Методическое пособие для воспитателей детей младшего дошкольного возраста "Народная культура"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Анна Пешкина

В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру.

 Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

ГБОУ СПО Педагогический колледж №1 им. Н.А.Некрасова

Санкт-Петербурга

Методическое пособие «Народная культура для воспитателей детей младшего дошкольного возраста»

Пособие предназначено для работы с детьми

младшего дошкольного возраста.

Срок реализации –  1 учебный год.

Пособие разработано

Пешкиной А.В.

Санкт-Петербург

2014

  1. Пояснительная записка к методическому пособию «Народная культура» для воспитателей детей младшего дошкольного возраста

Одно из главных направлений дошкольного образования – целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности дошкольника. Чаще всего детский фольклор классифицируют, выделяя группы текстов по наличию в них игровых элементов:

  1. колыбельные песни, или байки;
  2. произведения, связанные с игровыми действиями;
  3. произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.  

Георгий Семенович Виноградов относит к игровому фольклору все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии»[5]. Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевые стихи, приговоры. Он считает, что словесные компоненты «не могут изучаться вне драматической игры, компонентом которой они являются».
    К другой группе текстов Георгий Семенович Виноградов относит потешный фольклор [4]. Его назначение – развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. В него входят «забавы, не связанные с драматическим действием», их игровая основа заключена в словах и вспомогательных действиях (сечки, голосянки) или только в словах (словесные игры, перевертыши, скороговорки, молчанки, поддевки).
    Неигровой фольклор исследователь делил на три группы: сатирическую лирику, календарный и бытовой фольклор. Каждая группа включала несколько жанров. К календарному фольклору относились детские обрядовые песни, заклички и приговоры; к сатирической лирике – дразнилки, поддевки; к бытовому фольклору – детские сказки, песни, загадки, страшилки.

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Потешки и прибаутки богаты  сравнениями, эпитетами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей; неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок помогают перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.   Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Для детей более старшего возраста предназначен игровой фольклор.

Ольга Иеронимовна Капица отмечала, что детский фольклор является «арсеналом и почвой» русской детской литературы, постоянно питает и обогащает ее [12].Творчество каждого литератора, писавшего для детей, тесно связано с детским фольклором, освоением накопленного в нем опыта. В свою очередь, детские писатели оказывают заметное влияние на детский устно-поэтический репертуар. В нем появляются устные реминисценции произведений, особенно малых форм, созданные профессиональными литераторами. В результате происходит расширение жанров детского фольклора.

Проблема фольклоризма русской детской литературы имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования.

 В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру.

 Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования  патриотических чувств и развития духовности. При работе с детьми следует помнить:

  1. Окружающие предметы должны быть национальными - это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции: в них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
  4. Очень важно ознакомить детей с народной, декоративной росписью.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок по мнению ряда ученых является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей  дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на  мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре  и быть эстетически развитой личностью.

Последнее десятилетие в нашей стране и  во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира.

Поэтому именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с раннего возраста.

Данное пособие разработано с целью приобщения детей к народной культуре.

Объективные предпосылки создания данного методического пособия: незначительное внимание к фольклору, отражающееся в программах и в отношении педагогов к своей работе.

Цель методического пособия: создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, развития музыкальных задатков.

Данная цель требует решения следующих задач:

  • формирование у детей навыков речевой культуры;
  • обогащение и активизация словаря младших дошкольников;
  • развитие умения адекватно воспринимать произведения русского народного творчества;
  • воспитание культурной личности младших дошкольников;
  • развитие творческих задатков учащихся.
  • анализ проблем ознакомления дошкольников с русской культурой;
  • подбор материала для ознакомления детей с русской культурой;

Ожидаемые результаты:

развитие музыкальных задатков, способностей и творческого потенциала детей; развитие речи и словаря младших дошкольников; формирование гармонично-развивающейся личности.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся с помощью следующих видов диагностики:

  • анкетирование родителей;
  • анализ творческих работ;
  • проведение праздников;
  • проведение СОД.

Данное пособие реализуется в соответствии со следующими принципами: обеспечением индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку; формированием чувства коллективизма, а также активности воспитанников. Предполагается широкое применение наглядных и игровых методов обучения.

Более предпочтительная форма обучения варьируется в зависимости от главной дидактической цели, чередуются групповые и индивидуальные формы организации работы.

Методическое пособие способствует:

  1. формированию у детей интереса к познанию народной культуры;
  2. расширению словарного запаса детей;
  3. развитию творческого воображения и эмоциональной отзывчивости;
  4. развитию памяти, творческой инициативы.


Календарно-тематический план методического пособия  

(на 1 учебный год для второй младшей группы)

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Планируемые занятия

Всего

Муз.

зан-я

СОД

Вечера досуга

Раздел 1. Жанры детского фольклора

Тема 1.1. Пестушки.

Тема 1.2. Потешки.

Тема 1.3. Сказки.

Тема 1.4. Загадки.

Тема 1.5. Заклички.

Тема 1.6. Частушки.

Тема 1.7 Игры.

34

6

6

6

2

3

4

4

12

3

2

1

2

2

1

19

3

4

5

1

1

1

2

3

1

1

1

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие

Совместная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность, вечер досуга

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга

Раздел 2. Детский музыкальный фольклор.

Тема 2.1. Колыбельные песни

Тема 2.2. Музыкальные инструменты

11

6

5

6

4

2

4

2

2

1

1

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга

Раздел 3. Народные промыслы.

Тема 3.1.

Игрушка

Тема 3.2. Быт

8

5

3

7

4

3

1

Совместная образовательная деятельность, вечер досуга

Совместная образовательная деятельность

Раздел 4.   Народные праздники.

Тема 4.1. Святки.

Тема 4.2. Ярилин день.

Тема 4.3. Встреча птиц.

Тема 4.4. Масленица.

14

4

2

3

5

5

2

1

2

6

1

2

1

2

3

1

1

1

Совместная образовательная деятельность,  музыкальное занятие, вечер досуга

Совместная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга

Совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, праздник.


  1. Содержание методического пособия «Народная культура»

Раздел 1. Жанры детского фольклора.

Тема 1.1 Пестушки.

Часы, отведённые на изучение темы: 6

Содержание деятельности: ознакомление с пестушками, с их назначением; их использование в деятельности детей; разучивание, пропевание.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие.

Тема 1.2. Потешки.

Часы, отведённые на изучение темы: 6

Содержание деятельности: ознакомление с потешками, использование их в быту и в игре; разучивание.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность.

Тема 1.3. Сказки.

Часы, отведённые на изучение темы: 6

Содержание деятельности: чтение русских народных сказок, обыгрывание одной из них при помощи кукол би-ба-бо.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, вечер досуга.

Тема 1.4. Загадки.

Часы, отведённые на изучение темы: 2

Содержание деятельности: знакомство с детскими загадками, их применение в различных видах совместной деятельности.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие.

Тема 1.5. Заклички.

Часы, отведённые на изучение темы: 3

Содержание деятельности: разучивание закличек на разные темы, применение в различных видах деятельности детей (на прогулке закликаем зиму).

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие.

Тема 1.6. Частушки.

Часы, отведённые на изучение темы: 4

Содержание деятельности: знакомство с частушками, их разучивание.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга.

Тема 1.7. Игры. 

Часы, отведённые на изучение темы: 4

Содержание деятельности: знакомство с народными и музыкально-дидактическими играми; их проигрывание в группе, на музыкальном занятии, на прогулке.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга.

Раздел 2. Детский музыкальный фольклор.

Тема 2.1. Колыбельные песни.

Часы, отведённые на изучение темы:6

Содержание деятельности: знакомство с колыбельной песней, разучивание песен, исполнение под сопровождение и без него, применение песен в играх и в режимных моментах  (тихий час).

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие.

Тема 2.2. Народные музыкальные инструменты.

Часы, отведённые на изучение темы: 5

Содержание деятельности: знакомство с музыкальными инструментами, их осмотр, игра на детских музыкальных инструментах, лепка балалайки, аппликация «Народные музыкальные инструменты», организация выставки продуктов детского творчества (аппликация, лепка).

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга.

Раздел 3. Народные промыслы.

Тема 3.1. Народная игрушка.

Часы, отведённые на изучение темы: 5

Содержание деятельности: знакомство с народной игрушкой, её осмотр, интеграция образовательных областей – лепка из соленого теста дымковской и филимоновской игрушек, украшение узорами плоских моделей игрушек (организация выставки продуктов детского творчества – лепка из разных материалов, аппликация, рисование).

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, вечер досуга.

Тема 3.2. Быт.

Часы, отведённые на изучение темы: 3

Содержание деятельности: изучение жизни людей в прошлом. Рассказ о предметах утвари, о печи, и домашних животных крестьян. Аппликация «Дом крестьянина», «Обед», «Комната», организация выставки продуктов детского творчества.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность.

Раздел 4.   Народные праздники.

Тема 4.1. Святки.

Часы, отведённые на изучение темы: 4

Содержание деятельности: знакомство с праздником, организация вечера досуга, исполнение ранее разученных частушек, загадок и песенок, слушание колядок, их разучивание.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга.

Тема 4.2. Ярилин день

Часы, отведённые на изучение темы: 2

Содержание деятельности: ознакомление с праздником, исполнение песенок, загадок.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность

Тема 4.3. Встреча птиц

Часы, отведённые на изучение темы: 3

Содержание деятельности: ознакомление с народным праздником, подготовка к вечеру досуга, исполнение на прогулке закличек (весенняя закличка «Жавороночки»), лепка из пластилина или соленого теста птиц, организация выставки детских работ.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, вечер досуга.

Тема 4.4. Масленица.

Часы, отведённые на изучение темы: 5

Содержание деятельности: знакомство с праздником масленицы, с днями недели, разучивание песен, песенок, закличек, частушек, потешек и загадок к празднику; лепка или рисование блина – символа Масленицы.

Виды образовательной деятельности с детьми: совместная образовательная деятельность, музыкальное занятие, праздник.

  1. Список литературы:

  1. Воробьева Д.И. Программа «Гармония развития», Санкт-Петербург, ЛГУ, 2002.
  2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства /Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования/> / Гаранина Наталия Константиновна; [Ин-т художеств.образования РАО]. - Москва: 2010. - 21 с.: ил.; 21 см.
  3. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, 1988.
  4. Куприянова Л.Л. «Детский музыкальный фольклор»: пособие для воспитателей.
  5. Неволина В. А.Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: (На прим. Тюмен. обл.): автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.п.н.: спец. 13.00.07 / Неволина Валентина Алексеевна; [Урал. гос. педагог. ун-т]. - Екатеринбург: 2005. - 22 с.; 21 см.
  6. Шанина С.А., Серова Е.Д. 100 скороговорок для развития речи. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  7. Виноградов Г.С. / Детский народный календарь – Иркутск : изд. ВСОРГО, 1924. – 34 с.
  8.  Виноградов Г.С. / Русский детский фольклор – Иркутск: изд. Иркут. секции науч. работников, 1930. – Кн. 1. – 234 с.

