"Картотека игр-занятий по сенсорному развитию для детей 3 лет"
картотека (младшая группа) на тему

Башина Елена Борисовна

Конспекты сенсорно-двигательных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_sensorno.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты сенсорно-двигательных занятий

Тема «Веселые мячики»

Программное содержание:

 Обогащение двигательного опыта детей.

 Развитие сенсомоторики, продолжить учить детей согласовывать движения рук и ног.

 Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Материал: мячи диаметром 6-8 см,18-20 см, 40см; клубочки с разноцветными ленточками. Игра «Ловим мышей» Волшебный клубочек.

Ход занятия

 Дети вместе с воспитателем заходят в зал и видят, что все мячи раскатились по полу: и большие и маленькие.

Воспитатель – Дети! Что случилось с нашими мячами? (ответы детей).

 Да, они, наверное, выпрыгнули из корзины и играли друг с другом: мячи закатились по углам, остановились на середине зала, запрыгнули на скамейку.

 ( дети вместе с воспитателем ходят по залу, удивляются такому беспорядку).

Воспитатель: Нужно мячики убрать на место.

 Ах, они проказники! Игровое упражнение «Убери мяч на место».

 Дети не просто убирают мячи, а играют с ними по показу воспитателя: Сначала убирают самые большие: они катят их, продвигаясь вперёд. Мячи меньшего диаметра (18-20 см) дети кладут на голову и, придерживая руками, идут, сохраняя равновесие, по широкой «дорожке» и кладут их в корзину. Маленькие мячи (6-8см) дети перекладывают на ходу из руки в руку. Останавливаются у гимнастической скамейки и бросают в корзину. Мячи чуть-чуть побольше (10-12см) прячут за спиной и идут по узкой «дорожке» доске, сохраняя равновесие.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

 Все мячи убрали. А хотите сами побыть заводными мячиками? Подбегайте все ко мне.

Игра-релаксация дети прыгают на месте на двух ногах):

 Мячик я непростой

 Мячик я заводной

 Я скачу, скачу, скачу...

 На боку кручусь, кручусь (кружатся вокруг своей оси)

 Я на гвоздик попал,

 Мягким стал и пропал (руки полностью расслабляются, падают вниз, спина согнута)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой мячик лежит у меня на ладошке. Он лежал на подоконнике и очень замёрз. (Подносит мяч к своему уху, как бы выслушивая то, что он решил вам сказать на ушко). Мячик просит его согреть. (Обращается к детям). А как мы будем это делать? (Выслушивает ответы детей). А давайте согреем его в ладошках. (Даёт каждому ребёнку по шипованному мячику). Дети прокатывают мяч между ладошками и проговаривают:

Мяч мой крошка,

 Лежит в моей ладошке.

 Мяч в ладошках я кручу,

 Я согреть его хочу.

Воспитатель (подносит мяч к уху): Мяч сказал, что он согрелся, и ему стало тепло. Спасибо, дети! (предлагает детям положить мячики в корзину).

Воспитатель: Ой, а кто это там, на подоконнике сидит? (ответы детей).

 Воспитатель берёт игрушку кошечки и поёт знакомую детям песенку. Дети подпевают:

 Серенькая кошечка

 Села у окошечка.

 Хвостиком махала,

 Деток поджидала.

 -Где же вы, котятки, малые ребятки?

 -Мяу-у-у!

Воспитатель: А вы хотите стать маленькими котятками? Побыть какое-то время котятами – это интересно. Давайте согласимся. Теперь вы котята и должны ходить на четырёх лапках (дети-котята идут к кошке-маме).

 Кошка загадывает детям загадку:

 «Круглый, мягкий и с хвостиком. Вы за хвостик его держали и вверх бросали. Что это?»

Дети: Клубочки.

Кошка: Давайте поиграем с клубочками. Идите сюда, они тут лежат. (Дети подбегают к корзине, а там вместо клубков сидят мышки).

Кошка: Ах, как мыши надоели,

 Всё погрызли, всё поели.

 Ах, проказницы, плутовки

 Отдавайте нам клубочки.

 Мы сейчас вас переловим

 И найдём всё для игры.

Игровое упражнение: «Ловим мышей»

 Дети наматывают мышей, привязанных к ниточкам на палочку, и выкладывают на поднос для кошечки. Кошечка благодарит детей и «находит» клубочки.

