презентация "Малый жанр фольклора Хоперского края"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Марина Владимировна

цель: познакомить дошкольников с малыми жанрами вольклора хоперского края, в частности, с частушками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_chastushki.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Музыкальный руководитель 1 категории Кузнецова Марина Владимировна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Чебурашка» городского округа г. Урюпинск Волгоградской области. «М алый жанр фольклора Хоперского края» Исследовательская работа

Слайд 2

Малые жанры:

Слайд 3

познакомиться с малыми жанрами фольклора, уяснить их специфику, выделить из них ЧАСТУШКУ как уникальный жанр, подобного которому нет во всей мировой литературе, так как это – творение самого народа, являющегося его автором и исполнителем. Задачи: показать, что ЧАСТУШКА – это единственный вид народного творчества, не только сохранившийся, но и развивающийся в наше время; дать наиболее полное определение жанру ЧАСТУШКИ, одновременно рассмотрев его свойства; показать многообразие частушечного жанра; оценить роль и значение ЧАСТУШКИ в жизни общества; ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – чтобы тот, кто не любит и не ценит ЧАСТУШКУ, полюбил и оценил бы её, а кто любит и ценит, полюбил и оценил бы её ещё больше! ЦЕЛЬ:

Слайд 5

ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ЧАСТУШКИ (версии)

Слайд 6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТУШКИ

Слайд 7

В прихоперских станицах и хуторах частушки пользовались у молодежи большой любовью, и их называли ласково "песенки-горошинки", а исполнительницы так говорили в одной из сложенных ими частушек: Мы споем вам песенки, Все они - хорошеньки. Бойкие, задорные, Песенки-горошинки ЧАСТУШКИ ПРИХОПЕРЬЯ

Слайд 8

Одним из первых собирателей прихоперских частушек является наш земляк-краевед, уроженец станицы Михайловской Борис Степанович Лащилин. На Хопре частушки бытовали и получили широкое распространение уже во второй половине ХIХ века.

Слайд 9

В дореволюционный период частушки отражали события, связанные с жизнью молодых людей. Чаще всего они рассказывали о любви парней и девушек. Хопер-речка, быстра речка, К Дону катится она. Не хочу гулять в садочке Я без милого одна ТЕМАТИКА ЧАСТУШЕК

Слайд 10

В дальнейшем в содержании частушек произошли значительные изменения. В частушечном жанре нашли свое отражение события Октябрьской революции, укрепление нового уклада жизни. Перестань, мамаша, плакать, Не ко времени тужить. Собери сынка, поеду В Красну Армию служить .

Слайд 11

В ряде "песен-горошинок" их исполнители выражают корневую привязанность к своей реке Хопер, к родной русской природе. Эх, сторонушка родная, Дорогая сторона! Здесь повсюду нас встречает Сосновый бор и тишина

Слайд 12

Особым периодом в развитии частушечного жанра являются 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Тематика частушек становится разнообразной. Это и любовная лирика, и новые темы, отражающие важнейшие события тех лет. Посмотрите-ка, ребята, Что у нас творится. Наши бабушки пошли Грамоте учиться.

Слайд 13

Частушка стала живым голосом современности. Это качество народных произведений с новой силой раскрылось в годы Великой Отечественной войны. Основной темой частушек стала борьба народа против фашистских захватчиков. Частушка выполняла большую воспитательную работу, мобилизуя людей на самоотверженный труд, способствующий приближению победы. Пусть враги в боях узнают, Нам не нужно лишних слов, Как грозны и остры шашки У хоперских казаков.

Слайд 14

В послевоенные годы популярными у казаков были сатирические частушки. К ним относятся, к примеру, частушки, критикующие нерадивых невест или женихов, неполадки в колхозе. Председатель пек блины, Бригадир подмазывал, Кладовщик муку тащил, Счетовод не сказывал.

Слайд 15

В частушках нередко упоминались не только конкретные имена людей, но и названия сел. Как Котовская деревня Где низина, где гора. Давай, парень, погуляем – Теперь самая пора.

Слайд 16

Тема любви занимает большое место в жанре частушки, следствие этого – появление частушек-страданий, отражающих внутренний мир и переживания людей. Ох, как я-то люблю Яшку За расшитую рубашку... Я любила - год сравнялся. Он пошел - с другой обнялся!

Слайд 17

Обычная и широко распространенная форма частушки - четверостишие, в котором рифмуются только вторая и четвертая строки. Для частушек-страданий характерны двустишия, строки которых связаны между собой рифмой. ФОРМА ЧАСТУШКИ

Слайд 18

Частушка и ритм танца тесно связаны. Пение частушек в Прихоперье чаще всего сопровождается гармоникой, баяном, аккордеоном, балалайкой. А когда ничего не окажется под руками - то под гребешок. Или даже без всякого сопровождения - как говорили девчата, "под сухую".

Слайд 19

Исполнение частушек представляет собой своего рода соревнование в словесной импровизации исполнителей. В этом соревновании гармонист тоже не оставался в стороне. Он отвечал своими затейливыми наигрышами.

Слайд 20

Заключение . В прихоперских частушках отразились:

Слайд 21

Как и раньше, так и в настоящее время в Прихоперье бойкую, задорную частушку можно услышать там, где собираются не только пожилые люди, но и молодежь. С частушками выступают в сельских клубах и на смотрах художественной самодеятельности, в детских садах и школах, на уличных гуляниях. Некоторые исполнители знают до двухсот и более частушек. Над родными просторами, среди раздолья полей, над Хопром звучат их жизнерадостные, бойкие "песенки-горошинки"...

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора.

Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки.  Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень люб...

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...

Презентация "Малые жанры фольклора"

Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

Малые жанры (Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...