 


Приложение 1. Пестушки, потешки, музыкально-дидактические игры, песенки.

Потешки, используемые в совместной образовательной деятельности.

1.Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленькая.

Поди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

2.Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

3.Уж ты, зимушка – зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все пути –

Не проехать, не пройти.

4.Пришла коляда –

Отворяй ворота!

Дайте коровку,

Масляну головку!

5.Наша – то хозяюшка сметливая была,

Всем в избе работушку к празднику дала.

Чашечку собачка моет язычком.

Мышка собирает крошки под окном.

По столу котище лапою скребет.

Половичку курочка веничком метет.

6.Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

7.А тари, тари, тари,

Куплю Маше янари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.

8. Весна – красна!

На чем пришла?

На березе, на сосне,

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке.

Потешки, используемые в быту

1.Аня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла,

Я уж стол накрыла.

2.Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

3.Теплая водичка

Умоет Ане личико,

Пальчики – Антошке,

Пашеньке – ладошки.

4.Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

5.Чище умойся, воды не жалей.

Буду ладошки снега белей.

6.Нюша – конопуша

Час жевала грушу.

Два – умывалась,

Тра – вытиралась.

Нюша к завтраку пошла,

Нюша к ужину пришла.

7.Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

8.Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

9.Мы не любим неопрятных,

Нерасчесанных ребят.

С ними даже поросята

Подружиться не хотят.

10.А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот – еда,

Не осталось ни следа.

11.глубоко и мелок,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

12.Посадим на ложечку

Капусту, картошечку – и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капусты, картошки.

И нет на тарелке – гляди!

13.Я красива, я кругла,

Меня бабушка пекла,

Маслом поливала,

Маком посыпала.

14.Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

15.Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже.

16.Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Песенка про котов

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Колыбельная

Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.

Зайка начал умываться

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо


Курки спели

Курки спели,
Бобы поспели,
Пора запекать,
Оленьке (имя ребенка) давать.


Шершавая мама

Шершавая мама
Шершавому сыну
Гладит и гладит
Шершавую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама слонишкина.


На дубочке

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку...
мультик

Тексты песен  и музыкальных  игр                                                                        

Игра «Тетёра»

Тетёра шла, моховая шла.

По зареченью, по закаменью.

Сама прошла и детей провела,

Само лучшего детеныша оставила.

Игра «Андрей-воробей»

Андрей-воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Не клюй песок, не тупи носок-

Пригодится носок  клевать колосок.

Песенка о Дрёме                                                                                 

Сидит Дрема, сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема, взгляни Дрема,

Взгляни Дрема на народ,

Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема, бери Дрема,

Бери Дрема кого хошь,

Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема, сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет.

Песенка про блины

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины да мастерица.

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.


Малыши-крепыши

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!


Этот пальчик

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!


Этот пальчик

(Перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

Этот пальчик

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.


В этом домике

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.


Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два, Паше - два,
Ване - два, Тане - два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!

Заклички

Прилетайте к нам у в одонушки*
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
"Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко!"

*Одонушки, одонья - большие скирды сена, остающиеся на зиму в полях.

Жаворонки, жавороночки! 
Прилегпите к нам, 
Принесите нам лето теплое! 

Весна, Весна красная! 
Приди, Весна, с радостью, 
С великою милостью: 
Со льном высоким, 
С корнем глубоким, 
С хлебами обильными. 

Жавороночки, Перепелочки! 
Прилетите к нам, 
Принесите нам 
Весную Красную, 
Лето Теплое. 
Зима нам надоела, 
Хлеб наш поела.

Жавороночек на приталинке 
Распевает, распевает, 
Он зовет себе, он зовет себе 
Весну красную, весну красную. 
Не лежать снежкам во чистом поле 
Растопиться, растопиться, 
Во синё море, во синё море 
Укатиться, укатиться.

Жаворонок, жаворонок! 
На тебе зиму, а нам лето! 
На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, 
Принесите нам лето теплое, 
Унесите от нас зиму холодную. 
Нам холодная зима надоскучила, 
Руки, ноги отморозила.

Весна, приди, три угодья принеси! 
Первое угодье - 
В лугах половодье 
Второе угодье - 
Солнце на подворье! 
Третье угодье - 
Зеленое раздолье!


Гори, Солнце, ярче - 
Лето будет жарче! 
А зима теплее, 
А весна милее. 
В лесу вырастут грибы, 
В огороде бобы, 
В поле рожь и ячмень, 
Во саду зелен хмель.

Колядки:

Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!

Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы засилайте,
Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!

Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку!
На окне стоит, на меня глядит.
Подайте блина, будет печь гладка!
Коляда, Коляда, подавай пирога!
Блин да лепешку в заднее окошко!
Новый год пришел, старый угнал, себя показал.
Ходи, народ, солнышко встречать,
Мороз прогонять!