Игры с клубочками (под музыку).

идут врассыпную на носочках, держа клубочек за ленточки перед собой на уровне груди;

«клубочки» крутятся и догоняют друг друга» (клубочки берут за концы ленточки, качают и раскручивают, чтобы они двигались по кругу, потом натягивают ленточку, клубочек продолжает дальше движение;

держат клубочек за ленточки и бросают его вверх;

дети берут два клубочка и подбрасывают их вверх одновременно двумя руками. По окончании упражнения кладут их в корзину.

Кошка - Ну, понравилось вам быть котятами? Мур, как я рада! Спасибо, детки! Мне тоже вы помогли. А за это я дарю вам волшебный клубочек. Вот какой!

 Ты тихонько подойди

 Руку внутрь опусти.

 Угощенье вкусное найди!

 Дети благодарят кошечку за угощение и уходят в группу.

Тема «Здравствуй, водичка»

Программное содержание:

 Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет) создать условия для развития исследовательских умений детей, обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений.

 Воспитывать интерес, любовь к природе.

Материал:

 Прозрачная посуда, вода, сахар, соль, гуашь, одноразовые ложки, листы с нанесённым свечой рисунком.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, без любви жить нельзя. Все люди любят жизнь, природу, других людей, животных. Давайте согреем друг друга теплом своих рук и улыбнёмся друг другу.

Воспитатель: – Посмотрите, у нас получилось солнышко – доброе, ласковое, всеми нами любимое. Давайте нарисуем пальчиком круглое солнышко в воздухе, а от него – лучики (дети рисуют). Посмотрите, наше солнышко похоже на ладошку. Покажите мне ладошки, лучики-пальчики, закрыли пальчики – солнышко спряталось.

 Солнышко спряталось

 И к нам на длинной ножке,

 Мокрой ножке

 Дождик скачет по дорожке.

 Давайте послушаем его песенку (прослушивание записи)

Воспитатель:

 – Как вы, ребята, думаете, дождику кто-нибудь рад? Кому нужен дождик? (ответы детей).

 – Рано утром на рассвете

 Умываются мышата,

 И котята, и утята,

 И жучки, и паучки...

 – Ребята, а вы любите умываться по утрам и вечерам? Покажите мне, как вы умываетесь?

Буль-буль-буль

 Журчит водица,

 Все ребята любят мыться.

 Руки с мылом мы помыли,

 Нос и щёки не забыли,

 Не ленились вымыть уши,

 После вытерлись посуше.

 Мы помылись, как большие.

 Вот мы чистые какие.

Воспитатель:

 Скажите, ребята, а людям нужна вода? А зачем? (ответы детей). Какую воду используют люди для приготовления пищи? (ответы детей).

Воспитатель:

 – Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей).

 – Давайте понюхаем её. Она пахнет? Правильно, вода не имеет запаха. Давайте попробуем её на вкус. А если бросить в неё сахар, какая станет вода? Правильно, сладкая. Давайте попробуем это сделать? А если добавить соль, какая вода станет? (ответы).

Воспитатель:

– Ребята, наша водичка умеет менять не только вкус, но и цвет. Если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зелёной, синей.

Воспитатель:

– Вы знаете, а водичка ещё может быть волшебной. Она может расколдовать картинки, которые у нас здесь лежат. Закрашивать мы с вами будем не кисточками, а вот такими волшебными палочками с поролоном. Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.

 Пальчиковая гимнастика:

 Капля раз, капля два,

 Капля медленно сперва,

 А потом, потом, потом,

 Всё бегом, бегом, бегом.

 Мы зонты свои раскроем,

 От дождя себя укроем.

 Самостоятельная деятельность детей. (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском).

Воспитатель:

 – А сейчас, дети, скажите, что вам понравилось на занятии?

 Ответы детей.

Воспитатель:

 – Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям. А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей). Давайте теперь скажем об этом нашим гостям:

 Закрывайте крепче кран,

 Чтоб не вытек океан.

 Бережливым будь с водой

 Хорошенько кран закрой!

 Тема «Много рыбок из реки наловили рыбаки»

Программное содержание:

 Развитие сенсомоторики, двигательных умений детей.

