Луковая история
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Cибирёва Елена Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему :луковая история

детей средней группы

Руководитель:

Сибирева Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_detey_sredney_gruppy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа детей средней группы «Луковая история»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

детей средней группы

«Солнышко»

Руководитель:

Сибирева Е.Н.

Содержание.

Исследовательская работа

I. Подготовительный этап.

1. Объяснение задач исследовательской работы детям.

2. Создание лаборатории.

3. Подготовка оборудования и материалов.

4. Сбор вопросов детей «Что бы мы хотели узнать о луке»

5. Сбор коллекции лука (репчатый, сладкий, батун, декоративные виды и т. п.) ;

II. Основной этап

1. Сбор информации о луке.

2. Выяснить:

как давно и для каких целей человек использует лук;

какие существуют виды и сорта лука, чем они отличаются (найти их фотографии, рисунки) ; у всех ли луков есть луковицы;

где растет лук в природе (у нас в стране и в других странах, найти эти места на географической карте;

как сделать из лука краску (кто-нибудь из детей может найти такую информацию и рассказать об этом остальным, чтобы они попробовали дома изготовить такую краску.

у каких растений еще бывают луковицы, собрать коллекцию таких луковиц (нарцисс, тюльпан, лилия, гиацинт) ;

почему лук назвали луком? Как называется лук у других народов?

3. Выполнение домашнего задания:

Поиск совместно с родителями рецептов блюд, в которых используется лук, и готовят их в группе (если это возможно) .

Сбор информации о применении лука в народной медицине. Совместно с родителями дети подбор народных рецептов применения лука в лечении недугов.

4. Чтение и сочинение сказок, рассказов, легенд, стихов в которых упоминается лук.

5. Рисование лука

6. Подбор фотографий, рисунков лука

III. Заключительный этап «Научные выводы»

Приложение:

1. Краткая характеристика лука

2. Сказки, произведения, стихи, загадки о луке,

3. Рисунки детей,

4. Рецепты применения лука в народной медицине,

5. Рецепты блюд.

Исследовательская работа

II. Основной этап исследовательской работы:

1. Игра с ящиком ощущений

В ящик ощущений кладут луковицу. Дети по очереди определяют на ощупь, что лежит внутри ящика, но не называют предмет, а дают его описание. Например, первый ребенок трогает лук и говорит: «Этот предмет округлый». Далее предмет трогает второй ребенок, который добавляет: «Этот предмет твердый». И т. п. В процессе игры можно также объяснять, для чего предмет используется. Потрогать предмет и назвать его признак должен каждый ребенок. После этого педагог и дети вспоминают все определения предмета и называют его.

Более сложный вариант игры: в ящике лежат репчатый лук и чеснок. Педагог описывает лук. Дети определяют, о чем идет речь, и на ощупь находят репчатый лук.

2. Загадывание загадок о луке, напоминание детям подходящих пословицы, например:

«Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает».

«Лук от семи недуг».

«Лук с чесноком — родные братья».

Обсуждение взрослого и детей смысла этих выражений.

Поиск ответа на вопрос: «Для чего и как мы используем лук? ». (После беседы воспитатель обращает внимание детей на все блюда с луком, которые они едят в детском саду.)

Воспитатель предлагает понюхать луковицу и зеленые стрелки лука. Как можно назвать такой запах? (Острый, резкий.) Почему в загадке о луке говорится, что тот, кто его раздевает, слезы проливает? Лук выделяет особые ве-щества — фитонциды, убивающие разные микробы и другие вредные микроорганизмы, это как бы защита растения от врагов, поэтому им лечатся. Если положить на окошко разрезанные луковицы, в комнате уменьшится количество опасных для здоровья микробов. (После беседы половинки луковиц выкладывают на блюдца и ставят в разных местах группового помещения.)

1. Воспитатель показывает детям репчатый лук, зеленый лук и репу и спрашивает, почему лук называют репчатым. Дети сравнивают луковицу и репу, находят сходство и отличия.

2. Дети берут луковицу, рассматривают ее, гладят и определяют, какая она — сухая или нет, твердая или мягкая. Какие части можно выделить у луковицы? Что находится внутри нее? (Воспитатель выслушивает всех детей, не комментируя их ответы, а затем предлагает найти ответ на вопрос опытным путем.)