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Сею, вею, посеваю, 
С Новым годом поздравляю! 
На Новый год, на ново счастье 
Уродись пшеничка, 
Горох, чечевичка! 
На поле - копнами, 
На столе - пирогами! 
С Новым годом, 
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка! 

Овсей, Овсей 
Шёл по дорожке, 
Нашёл железце, 
Сделал топорочек 
Ни мал, ни велик, 
С игольные уши;
Срубил себе сосну, 
Наснастил себе мосточек. 

Блин да лепёшка 
На заднем окошке 
Подавай, не ломай, не закусывай! 
У хозяина в дому 
Велись бы ребятки, 
Велись бы телятки, 
Велись бы ягнятки, 
Велись бы жеребятки, 
Велись бы поросятки, 
Велись бы козлятки, 
Велись бы цыплятки, 
Велись бы утятки!

Музыкальные дидактические игры.

По решению задач музыкального воспитания музыкально-дидактические игры можно разделить на следующие группы:

1) музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного восприятия:

«В лесу»

«Кого встретил колобок?»

«Кто в домике живет?»

«Лесенка»

«Найди и покажи»

«Найди маму»

«Три поросенка»

«Узнай бубенчик»

«Лесенка» (3 ступени)

Цель: та же, что в игре «Птица и птенчики»

«Птица и птенчики»

Цель:  Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы)

Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.

Низкие голоса                                Высокие голоса

1 ступень лесенки                        3 ступень лесенки

Медведь                                        Птицы

Птица                                        Птенчики

Коза                                                Козлята

«Веселый кубик»

Цель:  Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

        Кубик детям передай,

        Кто пришел к нам угадай!

Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

2) музыкально-дидактические игры на определение характера и изобразительных возможностей музыки:

«Вертушка»

«До, ре, ми»

«Зайцы»

«Море»

«Слушай внимательно»

«Солнышко и тучка»

«Чья музыка?»

3) музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха:

«Большие и маленькие»

«В лесу»

«Выложи мелодию»

«Лесенка»

«Определи по ритму»

«Как бегают зверята»

Цель:  Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

«Песенки-ритмы»

Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры:  Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка.

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                        цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                        цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                        цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл)Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл) Дили-дон, дили-дон.

4) музыкально-дидактические игры на развитие динамического слуха:

«Море»

«Тихо-громко»

  1. «Барабанщики»

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

  1. «Ноги и ножки»

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры: Воспитатель поет громко:

        Большие ноги шли по дороге:

        Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

  1. «Тихо-громко»

Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:

        У ребяток ручки хлопают,

        Тихо-тихо ручки хлопают,

        Громче хлопают,

        Сами хлопают,

        Вот так хлопают,

        Ну и хлопают.

  1. «Кукла шагает и бегает»

Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.

Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:

        Громко будем мы играть –

        Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть –

Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).

Игра усложняется, если играть индивидуально.

5) музыкально-дидактические игры на развитие ладового слуха:

«Зайцы»

«Слушай внимательно»

«Солнышко и тучка»

6) музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха:

«Узнай какой инструмент звучит»

«Узнай по голосу»

«Угадай, на чем играет зайчик»

Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

«Кто в домике живет»

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

7) музыкально-дидактические игры на развитие жанрового восприятия:

«Слушай внимательно»

8) музыкально-дидактические игры на развитие темпового восприятия:

«Музыкальная карусель»

9) музыкально-дидактические игры на определение формы музыкального произведения:

«Музыкальное лото»

10) музыкально-дидактические игры

на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

2 младшая группа

  1. Весело-грустно

Цель: различать построение музыки

Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант – слушают и изображают мимикой.

«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

  1. Здороваться, прощаться песенкой
  1. Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)
  1. Кто как поет

Цель: Повторение звукоподражания за взрослым

Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

Необходимо отметить, что некоторые игры могут использоваться для решения различных задач музыкального воспитания. Так, например, игра «В лесу» может быть использована как для обучения детей звуковысотному восприятию, так и для развития чувства ритма и тембрового восприятия. В первом случае педагог исполняет низкие и высокие звуки (проигрывает на металлофоне или напевает), во втором прохлопывает ритм «шагов» медведя и зайчика или птички, в третьем он исполняет партии зверушек на различных музыкальных инструментах, например, медведь – барабан, птичка – колокольчик или треугольник и т. д. Таким образом, достигается возможность максимального использования игрового материала.

Музыкально-дидактическая игра, как и любая другая должна иметь свой игровой сюжет, игровые действия и правила игры, которые необходимо соблюдать. Например, в игре «Вертушка» детям предлагают «повращать» вертушку и исполнить знакомую песню, соответствующую изображению в окне вертушки, при этом, тому, кто правильно ответит на вопрос педагога о названии песни, ее характере и т. п. предоставляется право самому «повертеть» вертушку и т. д.

В целях усиления восприятия все музыкально-дидактические игры должны быть ярко, красочно оформлены.

Использование музыкально-дидактических игр дает возможность полнее и шире применять наглядность в музыкальном и эстетическом воспитании дошкольников.

Приложение 2. Разработка примерных планов-конспектов музыкальных занятий с муз.руководителем, вечеров развлечений и совместной деятельности воспитателей и детей второй младшей группы.

План-конспект музыкального занятия (для детей 2 младшей группы).

Цель: создать условия для знакомства с детьми в позитивной атмосфере.

Задачи: познакомиться с детьми, создать положительный настрой, рассказать о предметах, находящихся в зале, и их назначениях.