 Продолжать учить детей вдавливать детали в тесто, создавая изображение, развивать мелкую моторику руки. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Материал:

 Набор «Ловись, рыбка» (удочка с магнитным наконечником, рыбки) на каждого ребёнка. Плоскостные игрушки-варежки «Рыбка» (на каждого ребенка). Основа из теста в форме рыбки любого яркого цвета, пуговицы.

Ход занятия

 Дети входят в зал, усаживаются вокруг воспитателя.

Воспитатель: Я ребяток своих милых

 Всех на коврик усадила.

 На ребяток посмотрю

 И про всех вам расскажу.

 – Посмотрите, какие у нас умные, весёлые глазки, быстрые ножки, ловкие ручки. Я всех, всех вас люблю.

 И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Угадайте, что у меня в коробочке?

 Что это у Галочки?

 Ниточка на палочке.

 Палочка в руке

 Ниточка в реке.

 Правильно, удочка.

 – А куда с удочкой ходят? (на рыбалку). Я хочу отправиться вместе с вами на рыбалку. А вы хотите? А кого мы будем ловить? (рыбок).

 Игровые упражнения (под музыку)

 «Мы идём»

 На рыбалку мы идём

 Дружно удочки несём.

 Будем рыбку ловить

 И в ведёрко ложить.

 Застучали каблучки

 По лесной дорожке

 Не промочим башмачки,

 Не застудим ножки.

 Дети подходят к имитированному озеру.

Воспитатель: Посмотрите, дети! Какое красивое озеро! Что красивого вы видите? (рыбки, пенёчки, кувшинки-цветочки).

 Усаживайтесь поудобней, будем ловить рыбок и складывать их в ведёрки. Дети ловят на магнитные удочки рыбок.

Воспитатель: (таинственно-тихо, сидя вместе с детьми):

 Очень много рыбаков

 Накопали червяков.

 Насадили на крючки,

 Сели рядом на пеньки.

 Хорошо бы, хорошо бы

 Нам кита поймать большого

 Вот такой бы ширины

 Вот такой бы толщины. (Воспитатель обходит детей, помогает им).

Сидят рыбаки,

 Стерегут поплавки

 Рыбак Корней (поглаживает по голове)

 Поймал трёх окуней.

 Рыбак Евсей–

 Четырёх карасей,

 А рыбак Михаил

 Двух сомиков изловил.

 Много рыбок из реки

 Наловили рыбаки.

 Ай, да молодцы!

Воспитатель: Детки, ну, а вы сказать могли бы

 Как в воде играют рыбы?

 Посмотрите под пенёк,

 Там сидит один малёк.

 Дети одевают на ладошку игрушку- перчатку «Рыбка».

 Игра «Рыбка плавает в водице»

 Рыбке весело играть.

 Рыбка-рыбка, озорница,

 Мы хотим тебя поймать.

 Рыбка спинку изогнула

 Крошку хлебную взяла,

 Рыбка хвостиком махнула,

 Рыбка быстро уплыла.

Воспитатель: Спи, усталый мой малыш,

 Не шуршит, уснул камыш

 Спят ракиты у реки,

 Рыбки спят и рыбаки.

 Волны тоже не шуршат,

 На песке тихонько спят.

 Спите рыбки, баю-байте

 Поскорее засыпайте...

Воспитатель: А давайте выпустим мальков в водичку. А чтобы ещё красивее было, давайте украсим озеро цветочками.

Игровое упражнение «Цветочки для озера» (из приготовленных кусочков гофрированной белой бумаги дети приёмом сминания делают «кувшинки» и выкладывают на заранее подготовленные плоские листья).

Воспитатель: Дети, понравилась вам рыбалка? Жалко, что наши гости не порыбачили. А давайте для них сделаем подарки. Но вначале поиграем с пальчиками.

 Пальчиковая гимнастика.

 С пальчиками мы играем.

 Рыбок мы изображаем.

 Этот пальчик – пескарёк,

 Этот пальчик – окунёк,

 Этот пальчик – карасёк,

 Этот пальчик – щупачок.

 Ну, а этот толстый сомик,

 У него большущий домик.

Игра: «Укрась рыбку». Дети приёмом вдавливания украшают пуговицами тестовую основу формы рыбки. Во время выполнения воспитатель проговаривает (вместе с детьми).

 Плавают под мостиком

 И виляют хвостиком.

 Ротик есть – не говорит

 Глазки есть – но не моргают,

 Крылья есть – но не летают!

 Вот такие рыбки.

