Если ребенок заикается
консультация на тему

Пискунова Татьяна Георгиевна

Консультация для родителей о причинах возникновения заикания у детей и о методах по преодолению данного дефекта речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Если ребенок заикается35 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание – это сложное нарушение речи, которое выражается не только в расстройстве речевой функции, но и нервной системы, физического здоровья, общей и мелкой моторики, а также предусматривает наличие психологических особенностей заикающихся детей: стеснительности, замкнутости, речебоязни, чувства угнетенности, постоянства переживания за свою речь, а также расторможенности, резкости.

Мы знаем, что заикание во многом зависит от эмоционального состояния ребенка.  Дети заикаются лишь тогда, когда они возбуждены или разговаривают с определенным человеком. Впечатлительный, внушаемый ребенок может начать заикаться, подражая кому-либо из взрослых, а также эта реакция может закрепиться. Такое заикание могут корректировать сами родители, следя за тем, чтобы в окружении ребенка не было заикающихся людей.

Иногда ребенок торопиться, начиная говорить быстро, ухудшается произношение звуков, а затем  из-за перегрузки речевого аппарата может возникнуть и заикание. Обычно такая форма проходит быстро, если родители следят за темпом речи.

Бывают и более сложные формы заикания. Одна из них может быть вызвана какой – либо внутренней психической травмой. Очень часто такой причиной бывает испуг. Ребенок становится беспокойным, легко возбудимым, раздражительным, у него ухудшается аппетит, сон, иногда он начинает бояться говорить, а потом, на фоне этого, появляется заикание.

Страдающий заиканием ребенок может быть повышенно агрессивен или наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками ребенок боится быть несостоятельным, потерпеть фиаско. Он старается вообще избегать общения со сверстниками, либо вступает в конфликты. В отношении с взрослыми очень часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы, поэтому старается избежать ситуаций, в которых могут проявиться его реальные способности.

Заикающийся ребенок требует к себе особого внимания. Ему требуется помощь логопеда, проводящего занятия по релаксации, обучению речевого дыхания, проведению речевых игр; воспитателей, создающих благоприятный микроклимат через разнообразные игровые ситуации, умело созданные на протяжении всего дня, и психолога, который помогает ребенку справиться со своими внутренними трудностями. И, конечно, же, ребенку необходимо внимание любящих и заботливых родителей, которые верят в свои силы и возможности и поддерживают ребенка своей любовью.

Очень много случаев, когда заикание проходит через несколько месяцев. Только в исключительных случаях заикание становится хроническим. Не пытайтесь поправить речь ребенка, не показывайте своё беспокойство об этом. Лучше проследите, что вызывает его нервное напряжение. Если он был огорчен вашим отъездом, постарайтесь не уезжать в ближайшие два месяца. Если вам кажется, что вы слишком много разговариваете с ребенком и заставляете говорить его, а ему это трудно, постарайтесь отвыкнуть от этого. Играйте с ним в основном при помощи действий, а не слов. У ребенка должно быть достаточно возможности играть с другими детьми, в обществе которых он чувствует себя свободно, должно быть много игрушек и разного оборудования дома, чтобы он мог выдумывать свои собственные игры без вашего вмешательства. Не игнорируйте своего ребенка и не изолируйте его от себя, но когда вы с ним, постарайтесь вести себя спокойно и пусть инициатива исходит от него. Если он говорит вам что-то, постарайтесь внимательно выслушать его, чтобы не сердить. Если ребенка мучает ревность, подумайте, нельзя ли как-нибудь предотвратить её. Обычно заикание продолжается несколько месяцев, то усиливаясь, то стихая. Не ждите, чтобы оно прекратилось сразу. Будьте довольны постепенным прогрессом. Если вы не можете понять, что вызвало заикание, посоветуйтесь с детским психиатром и устраните причину нервности.

Каждый ребенок представляет собой яркую индивидуальность и требует особого к себе отношения. Поэтому подход к каждому ребенку родителей должны найти сами. Но при этом они не должны забывать несколько общих рекомендаций.

1. Не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям.

2. Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.

3. Объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

4. Поощряйте его общение с другими детьми;

5. Не напоминайте ребенку о психологических травмах и неприятных переживаниях.

6. Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуацию и обстановку, в которой речь улучшается.

Для заикающихся детей очень важен щадящий режим (общий и речевой), который поможет успокоить ребенка и создать условия для затухания неправильной речевой привычки. Щадящий режим, прежде всего, обеспечивается укладом жизни всей семьи. Необходимо создать в семье спокойную, доброжелательную обстановку. Пусть все взрослые спокойно занимаются своими делами, негромко, мягко разговаривают друг с другом и с детьми, проявляются ровное отношение к ним.

У заикающегося дошкольника должен быть четкий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия.

В период щадящего режима необходимо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с другими впечатлительнее, легко возбудимы и быстро истощаемы. От чрезмерного веселья они легко переходят к слезам: быстро устают, не могут переключаться и начинают плакать.

Нужно также постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки в гости, посещение детских праздников, театров, кинотеатров, а также бесконтрольный просмотр телепередач).

Создание благоприятных условий для поддержания хорошего эмоционального климата ребенка, его правильное, всестороннее, гармоничное развитие ведет к формированию устойчивой нервной системы, способствующей преодолению заикания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре./ И.Г.  Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская - М.: Просвещение, 1984. – 178с.

2. Касаткина, Ю.В. Учим детей общению./ Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева -  Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.