Консультация для родителей «Система наказания, практикуемая в детском саду»
консультация (старшая группа) на тему

Плотникова Марина Николаевна

Данный материал может быть использован на родительских собраниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koo.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Система наказания, практикуемая  в детском саду»

Наказание - составляющая часть воспитания. Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С.Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо. Представьте себе, что все дети в группе (20-25 человек) будут бегать, прыгать, намеренно мешать детям (на занятиях, во время игр - ломать постройки, отбирать, прятать, разбрасывать предметы для игр, драться, кусаться, обижать других детей и т.п.). Вы вечером, придя за ребенком, как отреагируете на жалобы, ушибы и синяки Вашего ребенка?

Некоторые дети по отношению к ровесникам и даже взрослым проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых не всегда положительно влияют на таких детей.

        

Возникает вопрос: как же можно наказывать детей, которые потенциально могут причинить вред другим детям?

Если ребенок плохо себя ведет, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в детском саду возможно применить педагогически оправданные наказания:

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Просьбы или советы

Лишение ребенка чего-то приятного, но важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание - это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте минут 5-10 минут для них испытание! Но если таких детей насильно извне не затормозить стульчиком - они не направят энергию в мирное русло. Кроме того, дети подрастают и им надо учиться осмыслять свои поступки. Переключаясь с драки на игру в машинки, вряд ли ребенок задумается, что он кого-то обидел или был слишком агрессивен.

Лишение  каких либо привилегий, например - идти первым в строю - шалуны становятся последними, не выбирают на главные роли в игре. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести.

Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.

Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри, оторвал пуговицу — пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.                                                   

  Все зависит от момента, ведь наказание откладывать нельзя. Для одного ребенка строгий взгляд или обращение полным именем - это уже трагедия и он воспринимает это как наказание, у другого, которого дома «лупят» по поводу и без повода, все получасовые нотации и лишение всех привилегий вызывают только снисходительную улыбку.

Физическое наказание недопустимо, да его вообще не должно быть ни в детском саду, ни дома! Разумное наказание направляет на исправление поведения.