3. Воспитатель раздает половинки заранее приготовленных луковиц. (Чтобы не было резкого запаха, нужно оставить на некоторое время разрезанную луковицу на тарелке.) Дети внимательно рассматривают внутреннюю часть луковицы, в том числе и при помощи лупы. Внутри разрезанной луковицы хорошо заметны слои довольно толстых чешуек. Их можно назвать особыми листьями, которые плотно прилегают друг к другу.

4. Педагог спрашивает, что произойдет, если мы эту луковицу поместим в банку с водой или посадим на огороде. (Появятся зеленые стрелки, то есть луковица начнет прорастать.) Дети находят в центральной части луковицы будущий стебель (почку, из которой сначала вырастет стебель, а позже — листья и цветки). Воспитатель обращает внимание на то, что чешуйки прикрывают этот стебель, защищают его, словно упаковка какой-нибудь ценный товар.

Как растет луковица на огороде — под землей или над землей? Она находится под землей и так и называется — подземная часть растения.

Для чего нужна луковица? В ней спрятаны запасы для будущего растения.

5. Дети снимают с луковицы чешую (воспитатель может подготовить материал заранее) и рассматривают ее под лупой и под микроскопом.

6. Дошкольники трогают сначала луковицу в чешуе, а потом без чешуи. Чем эти луковицы отличаются на ощупь? Какая чешуя — сухая или мокрая? Она ломкая или упругая? Для чего растению нужна такая чешуя? (Чешуя — это «одежда» луковицы, которая ее защищает, в том числе и от высыхания.)

7. Дети проверяют, есть ли в луковице вода. Возможны разные варианты исследований:

— Потрогать поверхность разрезанной луковицы и определить, сухая она или влажная.

— Половинку луковицы приложить к листу бумаги, который впитывает воду, например к салфетке. (При этом на бумаге останется влажный след.)

— Положить половинку луковицы на тарелочку и оставить в теплом месте, чтобы определить, как она изменяется. (Луковица уменьшается в размерах, так как вода, которая была у нее внутри, испаряется.)

— Половинку очищенной луковицы поместить в полиэтиленовый пакет (можно также положить ее на тарелочку и плотно накрыть полиэтиленовой пленкой или пластиковым прозрачным стаканчиком) и через некоторое время проверить, что изменилось. Откуда берутся капельки на внутренней части полиэтилена (стаканчика?

8. Дети рассматривают корешки луковицы и обсуждают, для чего они нужны. Почему эти корешки не прорастают? Что нужно сделать, чтобы они начали расти?

9. Педагог напоминает, что у растений есть корни и стебли, и спрашивает, что такое луковица — корень или стебель? Чтобы проверить свои предположения, воспитатель предлагает положить на тарелочку луковицу без чешуи и поставить ее на окошко, в освещенное место. Дети наблюдают, что происходит с луковицей. (Чешуйки луковицы зеленеют.) На основе наблюдений дошкольники делают вывод о том, что луковица, хотя и растет под землей, все-таки является особым стеблем. (Корень на свету не меняется.)

10. Воспитатель спрашивает, у каких еще растений бывают луковицы? Дети рассматривают луковицы гладиолуса, сравнивают их с луковицей лука. Луковица гладиолуса (утолщенный подземный стебель) называется клубне-луковицей. Она тоже покрыта чешуей. На что похожа такая чешуя? (На тонкую бумагу.) Кожура клубнелуковицы — это остатки листьев прошлогоднего растения. В ней, как и в луковице, которую исследовали ребята, запасена влага и «пища» для будущего растения. Когда растение вырастет, клубнелуковица погибнет, но перед этим появится хотя бы одна новая клубнелуковица.

11. Выращивание «волос» для Чиполлино. (Это наблюдение особенно привлекает малышей.) Луковицу помещают в банку или сажают в горшок с землей. Емкость закрывают плотной бумагой или грубой тканью, закрепив ее в верхней части. (Получится, что емкость завернута в бумагу, как подарок в магазине.) Концы бумаги или ткани связывают, оставляя отверстие для прорастающих перьев зеленого лука. На одной из сторон бумаги (ткани) изображают рожицу Чиполлино. При таком варианте оформления дети будут выращивать не просто лук, а волосы для сказочного героя.