Материал: красиво оформленная коробка; кукла.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель (м.р.) приходит к детям в группу в первый раз, здоровается с ними, представляется, приглашает их и воспитателя в музыкальный зал. В зале дети вместе с взрослыми рассматривают обстановку: по коврику можно походить, попрыгать, на нем можно постоять, посидеть; на стульях — отдохнуть.

М.р. Смотрите! Вот столик, на нем коробка. Загляну в нее. Там кто-то сидит... (Вынимает из коробки красивую куклу, поднимает ее высоко, чтобы дети могли рассмотреть)

Я, наверно, вам знакома.

Я живу у Тани дома...

С Танечкой хожу гулять.

С Танечкой ложусь в кровать.

И сама без всякой сказки

Закрываю сразу глазки.

Я совсем не растеряша —

Я игрушка, кукла Маша.

Это кукла. Зовут ее Маша. Кукла хочет с вами познакомиться. К кому кукла подойдет, тот ей имя свое назовет. Кукла по очереди “подходит” к детям, побуждая их назвать свое имя, вызывая на контакт. Дети представляются, а музыкальному руководителю повторяет их имена, но в ласкательной форме: Даша —Дашенька, Саша — Сашенька и тд.

М.р. Кукле нравится у нас в гостях, она даже в ладоши захлопала. А вы умеете в ладоши хлопать?

Дети начинают хлопать. Музыкальный руководитель предлагает им похлопать по коленкам, животу, плечам, щекам, бедрам и т.д.

М.р. Ай да молодцы! А сейчас похлопаем в ладоши под музыку, а Маша попляшет.

Ну-ка, Маша, попляши,

           Ай да ножки хороши!

Кукла пляшет под русскую народную мелодию “Полянка” (а/к «Я с комариком плясала»), дети хлопают в ладоши, кукла кланяется.

М.р. Наша Машенька устала,

                  Очень весело плясала,

А сейчас она пойдет

И немного отдохнет.

Уложу ее опять,

Будет Маша отдыхать...

Тихо, тихо, не шумите,

Мою Машу не будите.

Приходите к нам опять, —

Будем с Машей танцевать.

Вам понравилось в музыкальном зале? Здесь живут песенки, пляски, игры, сказки — здесь живет музыка. Приходите сюда слушать музыку. Я вас буду ждать, до свидания!

Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов: гусли».

Цель занятия: создать условия для расширения музыкального кругозора детей, создать условия для развития познавательного интереса к музыке.

Задачи: познакомить детей с музыкальными инструментами,

Используемое оборудование: картины с изображением различных инструментов, картинки с изображением гуслей и гусляров, детские гусли; музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель поет приветствие в мажоре «Здравствуйте, ребята!», дети отвечают также по ступеням мажорного трезвучия «Здравствуйте!».

Муз.рук: Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Посмотрите, сегодня у нас в зале выставка музыкальных инструментов, пройдите по выставке и посмотрите.

Под музыку А.Рубинштейна «Мелодия», дети рассматривают рисунки.

Муз. рук. С давних времен люди слушают музыку, а музыка, как известно, исполняется на музыкальных инструментах. Вот сейчас выберите и назовите знакомые для вас музыкальные инструменты.

Муз. рук. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Он играет на баяне,

На рояле, на гитаре.

Он известнейший талант

Кто же это?

Дети. Музыкант!

Муз.рук. Мы с вами будем музыкантами, давайте посмотрим, как умеют играть наши маленькие помощники-пальцы на инструментах.

Дети исполняют:

Мы пришли и встали, и на дудке заиграли.

Ду-ду-ду…

(Шагают на месте. Имитация игры на дудке.)

Мы пришли и встали, на барабане заиграли.

Тра-та-та …

(Шагают на месте имитация игры на барабане.

Мы пришли и встали на балалайке заиграли.

Ля-ля-ля…

 (Шагают на месте. Имитация игры на балалайке.)

Мы пришли и встали, на гармошке заиграли.

Ти-ли, ти-ли, ти-ли…

(Шагают на месте. Имитация игры на гармошке.)

Муз. рук. Молодцы, ребята! А сейчас подойдите все ко мне.

Дети встают полукругом возле фортепиано.

Муз.рук. Теперь мы разбудим наш голосок и споём попевку «Музыкант».

Попевка «Музыкант».

Дети садятся.

Муз. рук. Я расскажу вам про старинный русский инструмент - гусли. Звончатые гусли - самые давние и самые простые. Давайте посмотрим, какие бывают гусли. (Презентация).

- Самыми первыми исполнителями на гуслях были скоморохи.

Стук в дверь, входит скоморох в руках у него гусли.

Муз. рук. А вот и сам скоморох пожаловал, с гусельками звончатыми.

Скоморох:

Здравствуйте ребята!

Я весёлый удалой,

В гости к вам принёс с собой

Гусли звонкие, яровчатые.

Муз.рук. Покажи нам скоморох, как ты на гуслях играешь?

Скоморох. Я ставлю гусли на колени, и поочерёдно защипываю струны пальцами. Я хожу на праздники, ярмарки, веселю народ, на гуслях играю.

Муз. рук. В далёкие времена так же на праздники приходили певцы-гусляры.

Воспитатель раздаёт детские гусли детям.

- Покажите, как вы будете играть на гуслях? А сейчас я буду играть на фортепиано, а вы на гуслях.

Звучит музыка В.Витлина «Гусли». Ребята играют на гуслях.

Муз.рук. (к скомороху) Тебе, Скоморох, понравилось, как играли дети?

Скоморох. Я заслушался. Какая прекрасная музыка, какие волшебные звуки!

Муз.рук. Ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось на нашем занятии? Давайте попрощаемся со Скоморохом. (Дети прощаются, Скоморох уходит) А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания!

Под музыку дети выходят из зала.

План-конспект вечера досуга-развлечения во второй младшей группе «Едем в гости к бабушке Варварушке».

Цель: создать условия для приобщения к народной культуре.

Задачи:

  • Повторить знакомые потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их.
  • Учить читать их ласково, напевно-протяжно, сохраняя народный колорит чтения, добиваться выразительного чтения.
  • Расширять словарный-запас детей старорусскими словами, оборотами речи.
  • Создать эмоциональное, радостное настроение у детей.
  • Воспитывать интерес к устному народному фольклору.

Наглядный материал:

Макет русской печки, кочерга, ухват, лопатка, чугунок, поленья, макет пруда. Игрушки: уточка, гуси, индюк, голуби, куры, петухи, корова, коза, кот, собачка. Шапочки ободки: собачка, курочка.

Ход занятия:

Дети входят вместе с воспитателем в комнату сказок, их встречает бабуля (одетая в русский национальный костюм).

Бабушка: - Здравствуйте ребятушки, милые внучатки! Вот хорошо, что вы приехали ко мне в гости, как я вам то рада. Проходите, то гости дорогие, да присаживайтесь, то на лавочки!

Бабушка провожает детей на лавочки, сажает их и читает потешку:

Лады, лады, ладушки!

Приехали мы к бабушке,

К нашей милой бабушке,

Бабушке - Варварушке.

Приехали ребятушки

- Милые внучатушки.

Бабушка: Ребятушки! А знаете, живу, то я не одна со мной, со мной живут кошечки, все они разные. Одну зовут Мурка, другую - Мурысонька, да кот Вася. Они мне помогают по хозяйству, мои помощники, без них мне трудно и скучно. Да вот куда-то они попрятались, их сразу, то и не найдешь. Пойду-ка поищу.

Бабушка заглядывает за печку, в трубу в печке, под печку. Зовет кис-кис-кис. Охает, что не может их найти. Заглядывает под лавочку и находит там Мурку. Берет её на руки и поглаживает, она в ответ мурлычет.

Бабуля: - Вот какая проказница, вот куда забралась шустрая, хитрая. Посмотрите, ребятки, какая она пушистая, ласково мурлычет.

Бабушка подходит к детям, они её гладят, кошечка мурлычет в ответ.

Бабушка: - Вот только беда. Любит, то она у меня вертеться под ногами, тереться спинкой, ласкаться, мурлыкать. А я то старенькая плохо вижу, могу через нее упасть.

Киска, Киска, Киска брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Бабушка: - Ребятки, а кто хочет почитать потешку для кошечки, она любит слушать.

Дети читают по желанию потешку. Во время чтения потешки бабушка, присаживается рядом с ребенком и помогает рассказывать, если ребенок затрудняется повторить, всячески поощряет детей.

Бабушка: Ах, какие вы, то молодцы, порадовали меня, рассказали потешки. Мурке очень понравилось, слышите, как она мурлычет. Сейчас мы Мурочку посадим на лавочку пусть посидит с вами рядышком. Бабушка сажает кошечку на лавочку с ребятами.

Игра-танец «Пошел котик на Торжок».

Бабушка: - Интересно, где-же мой кот Васенька, что-то его не видно. Куда он мог спрятаться? Ой, да вспомнила, да ведь он у меня всю ночь мышей ловил, устал наверно, спит где-то. Бабушка зовет кота кис-кис-кис, везде его ищет, зовет по имени, затем подходит к печке и заглядывает на печку за трубу и вынимает от туда спящего кота.

Бабушка: - Вот ты где спишь. Устал мой помощник, всю ночь мышей ловил в чулане, да в погребе. Вот такой ты у меня молодей. Смотрите, ребята, какой он красивый, ловкий, смелый.

Бабушка гладит котика, дает погладить его детям и одновременно читает потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые

Выйдет котик в огород,

Всполошится весь народ.

И петух, и курица

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Бабушка предлагает детям повторить потешку по желанию. Во время чтения детьми потешки, бабушка помогает им, создавая непринужденную атмосферу.

Бабуля: - Ребятки, какие вы молодцы, как хорошо читаете потешки и коту Васе понравилось. Ну, вот сейчас я положу его на печку, пусть спит, ведь ему всю ночь мышей ловить, пусть спит.

Бабушка укладывает кота на печку, ласково с ним разговаривает с ним

разговаривая, называет его умницей...

Колыбельная песня «Котя, котенька-коток»

Вдруг за печкой кто-то скребется и чем-то, шуршит.

Бабушка: - Ой-да, кто же это там у меня скребется за печкой, неужто опять мыши. Какой же это мышонок обхитрил моего котика?

Бабушка подходит к печке, прислушивается, открывает верхнюю заслонку и вынимает от туда мышонка (музыкального).

Бабушка: - Ах ты, проказник, вот ты какой хитрый, шустрый, вот, то куда ты забрался, спрятался. Перехитрил моего Васеньку-то.

Мышонок поет песенку-частушку:

Я веселый и шкодливый

Как и вся моя родня.

Утащу кусочек сыра,

Не догонишь, ты меня.

Бабушка: - Ребятки, а мышонок не только песни поет, он любит играть и приглашает поиграть в игру «Кот и мыши».

Дети вместе с бабушкой встают в хоровод и поют песенку:

На лежанке дремлет кот

Мыши водят хоровод.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька - кот,

Разобьем ваш хоровод.

Пи-пи, пи, пи-пи - (мыши)

Вот проснулся Васька кот (ведущий).

Мяу, мяу (кот)

Игра повторяется 3-4 раза.

Бабушка: - Как мы хорошо, то с вами поиграли. Мышонок нас развеселил. Мы его отпустим. Ну-ка иди под печку греться. Бабушка отпускает мышонка. Дети садятся на лавочки.

Загадки.

Бабушка: - Вот ума не приложу, куда подевалась моя

Кисонька - Мурысонька. Что-то ее не слышно и не видно, наверно «набедокурила», напроказничала. Бабушка идет ищет везде кошечку, зовет ее кис-кис-кис, Мурысонька. Раздается мяуканье за печкой, бабушка подходит, заглядывает за печку и достает Мурысоньку (белого цвета).

Бабушка: - Ребятки, посмотрите какая она у меня беленькая, пушистенькая. Ой, да она у меня в чем-то испачкалась, где-же, то она была и что делала?

Кошечка: - В муке испачкалась.

Бабушка читает потешку, обыгрывает ее.

- Кисонька - Мурысонька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька - Мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

- Кисонька - Мурысонька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька - Мурысонька,

С кем прянички ела?

- Одна.

Не ешь одна! Не ешь одна!

- Делись с детками.

Бабушка: - Ребятки, а кто хочет поиграть с киской - Мурыськой?

Дети выходят по желанию (инсценировка потешки).

После инсценировки детьми потешки, бабушка хвалит детей и сажает их на лавочки.

Бабушка: - Ребята, а кисонька мне сказала, что прянички, то она не съела, а для вас пекла и оставила их в печи.

Бабушка вынимает из печки и угощает детей, благодарит кошечку за заботу, называет ее помощницей, умницей. Благодарит детей, что приехали в гости.

Бабушка провожает детей в группу.

План-конспект вечера досуга для младших дошкольников «Как у наших у ворот».

Тема: «Как у наших у ворот».

Цель: создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству.

Задачи:        

1. Повторить и закрепить знание детьми фольклорных произведений;

2. Учить детей правильно пользоваться родным языком, обогащать речь детей образными выражениями;

3. Вызвать у детей радость от слушания знакомых потешек, песенок и желание использовать их в самостоятельной творческой деятельности и повседневной жизни;

4. Развивать умение инсценировать потешки.

Предварительная работа:

Чтение, заучивание, обыгрывание потешек, песенок.

Объяснение значения новых слов.

Выставки книг, рисунков по теме детского фольклора.

Костюмы и атрибуты:

Костюм Бабушки-Арины, атрибуты для детей: девочки – косынки, русские народные сарафаны; мальчики – кепки с цветком, косоворотки, шапочки персонажей для обыгрывания потешек, игрушка– Кот Мурыч.

Декорации:

Макет деревенской улицы: домик, дерево, забор, ведра деревянные, лавочка, ширма с изображением леса, луга, лошадка с телегой, «дед Егор», мельница и др.

Ход развлечения

Дети под народную мелодиювходят в группу, оформленную в русском народном стиле (девочки в русских народных сарафанах впереди, мальчики в косоворотках идут за ними).

Ведущий: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Девочки:Девочки хорошие (руками разводят,

Мальчики:Мальчики пригожие.

Ведущий: А скажите-ка ребята!

Кто всегда к нам в гости приходил?

Картинки, книжки приносил?

Читать потешки нас учил,

В забавных играх веселил?

Дети: Кот Мурыч!

Ведущий:А вот и кот Мурыч (берет в руки мягкую игрушку кота. В это время в записи раздается голос кота Мурыча) .

Кот Мурыч:Мур-мур-му-уу-р!

Здравствуйте, честной народ!

Вас рад видеть Мурыч-кот.

Спасибо, что пришли сюда,

Вы, отложив свои дела.

Как у наших у ворот,

Собрались детишки вот!

Песни запевают,

Игры затевают!.

А я рядом посижу,

Развлеченье погляжу,

Детушки, прошу я вас

Уж, порадуйте всех нас!

Ведущий:Кот Мурыч наши малыши порадуют тебя своими потешками (все дети садятся на лавочки, а 4 ребят остаются и читают потешки)

1ребенок:Мы потешек много знаем

Очень часто вспоминаем,

Ведь на улице всегда

Без закличек никуда.

2 ребенок:Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

Опушечка бобровая,

Маша чернобровая.

3 ребенок:Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи.

Дам тебе ложку

Хлебай понемножку!

4 ребенок:Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Ведущий:Молодцы ребята! Понравились тебе потешки кот Мурыч? (далее обращает внимание детей на «грядку» где растет огуречная семья: мама, папа и сынок-огуречик) .

Загляните в огород

Кто на грядочке живет?

Дети: Огурчики.

Ведущий: (обращаясь к кому-либо из детей) Расскажи, о чем просила мама-огурчик своего сыночка?

Ребенок:Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ведущий:Дети, а как папа-огурец просил своего сыночка не ходить на тот конечик?

