Проект интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности"Сказочные лабиринты игры"
проект на тему

  • Организация образовательной деятельности по технологии "Сказочные лабиринты игры" уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающие игры Воскобовича В.В., которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazochnye_labirinty_igry.docx57.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

             

                              ПРОЕКТ

«Сказочные лабиринты игры»

                                                 

 

           

                               

Выполнила  воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Кипко –Кулага С.Г.

                                                         

                                            г.  Покачи  2014 г.

Сказочные лабиринты игры

(проект интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности)

(использование  развивающих игр Воскобовича В.В. в образовательной технологии "Сказочные лабиринты игры")

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

                  Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине наибольшее внимание при организации образовательной деятельности по технологии "Сказочные лабиринты игры" уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающие игры Воскобовича В.В., которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка дошкольного возраста.

               Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях., имеют адекватный уровень самооценки., обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Характерной особенностью технологии "Сказочные лабиринты игры" и развивающих игр Воскобовича В.В. является возможность гармонично развивать у детей дошкольного возраста не только высокий интеллект, но и творческие способности.

НОВИЗНА ПРОБЛЕМЫ

Система личностного, интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Использование р зрителями и помогают реализовать свой творческий потенциал.

Цель игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет

«Сказочные лабиринты игры»:

Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности и обучение грамоте, математике в зависимости от возрастной категории ребёнка-дошкольника.

Задачи технологии «Сказочные лабиринты игры»:

1.        Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2.        Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям окружающей действительности.

3.        Развитие воображения, креативности мышления.

4.        Формирование базисных представлений, речевых умении.

5.        Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логических начал.

6.        Совершенствование интеллектуальных способностей у детей (развитие логического и творческого мышления у детей, развитие внимания, развитие воображения, памяти и речи).

         Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном детстве. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры., в которых совершенствуется воображение., память., мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Игровое обучение, когда реализация программных задач развития осуществляется только в игре, - отличительная особенность технологии "Сказочные лабиринты игры".

Реализация "зоны ближайшего развития". Чтобы достичь полноценного развития интеллектуальных способностей детей-дошкольников, педагогу необходимо строить свою работу, как считают психологи, на основе принципа высокого уровня трудности. Если перед детьми не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то их развитие идет слабо и вяло.

Ведущей и основной задачей технологии "Сказочные лабиринты игры" является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Раннее развитие творческих способностей дошкольников. Концепция построения не да тоги ческой деятельности по технологии уделяет немаловажное значение раннему творческому развитию детей-дошкольников. Ведь креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и потом возрастает только в первые три года обучения в школе. Развитие творчества не происходит само, а требует особого внимания.

Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание следующих условий, которые в полной мере иллюстрируются технологией "Сказочные лабиринты игры":

  1. условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
  2. условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
  3. психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Существует тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом - игра. Игра, способная развивать, формировать, стимулировать, основываясь на базисных принципах гуманистического подхода к развитию личности, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологический и психологический аспекты.

Игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:

  1. собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области;
  2. психологических, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
  3. информационно-коммуникативных как основы для формирования информационной культуры.

    Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и

выработку определенных навыков н умений. Очень  важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

В.В. Воскобович и его развивающие игры

Все игры, точнее сказать, игровые комплексы В.В. Воскобовича отличает то, что в их основу положено глубокое знание психологических особенностей ребенка, творческий коллектив стремится наиболее полно «задействовать» творческий и познавательный потенциал каждого ребенка.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым н грустным языком сказки, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Все игры — многовариантные. Одну и ту же игру можно использовать при перемене заданий для детей от 3-х до 10-ти лет. То есть в семье в нее могут играть и младшие и старшие. Удобны они и для групповой работы.

Увлекательные игры В.В. Воскобовича вызывают интерес у детей, поэтому эффективны при работе с детьми с нарушениями внимания, гиперактивностью, отсутствием произвольности.

Глубина игр сочетается с необычайной простотой и оригинальностью исполнения, увлекательностью, ярким внешним оформлением.

Развивающие игры Воскобовича - это развивающее обучение ребёнка дошкольного возраста в «Сказочном лабиринте игры»

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет

«Сказочные лабиринты игры»

        У методик раннего развития обычно два пути: один - от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению, другой - напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории.

    Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей от 3-х до 7-ми лет.