 Дети дарят сувениры гостям

Воспитатель: В руках игрушка-сюрприз «Рыбка». Вы очень старались, и я вас тоже хочу отблагодарить. Посмотрите, что у рыбки (морские камушки). Воспитатель дарит их ребятам.

 Дети благодарят.

Тема «День рождения у Петрушки»

Программное содержание:

 Совершенствовать чувственный и двигательный опыт детей.

 Продолжать развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику малышей, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать интерес к окружающей действительности.

 Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.

 Роли Петрушки, сороки, медведя исполняют взрослые.

Материал: флажки, султанчики, кубики.

Ход занятия

 Звучит музыка, дети входят в зал, их у дверей встречает Петрушка

Петрушка: Здравствуйте, мои дорогие! И маленькие! И большие!

 И такие! (руки вниз) И вот такие! (руки вверх)

 А меня-то вы узнали?

 Я весёлый друг Петрушка, в яркой шапке на макушке.

 Я в костюме расписном: ярко-красном, голубом!

 У меня смешной носище, всюду я его сую.

 У меня талантов тыща, и танцую и пою!

 У Петрушки день рожденья, и я сегодня не грущу.

 Меня все гости поздравляют и подарочки несут.

 Кто же, кто это бежит, кто копытцами стучит? (звучит цокот лошадиных копыт и ржание). Кто Петрушку поздравляет, звонко «Иго-го» кричит?

Дети: Лошадка!

Петрушка: А лошадка не одна, сколько их, друзья!!! (берут лошадок, садятся на них). Песня «Лошадка» (в конце песни говорят):

 Мы поскачем, скачем, скачем на лошадке,

 Мы не плачем, нет! Не плачем,

 Всё у нас в порядке! (показывают большой пальчик).

 Галоп на лошадках по залу.

Петрушка: Вы, лошадки, отдохните, а вы, детки на меня посмотрите!

 Петрушка к вам сюда бежит, а в руке флажок горит.

 Я в руке флажок держу, и ребяткам им машу!

Танец с флажками. Игра «Поставь флажки по цвету»

Сорока: Скре-ке-ке, скре-ке-ке! Сижу давно здесь, в уголке!

 На ребяток я смотрю, что-то рассказать хочу!

 С утра я печку растопила, водицы наносила, кашку варила.

Петрушка: Ты, сорока-белобока, прилетай скорей сюда!

 Пирожков и каши вкусной очень хочет детвора!

 Песня «Варись, варись, кашка!»

Петрушка: Ты, сорока-белобока, зря не прыгай, не летай!

 Лучше ты, краса-сорока, ребяток кашкой угощай!

Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

Сорока: Хочу, ребятки, вас позвать, лесной мой домик украшать.

 (украшают домик сороки прищепками на ленточку).

Сорока: Как чудесно! Как волшебно! Огоньки взмывают в небе!

 Распускаются цветы небывалой красоты! (даёт детям султанчики)

Танец с султанчиками.

Сорока: Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны.

 Брызги света всюду льют для Петрушеньки салют!!!

 Игра «Собери султанчики в цветы»

Сорока: Я Петрушку с днём рожденья поздравляю и подарочек вручаю (отдаёт мешок).

 Этот замечательный артист чрезвычайно голосист

 Голос, как у великана, у большого…

Дети: Барабана! (смотрят в мешок-отгадку) дать палочки?

 Пальчиковая игра «Барабанщик»

Сорока: Дети в барабаны били, медвежат всех разбудили.

 На полянке медвежатки разыгрались с мамой в прятки.

 Разбежались кто куда, не найти их никогда!!! (улетает)

Петрушка: Мишка, мишка-шалунишка, где ты, где ты, отзовись!

 Мишка, мишка-шалунишка, где ты, где ты, покажись!!! (на ширме появляется и снова прячется мишка, дети его замечают).

Петрушка: Мне, ребятки, помогайте, дружно мишку вызывайте!

Дети: (хором) Мишка, деткам улыбнись! Мишка, деткам покажись! (2 раза)

Медведь: Мишка в гости к вам идёт и друзей он здесь найдёт!

 Надо вам повеселиться, на каруселях прокатиться!

 Катание на каруселях (сначала в одну сторону, потом в другую).

Медведь: А теперь все для Петрушки соберите вы игрушки!

 Их в цветочки превратите и Петрушке подарите!!!

