Знакомим детей с художественной литературой
консультация на тему

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_literatura_sluzhit_moguchim.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим детей с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность русской речи, народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед взрослым стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их поступкам чувствам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому взрослому, прежде

чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его.

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Перед взрослым стоят задачи « пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений… сочувствовать положительным героям».

Если сказка по содержанию не велика, можно рассказать ее два и даже три раза, а можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить самые яркие моменты и повторить их словами сказки.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка.

При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности.

Выбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественности.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Знакомим детей с художественной литературой"

В памятке даны рекомендации к НОД по чтению художественных произведений....

комплексно-тематическое планирование. Знакомим детей с художественной литературы.

За основу взята книга Ушаковой О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.:ТЦ "Сфера",1998. - 224 с....

Конспект ООД по ознакомлению детей с художественной литературой Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

Конспект ООД по ознакомлению детей с художественнойлитературойПовторение знакомых сказок. Чтение потешки«Огуречик, огуречик…»Подготовила Крыштоп Е.В. Цель: повторение с детьми ...

Конспект ООД по ознакомлению детей с художественной литературой Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

Конспект ООД по ознакомлению детей с художественнойлитературойПовторение знакомых сказок. Чтение потешки«Огуречик, огуречик…»Подготовила Крыштоп Е.В. Цель: повторение с детьми ...