        Многочисленные игровые комплексы задуманы авторами как целостный материал по всестороннему и творческому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

      «Сказочные лабиринты игры» — технология, предполагающая поэтапное использование игр в зависимости от возраста и особенностей ребенка. Известно, что для реализации программного содержания и полноценного развития ребенка- дошкольника необходим не только демонстрационный дидактический материал, но и индивидуальный. Технология "Сказочные лабиринты игры" включает большое количество готового игрового и методического материала.

       Целенаправленное интеллектуальное развитие детей в семье. Отличительной особенностью технологии является то, что ее можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

       Реализация в воспитательно- образовательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:

  • в игре взрослый работает на паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
  • игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;

  ❖        игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;

  • игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;

  ❖        в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;

    Каждый находит в развивающих играх что-то свое, наиболее важное и актуальное:

•        Широкий возрастной диапазон участников игр от 2-3 лет до средней школы

           Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Такие игры, как "Геоконт", "Квадрат Воскобовича", "Прозрачный Квадрат", способны развивать от простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, пространственного воображения до структурной модели осознания себя как части всего живого, от фокусирования внимания и точности в исполнении до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений. Примером может служить замечательный "Игровой квадрат" (Квадрат Воскобовича), о котором обоснованно сказано: "Великий квадрат не имеет предела". В руках ребенка замечательный материал, который может: складываться в различные геометрические формы, игрушки ио принципу "оригами", трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

•        Дидактическая мультимодульность

       Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей. Такие серии как "Цифроцирк ", "Ура! Я читаю"( Город говорящих попугаев), "Домашняя игротека" являются дидактическим материалом для раннего обучения, сочетают в себе развитие не только конкретных умений, но и выполняют самую важную задачу - учат ребенка учиться, развивают навыки самостоятельности. Комплект "Ура! Я читаю авторский взгляд на обучение чтению, позволяющий научиться чтению на игровом стимульном материале, обогащенном авторскими стихами и песенками, развить внимание и фонетикофонематический слух. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения. Для педагогов по обучению чтению разработан методический семинар.

•        Образность и универсальность

      Это самое главное, на мой взгляд, что отличает игры Воскобовича от других. Однажды царь Прометей спросил Евклида: " Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию геометрии?" На что ученый ответил: "Нет царской дороги к геометрии". "Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть!" - говорится в предисловии к "Геоконту". Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Веюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования , а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы , синим шепотом Голубой рыбы.

      Образность а описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв в "Цифроцирке" и "Городе говорящих попугаев" - не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и эмоционального "якорения" объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, "думания" над задачей. Эффект погружения в задачу происходит органично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания, осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнера, тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми. А после занятий можно поиграть в этих персонажей, придумать для них новые путешествия, игры.

•        Эмоциональная культура игры

          Игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет Галошадь. Как придумать автомобиль для Бармалея, Буратитго, Дюймовочки?

Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов. На помощь ему приходят замечательно иллюстрированные образцы - сказочные машинки "Муррседес", "Бармалепель", "Лягуар" и т. д. Но главное, что играя, ребенка не покидает веселая улыбка первооткрывателя. Такого не может быть, но если очень захотеть...

•        Различные возможности использования

        Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка, оторвав его от цепких пут "мамопапозаменителя" с квадратной головой - телевизора или компьютера. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя и педагога в школе, это материал для организации урока или занятия в группе и классе. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруптювого наглядного пособия (например, "Геоконг", комплекс "Ларчик" - больших размеров).

•        Приоритетность в выборе игр

         Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по ".Развивающим Играм Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступ,  и технологичность материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.

                  Начало игры может быть разным: ребенок "случайно" натыкается на игру , оставленную на видном месте и начинает спонтанно знакомиться . Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача педагога ,на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы (принцип радиарности: сбор имеющейся информации, творческий поиск ребенка, для развития и углубления знаний и расширения понятийности) для решения развивающих целей и задач игры и подготовки к дальнейшему развитию навыков и умений. Или же знакомство с игрой начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом , последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.

                 Например, игровой тренажер "Игровизор", игровой обучающий комплекс "Ларчик" разработаны таким образом, чтобы обеспечить педагогу, воспитателю, просто взрослому широкий выбор возможностей обучения, самореализации, фантазирования вместе с детьми. Но игра - это не только технология развития. Построенная с учетом принципа достижения, игра разработана с возможностью диагностики динамики формирования навыков и умений, позволяет развивать наиболее слабые стороны, путем наблюдения, составления индивидуальных карт, специальной диагностики.

         • Методическое обоснование, апробация, изготовление

             Игра  - дело серьезное (хотя и веселое). Успешность любой разработки, любой технологии зависит не только от оригинальности идеи, но и от ее научной обоснованности, возможности методического описания и распространения. Часто игра существовала как отдельный прием, средство, но уровень методического обоснования, описания, возможности мулътимодулъного использования переводят ее в разряд технологий, конструкторов образовательного процесса. Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.

       Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

            На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной, личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.

           Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

          В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.

         Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания од окружающей действительности.

       Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Игры Воскобовича являются эффективными средствами развития мыслительной активности.

Особенности развивающих игр В.В. Воскобовича

Широкий возрастной диапазон участников

             Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей., так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

          С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

         Универсальность по отношению к образовательным программам.

Как показывает практика, игры прекрасно вписались в основные программы образовательных учреждений, например "Детство", "Развитие", "Радуга".

Творческий потенциал

             С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

 Сказочная "огранка "

               Интерес детей к сказкам - это н дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетаютцими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

Основные принципы технологии «Сказочные лабиринты игры»

 Игра плюс сказка

   Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. «Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития - математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сенситивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество

Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Ожидаемые результаты использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры»

1.        Сформированные познавательный интерес, базисные представления, речевые умения.

2.        Максимально развитые интеллекту ал ь ные способности (психические процессы, творческое начало, креативность, уровень развития мыслительной деятельности, переход от практического мышления к логическому).

3.        Развитые конструктивные навыки, пальцевая и кистевая моторика детских рук.

4.        Благоприятное эмоционально-личностное развитие.

Интеграция в использовании развивающих игр В.В. Воскобовича в рамках единого пространства развития ребенка

Воспитатели - во всех группах имеются развивающие игры

             В.В. Воскобовича, их применяют на занятиях,

                            в  индивидуальной работе.

Учителя        -        игры используют на логопедических

          логопеды        занятиях, в индивидуальной

                              коррекционной           работе

Педагоги        -        развивающие игры используют на занятиях,

                            в кружковой дополнительного работе образования

Педагог -                игры удачно используются в коррекционной подгрупповой и психолог                  индивидуальной работе с детьми.

Проектирование непрерывного  педагогического процесса

С родителями -           проводятся практические игровые занятия для                                                                            родителей, открытые занятия, на которых родители наблюдают      использование дидактических возможностей игр, родители берут игры  домой, есть«родительский вариант» развивающих игр В.В.Воскобовича

С учителями - учителя на открытых занятиях могли наблюдать

работу с играми, их можно использовать и в школе

Предложения по возможному использованию и распространению опыта

Родители - презентация игр через СМИ, проведение игрофестивалей «Папа, мама, я - интеллектуальная семья».

Дошкольные учреждения - внедрение в воспитательно- образовательный процесс развивающих игр В.В.Воскобовича для реализации задач обучения, воспитания и развития детей, индивидуальная работа, работа со способными детьми.

Общеобразовательные  учреждения  -   использование    игр, т.к.  с   ними можно не  только  играть, но и развивать пространственное воображение, тонкую моторику, знакомить с основами геометрии, пространственной координацией, объемом,  основами  моделирования, творчества. Многие игры не имеют ограничений по возрасту.

Психологи, логопеды, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста - использование игр в коррекционной работе.

Дети с ограниченными возможностями дошкольного и школьного возраста - использование игр для организации обучения, развития психических процессов, коррекции (в зависимости от показателей).

Ресурсы, необходимые для реализации программы:

  • кадровые - педагоги дошкольного учреждения;
  • финансовые  - приобретение игр и методических материалов;
  • материально- технические - оснащение интеллектуальных уголков в группах развивающими играми В.В. Воскобовича.

Формы организации детской деятельности

Занятия. Организовывать и проводить занятия можно следующим образом.

     Первый вариант — занятия-сказки (приложение № 3). Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Сказочный сюжет включает две-три игры, но с целым веером игровых заданий и упражнений для каждой. Образец подобного занятия — методические сказки Центра (легенды Фиолетового Леса). Педагог может проявить творчество и адаптировать известные сказки, например, вложить игровой квадрат в руки Незнайки. Такие занятия хороши и удобны на этапе первого знакомства с развивающими играми.

    Второй вариант — это занятие, комбинированное из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой (приложение № 4). Такое занятие похоже на новогоднюю елку. Роль елки выполняет сказочный зачин, фрагмент рассказа, истории, а елочных игрушек — развивающие игры. Комбинированное занятие целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения.

    Занятия можно проводить и в виде викторины (приложение № 5), особенно в старшем дошкольном возрасте. Прекрасно получаются комплексные занятия (математика, развитие речи и изобразительная деятельность; экологическое образование и конструирование — варианты интеграции детской деятельности можно продолжить) (приложение № 6).

    Взрослый на занятиях выступает в роли организатора поискового процесса, активизирующего память, восприятие, воображение, разные формы мышления ребенка. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая таким образом к самостоятельности.

Совместная игровая познавательная деятельность. Это еще одна форма организации детской деятельности, которой следует уделять гораздо больше внимания, нем занятиям. Расстановкой различных акцентов для детей и взрослых совместная игровая познавательная деятельность и похожа на занятие, и отличается от него. Взрослый, точно так же как на занятии, решает задачи развития и образования детей дошкольного возраста, а ребенок просто играет.

 Чем же совместная игровая деятельность может отличаться от занятия?

1.         Перед занятием дошколят всегда четко ориентируют, что они будут делать: «Мы сегодня с вами будем заниматься».

Совместная игровая деятельность начинается спонтанно для детей. Кто-то увлеченно, играет, кто-то рисует, кто-то рассматривает книжку. Появляется персонаж, который привлекает внимание детей и предлагает рассказать сказку. При этом напоминает, что игрушки, карандаши, книжки лучше убрать на место.

2.         Во время занятия взрослый ведет детей за собой, ставит перед ними вопросы, задачи, всех привлекает к решению. В совместной итровой деятельности взрослый — это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа и создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы. Представьте себе такую ситуацию. Дети играют — помогают персонажу строить дом. После этого по сценарию нужно идти сажать цветы. Но вдруг неожиданно кто-то из малышей просто наотрез отказывается идти со всеми. Ему хочется пристроить к дому забор. Если идет занятие, то малыша как правило привлекают к решению другой задачи и предлагают достроить забор потом. Во время совместной итровой деятельности малышу предоставляют эту возможность. Через какое-то время ребенок обязательно присоединится к остальным детям.

3. И, наконец, завершение совместной игровой деятельности и занятия. Занятие заканчивается тем, что взрослый подводит итог (как дети вели себя, что узнали нового, кто из детей отличился). Совместная игровая деятельность плавно перетекает самостоятельную игровую деятельность. Персонаж прощается и уходит, оставляя детей за игрой.

      При организации совместной игровой деятельности возможна интеграция различных игр: например, театрализованной и развивающей (приложение №

     Совместная игровая деятельность детей со сверстниками необходима для личностного развития дошкольников. В ней воспитывается умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Совместные игры возникают спонтанно, и взрослому остается только их стимулировать и поощрять, пресекать возникновение конфликтов.

Самостоятельная игровая деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить

Формы организации работы с развивающими играми В.IE Воскобовича

    1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности, (рис. J)

    2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

    3. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры)

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Этапы знакомства детей с новой игрой

1. Этап: Внесение новой игры в группу.

Целы знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2. Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты но их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

•         Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

•         Развивать пространственные отношения

•         Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3. Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

        В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

     Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно - практический характер.

Этапы освоения игр детьми и роль взрослого на каждом из них

Первый этап. «Двухцветный Квадрат Воскобовича», «Чудо-Головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Кораблик ПЛЮХ-ПЛЮХ», «Блочка».

Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этане особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними.

Второй этап. «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Геоконт», «Игровизор», «Ларчик», «Шнур-затейник», «Конструктор цифр», «Конструктор цифр РАДУГА», «Копилка букв», «Теремки Воскобовича», «Чудо-лукошко», «Копилка букв», «Планета умножения», «Кораб¬лик ПЛЮХ-ПЛЮХ».

        На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

      Игровые умения детей совершенствуются в самостоятельной и совместной с детьми и взрослыми творческой деятельности. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.

Третий этап. «Домино», «Геоконт», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Ларчик», «Конструктор цифр», «Конструктор цифр РАДУГА», «Конструктор букв», «Копилка букв», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Чудо- лукошко», «Копилка букв», «Планета умножения», «Геовизор».