 Игра «Выкладывание цветов на кубиках»

 Петрушка смотрит, помогает, хвалит детей, спрашивает, какого цвета получился цветок.

Петрушка: Ой, спасибо, малышата, мои милые ребята!

 Поздравленья принимаю, всех вас соком угощаю! (трёт в затылке)

 Вот потеха... незадача.... Очень трудная задача....

 Приготовил вкусный сок и поставил в уголок. А куда?... Я позабыл!!!

 (обрадовано) О! Надо музыку играть, будем вместе сок искать!!!

 Музыкальная игра «Громко-тихо» (под одним из кубиков находится сок).

 УРА!!!

Петрушка: Сок все быстро забираем, в группу дружно убегаем!!!!

Тема «В гости к солнышку»

Программное содержание:

 Продолжать учить детей устанавливать отношения по длине между плоскими и объёмными предметами, располагая их в порядке убывания.

 Учить чередовать предметы по цвету, осуществляя выбор одного из четырёх предложенных.

 Совершенствовать умения детей составлять из трёх частей одно целое изображение предмета, закреплять навык обследования геометрических фигур приёмом накладывания.

 Продолжать развивать движения рук и кончиков пальцев.

Материал.

Демонстрационный:  игрушка зайца, корзина с овощами.

Раздаточный: плоскостные изображения петушка с незавершённой аппликацией хвоста, подносы с четырьмя объёмными палочками разной длины и разного цвета (оранжевого, фиолетового, жёлтого, голубого), плоскостные изображения ёжиков; прищепки по 5 штук разных цветов, клеёнки голубого цвета, имитирующие воду (3 штуки); разноцветные разрезные рыбки из 3-х частей, листы бумаги с контурным изображением овощей: морковки, огурца, помидора; геометрические фигуры: треугольник, овал, круг.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! А вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю пойти в гости к Солнышку. Вы согласны? Вы готовы? Тогда пошли. А чтобы нам было веселей идти, пойдём с весёлой песней. Мы идём, мы идём. Дружно песенку поём (2 раза).

Воспитатель:

 А навстречу нам петушки

 Петушки распетушились,

 Но подраться не решились.

 Если очень петушиться,

 Можно перышек лишиться

 Если перышек лишиться,

 Нечем будет петушиться.

Воспитатель: Ребята, а вы не ссоритесь? (нет).

 Тогда давайте помирим петушков. Поможем им собрать перышки в хвостик.

Игра «Собери хвостик Петушку» (дети выполняют действия).

Воспитатель: Перышки, дети, все разной длины. Нужно найти самое длинное перышко и положить на самую длинную полоску в хвостике (дети выполняют задание). Теперь из оставшихся в коробочке опять ищем самое длинное перышко и накладываем на следующую полоску. (В процессе накладывания воспитатель уточняет у детей цвет самой длинной (короткой) полоски; предлагает их показать. Если кто-то из детей накладывает неправильно, спрашивает: У тебя всё правильно? Посмотри внимательно!

Воспитатель: Какие петушки стали красивые, нарядные. Но нам надо идти дальше. Ведь солнышко нас ждёт. До свидания, петушки!

 Дети вместе с воспитателем поют:

 Большие ноги идут по дороге:

 Топ-топ-топ.

 Маленькие ножки шагают по дорожке:

 Топ-топ-топ.

Воспитатель: Ой! Кто тут за кусточком

 Спрятался в листочках

 Так! Это ёжик без колючек и ножек.

 Ребята! Давайте в листочках поищем колючки и поможем ежику их надеть.

Игра «Оденем ежикам колючки».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на ёжиков. Чем они отличаются друг от друга? (у них кружки разного цвета)

 (Если дети не ответили правильно, воспитатель объясняет, что у каждого ёжика свой рисунок из кружков, назовём их цвет).

Воспитатель: А вот в листочках и колючки нашлись, будем их одевать. Нужно смотреть, чтобы цвет колючки был такой же, как кружок.

 (По ходу выполнения воспитатель уточняет цвет, поправляет подсказкой: нужно взять красного цвета, как помидор и т.д.).

Воспитатель: Вот у наших ёжиков какие колючки.

 Ведь их соседи –

 Лисы, волки да медведи.

 Спросим у ёжиков дорогу к солнышку.

 Ёжик, ёжик, подскажи:

 Как нам к солнышку пройти …

 Через мостик перейти надо нам, ребята.