12. В прозрачную банку или бутылку с широким горлом наливают воду и опускают туда нижнюю часть луковицы. Если диаметр горла банки больше, чем луковица, можно накрыть горлышко банки плотным материалом (картоном, пластиком) с отверстием или воткнуть в нижнюю часть луковицы несколько зубочисток так, чтобы они не давали ей упасть внутрь емкости. Чем выше банка, тем интереснее наблюдать за корнями. Чтобы результаты опыта были более наглядными, сделайте на стенках емкости хорошо различимые метки. В начале исследований спросите детей, что, по их мнению, начнет расти раньше: корни или перья лука? (Свои предположения дошкольники проверят сами в процессе наблюдений. Они выяснят, что первыми вырастают корни, так как растению нужны вода и «пища».)

13. Каждый ребенок сажает собственную луковицу и наблюдает за ее развитием. После посадки дети рассказывают, как будет выглядеть их луковица, и рисуют будущий лук. Рисунок оставляют рядом с банкой. Когда лук вырастет, дети могут сравнить полученный результат с предполагаемым. Можно зарисовать или сфотографировать разные стадии прорастания лука. Полученные рисунки и фотографии можно использовать для изготовления карточек для игры «Что за чем». (Дети раскладывают карточки с изображением стадий прорастания лука и вспоминают процесс исследования.)

14. Чтобы понять значение окружающей среды (разных экологических факторов) в жизни растений, дети наблюдают за луковицами, помещенными в разные условия. (Для достоверности опыта луковицы должны быть одинакового размера.) Две емкости с луковицами оставляют в теплом, хорошо освещенном месте. При этом воду наливают только в одну из емкостей. Воду наливают и в две другие емкости, одну из которых ставят в прохладное место (например, оставляют в нижней части холодильника). Луковица в последней банке должна находиться в условиях отсутствия света. Ее можно накрыть плотным материалом или просто поместить в темном месте. Чтобы легче было сравнивать, можно сделать специальные условные обозначения, например: рисунок солнышка или оранжевый кружочек (есть свет, капелька воды или голубой кружок (есть вода, красный кружок (есть тепло, снежинка или белый кружочек (нет тепла, холодное место) .

15. Увидеть значение света в жизни растений помогает и другой опыт. Сначала луковицу выращивают в емкости в светлом теплом месте, с поливом. Когда луковица прорастет, ее зеленые перья на некоторое время накрывают плотным темным материалом так, чтобы не проникал свет. Через 7-10 дней материал снимают и рассматривают, что произошло с растением, обсуждают, почему перья побледнели, намного ли они выросли. Дети наблюдают, что происходит с растением, оставленным на свету, делают выводы вместе с педагогом. Опыт хорошо иллюстрировать рисунками.

16. Дети рассматривают семена разных сортов лука, сравнивают их.

Заключительный этап «Научные выводы»

Считается, что русское название луку дала петелька ростка, который вылезает из-под земли, изгибаясь, как тетива лука. По латыни лук называется «аллиум», что означает «остро пахнущий».

Для получения краски две луковицы варят 2-3 часа, дают им остыть, вынимают из кастрюли. В полученный раствор опускают ткань, добавляя для закрепления цвета соль. Ткань вынимают и прополаскивают в холодной воде. Викинги, например, из шелухи красного лука делали яркую красную краску) ; В настоящее время луковая шелуха применяется для покраски пасхальных яиц.

Не у всех видов лука есть луковица, ее нет у лука - батун. Лук довольно часто упоминается в народных сказках многих стран, поскольку он всегда был самым уважаемым овощем у простого люда; считалось, что употребление лука в пищу в больших количествах дает остроту практичному крестьянскому уму (о котором рассказывают мудрые сказки и свидетельствует жизнь, здоровье, долголетие, работоспособность.

Таким образом, лук — самая настоящая кладовая витаминов. Употребляя в пищу лук, авитаминоз не страшен. Лук — одно из самых лучших противогриппозных средств. Он улучшает сопротивляемость организма к всяческим простудным и инфекционным заболеваниям и помогает избежать проникновения вредоносных бактерий.