         На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.

         Если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности.

       Усложнение игрового материала идет по трем направлениям.

Первое — выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период.

Второе — подбор соответствующих заданий к игре.

Третье — постепенное использование всех игр, входящих в комплект

Диагностический блок

             Качественная реализация технологии "Сказочные лабиринты игры" невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая (Векслера, Бине - Термена и др.) Не менее важна и диагностика педагогическая, которая показывает качество освоения детьми образовательного материала.

            Нами  определены  критерии оценки ожидаемых результатов; диагностический инструментарий, с помощью которого нами осуществляется контроль за получаемыми результатами и для мониторирования этих результатов мы выбрали группу показателей включающих: развитие мелкой моторики, развитие сенсорных эталонов, уровень усвоения программы по формированию элементарных математических представлений, уровень интеллектуального профиля (тест Векслера), уровень мыслительной деятельности, готовность детей подготовительных групп к школе, и др.

         Диагностический инструментарий и методы контроля для обеспечения достоверности результатов: педагогические разработки; листы наблюдений; контрольные вопросы; тесты; конспекты занятий; и т.д.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ РУППЫ

Развивающие задачи

Достижения детей

    1. Развитие познавательных процессов, мыслительных операций

Дети способны производить операции на множествами(сравнение, разбиение, классификация, (абстрагирование), внимательно слушать и решать (простейшие задачи, выделяя признаки предметов.

2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие

1 Дети способны обобщать объекты по их свойствам

(по одному, по двум, по трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать '.геометрические фигуры.

3. Развитие пространственных представлений у детей

1. Дети обводят предметы по контуру, занимаются  штриховкой внутри контура предметов, ориентируются в пределах листа бумаги, работают сверху вниз, слева направо в плоскости и пространстве, пользуясь планом.

4. Развитие творческих ! способностей

Дети отлично фантазируют, моделируют, конструируют. Составляют изображения предметов с помощью блоков.

5. Развитие психических

Дети способны прокомментировать свои действия,

Исхода из уровня развития мыслительной активности ребенка, определены следующие критерии: высокий, средний и ниже среднего уровень.

Используя схемы проверки знаний детей и данные критерии, проводится диагностика уровня развития знаний детей два раза в год.

Для диагностики используются наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, беседу, игровые задания. Ребенок не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют  уровень развития. Диагностические задания должны вызывать у детей положительные эмоции, связанные с игрой, желанием общаться с взрослым.

Список литературы

1.         Воскобович В.В.. Геометрия, малыш, ворон, дядя Слава (методическая сказка). - СПб, 1996 г., 29 с.

2.         Воскобович В.В.. Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных приключениях - превращениях квадрата. - В., 1997 г., 28 с.

3. Воскобович В.В.. Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных приключениях - превращениях квадрата. - В., 1997 г., 28 с.

4.         Игры В.В. Воскобовича //Дошкольная педагогика.- СПб, 2003

5.         Абдрашитов Б.М., Шмехунов В.Н.. Учитесь мыслить нестандартно. - М, Просвещение, АО "Учебная литература", 1996 г., 128 с.

6.         Асанин С. Смекалка для малышей. - М., Омега, 1994 г., 256 с.

7.         Беженова М.А.. - Веселая математика. - Д. Сталкер, 1998 г., 320 с.

8.         Ерофеева Т.П., Павлова J1.H., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. -М., Просвещение, 1992 г., 191 с.

9.         Косоларо Н. \ под ред. Э. Лейнер. Учимся думать. - СПб, Сова, 1994 г.,32с Ю.Минский Е.М.. От игры к знаниям. - М., Просвещение, 1982 г., 192 с.

11 .Михайлова З.А.. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,

Просвещение, 1990 г., 94 с. 12.Никитин Б.П.. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.,

Просвещение, 1991 г., 160с. 1 З.Носова Е.А., Непомнящая P.JL. - Логика и математика для дошкольников. -

СПб, Акцидент, 1996 г., 79 с. М.Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М., Просвещение, 1991 г., 80 с. 15.Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.. И учеба, и игра: математика. - Ярославль,

Академия развития, 240 с. 16.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Помоги принцу найти Золушку. - М.,

Просвещение, 1994 г., 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера"

Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюиз...

"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...

Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».Воспитатель: Садекова Гульсина ИльзовнаАктуальность проектаРечь – великий дар природы, благодар...