приемов работы  с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
  4. Есафьева Г.П.  Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. / Художник Афоничева Е.А. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 80 с.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985
  6. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  7. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  8. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекоментации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС,

2006. – 128 с.

 



Предварительный просмотр:

«Почему я работаю в детском саду?»

«… Быть может, труд наш с виду неприметен,

но лишь одно я знаю – малыши,

спешат к нам в сад, с утра торопят маму -

давай быстрее, мама, побежим!

Наверное – это вот и есть ответ –

ценнее нашего труда на свете нет!»

Закончив школу я сразу решила себе, что я буду работать с маленькими детьми. Закончив Кызылскую Педагогическую Училище  стала работать  воспитателем. Проработав несколько лет, набирая опыта я закончила  Тывинский Государственный Университет. Педагогический стаж по данной профессии имеет 23 года.  Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему». Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением.

         Я думаю, что только профессия педагога даёт волю буре чувств и эмоций, почву для размышления и творчества.

         Я творческий и очень эмоциональная личность. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии.

         Основанием своей профессии я считаю именно Любовь и Доброту, так как жизнь большинство наших детей не балует. Лицо России для меня - это лицо ребенка. И в таком случае в моей работе на первый план выходит простое человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что самая большая ценность на земле это дети. То, во имя чего мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого этот дом и дерево? Давно принято считать, что моя профессия призывает «сеять разумное, доброе, вечное». Но что и как из посеянного порастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А это важно, как взрастить посеянное. Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей этого мира.  И  думаю, самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром, умение воспитывать эти качества в своих детях.

На мой взгляд,  современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, (как вы сегодня себя показали) который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий, который запросто может составить методическую разработку. Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог,  умеющий работать в коллективе и  вовремя откликнуться на просьбу коллег. Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.

 Ведь Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к  детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они  вырастут такими же добрыми и чуткими, способными  сострадать и помочь ближнему.

«Мой девиз по работе»

«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А)

 Мои принципы работы:

  • детям больше самостоятельности и права выбора;
  •  «скрытая» дифференциация воспитанников по учебным возможностям, интересам, особенностям и склонностям;
  • уметь вставать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность;
  • помогать ребенку быть социально значимым и успешным;
  • предоставляешь требования к воспитанникам, проверь, соответствуешь ли им сам;
  • все новое – это интересно!

 Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья - детский сад».  Приоритетом педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Воспитатель должен активно искать новые формы и методы в работе с родителями, так как невозможно выбрать какую-то систему раз и навсегда, ведь особенность педагогики в постоянном движении, развитии и изменении.

Постоянно учиться, развиваться, самообразовываться должен каждый педагог, ведь воспитатель детского сада — один из тех взрослых, который знакомит детей с человеческой культурой. Поэтому и сам он должен обладать высоким общекультурным уровнем, жить насыщенной духовной жизнью, читать, заниматься искусством хотя бы как зритель и слушатель. Было бы очень хорошо, если бы педагог проявлял самостоятельную инициативу в участии различных конкурсах. Например: «Воспитатель года», «Конкурс педагогических идей» и. др. Только тогда педагог сможет увлечь детей познанием мира, и творчеством. А видя свои положительные результаты в работе с детьми и родителями, трудовая деятельность будет приносить радость и удовлетворение воспитателю. И дети будут счастливы, и родители благодарны педагогу. Тогда все в группе будут жить в гармонии. А это, наверно, самое главное. Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать своё профессиональное мастерство обязан каждый педагог — и начинающий и опытный. Только труд, знания, мудрость и любовь к детям помогут обрести счастье.

Новых творческих идей вам дорогие воспитатели. Удачи и терпения в нелёгком, но благородном труде!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...