Главные вкладки

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
    статья (подготовительная группа) на тему

    Сальникова Татьяна Леонидовна

    Занимательный  материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rasprostranenie_opyta.docx67.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занимательный  материал в обучении дошкольников элементарной математике

            "Кто с детских лет занимается математикой , тот тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели".  (А. Маркушевич)

         Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании , поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Решение задач умственного развития осуществляется через освоение детьми знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.

       Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как в непосредственно - образовательной деятельности , так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. Например: Сегодня среда, через один день будет праздник в детском саду. В какой день будет праздник? (В пятницу)

        В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам. Занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи — шутки, игры, головоломки, логические задачи. 

        Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Задачи на смекалку, головоломки , занимательные игры вызывают у ребёнка большой интерес. На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход непосредственно - образовательной деятельности  или используют в конце , когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах.

    Например:  Мы 6 палочек возьмем и построим новый дом!

           Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д.

    Например: У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?(Внучка Маша)

    В самом начале непосредственно - образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве "умственной гимнастики".

        Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

    Например: Если стол выше стула, то стул ниже стола.

       Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

        Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

     Например: Плачет Ира , не унять,

    Очень грустно Ире.

    Стульев было ровно пять,

    А теперь четыре.

    Начал младший брат считать.

    - Раз, два. три ,четыре, пять.

    Не реви! -

    Сказал малыш -

    Ведь на пятом ты сидишь!

         Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как  в непосредственно - образовательной деятельности , так и в самостоятельной деятельности ребенка.        При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения. Использование занимательных дидактических игр и занимательного математического материала на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников способствует повышению уровня математического развития детей.

    C:\Users\Никита.Никита-ПК\Desktop\15_01_02.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....

    Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

    В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в нео...

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....

    Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....

    Отчет по самообразованию "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике".

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый бу...

    Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

    Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими...