"Актуальность дидактических игр"
материал (младшая группа) на тему

Хабибуллина Альфия Ринатовна

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дидактическая игра как форма обучения детей                                        раннего возраста

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Цель работы: развитие у детей самостоятельности в организации всех видов дидактических игр.

Задачи:

1. Формировать интерес к дидактическим играм

2. Развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения

3. Развивать умение выполнять роль ведущего в игре

4. Создавать условия для самостоятельного выбора детьми игры

5. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат игры

Пути реализации этих направлений:

Создание предметно-развивающей среды

Совместная игра педагога с детьми

Использование игр в ООД

Самостоятельные дидактические игры детей

В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач.

Начиная с младшего возраста я использовала  игры с матрешками, пирамидками, мелкими игрушками. Например д/и «Что изменилось? » (с матрешками). Во время этой игры у детей происходит активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, связной речи. Д/и «Кто скорее соберет» (пирамидка), в этой игре развивается целеустремленность, сообразительность, умственная активность. Эти игры я стараюсь предлагать детям в утренний отрезок времени и во второй половине дня, так как кроме мыслительных действий развиваются личностные качества (усидчивость, желание довести до конца начатое). Развивается мелкая моторика, сенсорные качества и математические предпосылки (о форме предмета) .

Продолжаю эту работу и с детьми младшего возраста. Они по- прежнему любят игры с предметами: «Для чего нужен предмет? »,  «Не ошибись», «Похож - не похож» и др. Например, самая простая д/и «Что изменилось? » имеет своей целью развитие наблюдательности, связной речи и памяти. Эта игра выручает воспитателя в разных режимных моментах (на прогулке, в утреннем приеме, даже во время приема пищи). Д/и «Для чего нужен предмет? » - водящий показывает играющим сам предмет или его изображение на картинке, ребенок должен рассказать, для чего он нужен, что им можно делать, кому необходим этот предмет. В этой игре развивается грамматический строй речи, закрепляются знания о профессиях человека и т. д. Развиваются интегративные качества: «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные личностные задачи, адекватные возрасту». Настольно-печатные игры - очень интересное занятие для детей моей группы.. Игры разнообразны по видам: разные виды лото, домино, парные картинки, «Большой -маленький», «Цвета », «Определи на ощупь», «Что где растет»,, «Кто быстрее», «Собери ягодку», и.т.д  В этих играх формируется умение классифицировать предметы, развивается память, внимание, усидчивость, мелкая моторика.

Я заметила, что дети, которые особенно любят играть в д/и, приобщают к игре своих родных дома (мам, пап, бабушек братьев и сестер). Родители обращаются с просьбой объяснить правила понравившихся игр, так как дети настаивают на своих правилах, им чаще хочется быть победителем в игре. Эти дети более усидчивы, ответственнее других, чаще доводят начатое дело до конца.

В работе с родителями используем консультации: «Игры – дома»,  «Учите – играя» и др. Проводила анкету «Ребенок и игра» для родителей.

 Дидактическая игра должна быть подобна книге, чтобы через занимательный сюжет показывать многие явления жизни, уточнять представления детей о мире.

Литература:

1. Д.Н Колдина «Игровые занятия с детьми»

2. Губанова «Развитие игровой деятельности». Мозаика – синтез. Москва. 2012.

3. Е.В. Карпова «Дидактические игры»(в начальный период обучения)

4.Дошкольная педагогика №3 март 2014.