 «Ходьба по мостику».

Воспитатель:

 Вон смотрите, а в водице

 Рыбка, рыбка – озорница.

 Возле берега плыла,

 Рыбку выбила волна.

 Нужно спасать рыбок, они не могут долго без воды.

Игра «Поможем рыбкам»

Воспитатель: (показывает рыбку)

 Посмотрите, у рыбки что есть? Голова, туловище с плавником, хвост (дети собирают рыбок на клеёнках на ковре). Каждый называет цвет своей рыбки.

 До свидания, рыбки!

 Дети вместе с воспитателем поют:

 Мы идём, мы идём

 Дружно песенку поём.

 Прыгнем раз и прыгнем два,

 Прыгать рады мы всегда.

Воспитатель: Кто-то тут вместе с нами скачет? (появляется игрушка зайца с корзиной в лапках. В корзине овощи: морковка, огурец и помидор)

 Что у тебя, зайка, в корзине?

 ( показывает детям).

 Дети называют морковку, огурец и помидор.

Воспитатель: А какого цвета морковка (огурец, помидор)?

 Наш зайка не ленился,

 Он трудился, ох трудился.

 В корзинку всё сложил,

 В банки засолить решил.

Игра «Готовим угощение для зайчика»

Воспитатель: Ребята, берите банки и накладывайте в них овощи, подбирая по контуру.

 Дети садятся за столы, зайчик смотрит.

Воспитатель: Зайке так понравилось, как вы закатали овощи, и он просит вас спрятать их – накрыть геометрическими фигурами.

 – Подумайте, какая фигура подойдёт к морковке (огурцу, помидору) чтобы её спрятать? Покажите, назовите её. Спрячьте морковку (огурец, помидор). Спрятались? Правильно.

 Все овощи спрятались. Молодцы ребята, помогли зайчику.

 До свидания, зайчик!

 Дети отправляются с песней:

 По ровненькой дорожке

 Шагают наши ножки.

Воспитатель: Ребята, а вот и солнышко в окошке нам улыбается. Давайте поздороваемся с ним:

 Здравствуй, солнышко!

 Мы пришли к тебе в гости

 Погреть свои ладошки.

 Протянем свои ладошки к солнышку, погреем их.

 Дети вместе с воспитателем читают:

 Светит солнышко в окошко,

 Светит в нашу комнату.

 Мы похлопаем в ладошки,

 Очень рады солнышку.

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки. Вот какие они ласковые. Погладьте себя по голове. А теперь обнимите крепко себя. А сейчас друг дружку погладьте и обнимитесь все вместе.

Воспитатель: Солнышко так обрадовалось, что мы пришли в гости и приготовило нам подарки (Воспитатель берёт корзину и показывает, что там мыльные пузыри). Игра с мыльными пузырями.

Тема «В синем море островок»

Программное содержание: обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения; развивать мелкую моторику пальцев, продолжать учить выкладывать сериационный ряд из камешков.

Материал: коробки с мозаикой из четырехугольных элементов, в каждой коробке отобраны по несколько элементов синей и зеленой мозаики, цветок василек, вырезанный из картона, картинка с изображением моря, панели для элементов мозаики, камешки разной величины.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим в свои бинокли, может, что-нибудь увидим.

 В синем море – островок,

 Путь до острова далек,

 А на нем растет цветок –

 Синий-синий василек.

 – Вы увидели цветок? Он далеко. Давайте сядем в лодочку и подплывем к нему поближе. (Дети садятся друг за другом на ковер). Дружно гребем веслами, вот уже подплываем. Высаживаемся на берег. (Рассматривают красивый цветок василек и картинку моря). Какого цвета море? Какого цвета трава на бережке? Давайте эту картинку выложим из мозаики все вместе на панели. (Все садятся на ковер). Выберите мозаику такого же цвета, как и море. Вставляем мозаику синего цвета в нижний ряд слева направо.

 Берег какого цвета? (Зеленого). Такого же цвета будет у нас островок. (Во второй ряд вставляют мозаику зеленого цвета.) Какого цвета василек? Тоже синего, как море. (Над зеленой мозаикой вставляют элемент синего цвета.).

 Всем детям дается раздаточный материал и малыши также выполняют задание. По необходимости воспитатель проводит индивидуальную работу.

Воспитатель: Как здорово у вас получилось. Поплывем обратно. (Игровое упражнение «Лодочка».) Посмотрите, каких красивых камешков я набрала возле моря. Какой это камешек? (Большой, маленький). Посмотрите, у каждого из вас на подносах лежат камешки. Выберите самый большой. Проведите пальчиками по камешку. Какой он? (Холодный, гладкий). Положите перед собой на стол. Выберите самый большой камешек на подносе. Положите опять перед собой в ряд. Опять выбираем большой камешек. Положим и его в ряд. Остался последний камешек. Какой он? (Маленький); (индивидуальная работа по закреплению величины). Молодцы! Пойдемте позовем Татьяну Александровну и покажем ей, какие красивые у нас камешки.

 Подвижная игра «Через ручеек» (дети перепрыгивают через ручеек). Песня «Мы – маленькие» музыка и слова Я.Жабко.

Тема «Мешок с овощами»

Программное содержание: Учить детей определять овощи на ощупь, исследуя овощи, выявлять их особенности: картофель (круглый, твердый, серый), морковь (длинная, оранжевая, твердая), помочь малышам уяснить, что морковку можно есть сырую и вареную, а картошку сырую не едят, продолжать учить рисовать предметы округлой формы. Развивать интерес к окружающей действительности.

Материал: Дед – персонаж сказки «Репка», мешок, картошка сырая и вареная, вареная и сырая морковь, листы белой бумаги, с закругленными верхними углами (форма мешка), гуашь, баночки с водой.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что в гости пришел Дед из сказки. Здороваются с дедушкой. Он принес мешок, полный овощей. Посмотрите, что это? (Картошка). Какая она? (Круглая или овальная, серая, твердая). Что это? (Морковка). Какая она? (Продолговатая, оранжевая, твердая)

Дед: Попробуйте, мои дорогие, угадать, что же лежит в мешке?

 Каждый ребенок опускает в мешок руку и на ощупь отгадывает, что же он нашел, картошку или морковку.

Дед: Картошка какая? (Круглая, овальная, серая, твердая). Морковка какая? (Длинная, оранжевая, твердая). Давайте посмотрим, какая же внутри морковка и какой внутри картофель. Что для этого нужно сделать? Правильно, разрезать. (Дети определяют цвет овощей на срезе).

Подвижная игра на различие корнеплодов «Раз, два, три к морковке беги!» «Раз, два, три – скорей картошку найди». После игры проводится определение корнеплодов на вкус. Каждому ребенку в рот Дед положил вареную картошку.

 Дед: Что вы попробовали? Какая картошка на вкус? Она вареная или сырая? Едят ли сырую картошку? Правильно, не едят, только вареную, жареную, печеную. Ох, и вкусная картошечка. А теперь попробуем вот что: открывайте ротики. Так, что же сейчас вы съели? Правильно, морковку. Какая морковка, сырая или вареная? Правильно, сырая. Наверное, кислая? Нет, сладкая. А в морковке много витаминов, чтобы вы росли здоровыми и никогда не болели, нужно есть сладкую морковку. Опять открывайте ротики. Что же теперь вы попробовали? Опять морковку, но какую? Правильно, вареную. Она тоже сладкая. Сырая морковка хрустит, а вареная мягкая, не хрустит. Дети уясняют, что морковь можно есть и сырую, и вареную, картошку сырой не едят.

 Дети благодарят деда за овощи, а дед приглашает детей к себе на огород, помочь собрать в мешки картошку. Воспитатель предлагает наполнить мешки картошкой. Нарисовать пальчиками картофель.

Подвижная игра на различие корнеплодов «Раз, два, три – к морковке беги», «Раз, два, три – скорей картошку найди».

 Дед благодарит малышей за помощь, прощается и уходит.

Тема «День рождения куклы Маши»

Программное содержание:

Обогащать сенсорный опыт детей в игровой деятельности путём действий с предметами различной формы, величины и цвета.

Углублять представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, призма).

Совершенствовать умение соотносить предмет с его графическим изображением.

Продолжать развивать координацию рук и моторику пальцев.

Материал.

Демонстрационный: две пирамиды, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма), конфета-сюрприз.

Раздаточный: наборы геометрических фигур, заготовки открыток вазочки, салфетки, тарелочки, чашечки, бантики (для девочек), бабочки (для мальчиков).

Ход занятия

 Создается игровая ситуация. Детей встречает нарядная кукла. Дети здороваются с ней, рассматривают платье, бант, украшения.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему кукла Машенька сегодня такая нарядная? (ответы детей: у куклы Машеньки сегодня день рождения, но она почему-то грустная. Вы не знаете, почему? И я не знаю (кукла «шепчет» на ухо воспитателю). Теперь я знаю, почему она грустная. Скоро придут гости, а Машенька не успела убрать комнату.

 Давайте поможем ей навести порядок в комнате и все расставить по местам.

 К Маше гости идут,

 Дорогие идут!

 Надо Маше дом прибрать,

 Чтобы в нём гостей встречать!

Игра: «Собери пирамиду», «Разноцветные колечки».

 Дети собирают две большие пирамиды, с учетом величины по убывающей, собирают круги с пазлами по цвету, расставляют объемные фигуры.

Воспитатель: А как называется эта фигура? (куб).

 Почему вы так думаете? (у этой фигуры есть стороны, грани, углы, он прочно стоит).

 Кубик я в руках кручу,

 Покатать его хочу.

 Кубик не катается,

 Он сопротивляется,

 Углами упирается.

Воспитатель: А как называется эта фигура? (шар). Почему? На что она похожа? (на мяч: круглый и катится).

Воспитатель: Вот это цилиндр, это призма, это конус. (Дети проговаривают вместе с воспитателем).

 Все выставляется на полочки, каждая на свою.

Воспитатель: Ой, ребята, здесь какая-то фигура осталась большая. Эта, похоже, конфета. В ней что-то есть. А вот и отверстие.

Дидактическая игра «Чудесная конфета»

Воспитатель: Саша, просунь, пожалуйста, руку, возьми, что там лежит. Что это? (У меня кубик жёлтого цвета. А у меня шарик синего цвета и т.д.). Дети находят в группе похожие фигуры. Воспитатель: Вот теперь уже ничего не осталось на полу. Нашей именинница очень понравилось, как вы расставили игрушки. Машенька говорит спасибо.

Дидактическая игра «Составь букет» «Найди такой же». Дети расставляют вазочки с цветами, флажками и шариками по всей комнате, соотносят все предметы по цвету.

Воспитатель: Молодцы! Как красиво стало! А теперь будем сервировать стол. Дидактические игры «Сервируем стол», «Подбери пару».

 Воспитатель накрывает белой скатертью стол. Дети раскладывают салфетки разных цветов. Воспитатель уточняет название каждого цвета. На салфетку дети ставят тарелочку такого же цвета, на нее – белые чашки в горошек. (Рисунок на чашке должен совпасть с цветом тарелки и салфетки).

Воспитатель: Машенька, посмотри, все ли правильно дети расставили? Как красиво! Спасибо! Кукла Машенька приглашает детей на День рождения. Ребята! А чтобы идти на День рождения, нужны подарки. Давайте мы их приготовим. Подойдите к столу. Присаживайтесь.

Дидактическая игра «Силуэт и изображение». У всех детей лежат набор фигур и картинки. Воспитатель предлагает выложить из геометрических фигур картинки. Обращает внимание детей на особенности изображения (детали, цвет, форму и т.д.) при выкладывании предлагает выбрать нужные фигуры.

 – Давайте вспомним, как называется эта фигура? Дети ориентируются не только на форму, цвет, но и на величину фигур, если кто-то ошибается, воспитатель обращает внимание на образец, затем помогает выполнить задание правильно.

 Маша хвалит детей за подарки. Каждый проговаривает: «Я дарю тебе цыплёнка», «Я дарю тебе неваляшку» и т.д.

Воспитатель: Ребята, Машенька у нас очень нарядная. Вы тоже. А чтобы стать ещё наряднее, красивее, давайте подойдём к зеркалу. Возьмите каждый себе украшение. Посмотрите на себя в зеркало. Какие вы все нарядные! А теперь в честь Дня рождения Маши давайте споем и спляшем.

 Песня «Пусть бегут неуклюже» (музыка В.Шаинского).

 Танец «Давай дружить».

 Хороводная игр «Каравай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных ра...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей группы раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)«Собери пирамидку»Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предм...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группы

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группе...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста на закрепление цвета

Цель: развитие сенсорного восприятия цвета по средстваам дидактических игр...