Дети:Хором повторяют потешку читая ее низким голосом и грозя пальчиком.

Мышка: (в норке показывается игрушка мышки) Пи-пи-пи.

Ведущий:Послушайте, мышка приглашает вас поиграть в игру «Мыши водят хоровод».

(Выбирают одного ребенка на роль кота, остальные дети-мыши и проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод»)

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Разобьет весь хоровод.

Ведущий:Молодцы! Какой замечательный у нас сегодня кот. Кот Васька, а дети знают про тебя потешку.

Дети:(читают хором потешку «Как у нашего кота» выполняя движения в соответствии с текстом)

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

раздается стук в дверь, входит бабушка Арина с внучкой Катюшкой, девочка из старшей группы) .

Бабушка Арина: Здравствуйте, дети, милые мои ладушки,

Здравствуйте, гости желанные.

Прослышала я, что кот Мурыч учит вас потешки сказывать, да песенки спевать. Вот и пришли мы с внучкой на праздник послушать вас. Да пока шли, внучка моя, Катюшка замаралась. Что же делать?

Дети:Умыться.

Бабушка Арина:Чем умыться?

Дети:Водичкой!

Бабушка Арина:Где водичку взять?

Дети:В кране.

Бабушка Арина:Если в кране нет воды?

Дети:В колодце.

Бабушка Арина:Кто Кате поможет,

Кто ее умоет?

(Выходят 2 ребенка помогают внучке умыться, сопровождая действия чтением потешки)

1, 2 ребенок:Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Бабушка Арина:Спасибо! Чистая Катя, вот еще бы волосы причесать.

Ведущий:А, наши мальчики– хорошие парикмахеры! Выходите мальчики

(выходят три мальчика, садят внучку Катю на стульчик перед зеркальцем и читая потешку, причесывают ее) .

Мальчики-парикмахеры:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Бабушка Арина:Ай да молодцы мальчишки!

(в это время слышится звук скачущей лошади)

Кто это к нам скачет?

Дети:Лошадка.

Бабушка Арина:Покажите, как лошадка скачет?

(Дети имитируют движения скачущей лошадки. Из-за ширмы появляется лошадка, запряженная в телегу)

Б. А: Вот какая лошадка к нам на праздник прискакала. А какую потешку мы знаем про лошадку? Прочти ее (обращается к ребенку)

Ребенок: Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Бабушка Арина:А мы с вами ребята поедем на лошадке на мельницу.

(дети садятся в телегу и под русскую народную музыку отправляются в путь)

Бабушка Арина:Посмотрите куда мы приехали?

Дети: На мельницу

Бабушка Арина:Что на ней делают?

Дети: Муку!

Бабушка Арина:Кто крутит мельницу?

Дети: Ветер.

Бабушка Арина:Давайте подуем и создадим сильный ветер мельница и заработает!

(дети дуют, мельница медленно, потом быстрее начинает крутить крыльями). Молодцы! Посмотрите, кто это с мельницы идет? Узнали? (подходит ребенок в костюме кошечки)

Дети: Кисонька-Мурысенька!

Бабушка Арина:Здравствуй, кисонька!

Подходите дети, подходите

Кисоньке вопросы зададите

(проводится игра-диалог по потешке «Кисонька-мурысенька»)

1 ребенок:Кисонька – мурысенька,

Где ты была?

Кисонька-мурысенька: На мельнице.

2 ребенок: Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

Кисонька-мурысенька: Муку молола.

3 ребенок: Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

Кисонька-мурысенька: Прянички.

4 ребенок: Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

Кисонька-мурысенька: Одна.

Дети все вместе: Не ешь одна! Не ешь одна!

(дети «грозят» пальчиком)

Бабушка Арина:Пойди, кисонька, еще напеки

Да ребяток угости!

Бабушка Арина:Пока кисонька пошла прянички печь я приглашаю вас к моему плетню отдохнуть, да и сценку посмотреть.

(выходят дети, переодетые в зверей и проводят инценировку)

1 ребенок: Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Лиса:Похвалялася лиса:

Всему свету я краса!

Заяц:Похвалялся зайка:

Поди, догоняй-ка!

2 ежа: Похвалялися ежи

Наши шубы хороши.

Медведь:Похвалялся медведь

Могу песни я петь. (рычит мм-м)

Бабушка Арина:Детушки, а вы умеете петь песни?

Дети: Да!

Бабушка Арина:Что за славный денек.

Собирайтесь в хоровод!

Станем кругом ходить

Да весну веселить!

И гостей мы приглашаем,

В нашу пляску зазываем!

Исполняется хоровод «Ходит Ваня»

Дети:Ходит Ваня

Ходит Ваня

Посреди кружочка

Посреди кружочка

Ищет Ваня

Ищет Ваня

Для себя дружочка

Для себя дружочка

Нашел Ваня

Нашел Ваня

Для себя дружочка

Для себя дружочка.

Ведущий: Молодцы, ребята!

Вот закончилось гулянье,

Всем спасибо за старанье!

Вы послушайте народ.

Что нам скажет Мурыч-Кот! (берет Кота-Мурыча наруки)

Голос кота: Похвалю я всех детей

Потешили вы гостей

Слушали внимательно,

Пели так старательно.

И красиво танцевали,

И так дружно все играли.

Рассказали вы потешки

Выразительно, без спешки.

Читать громко научились

И сегодня отличились!

В общем, Вас учил не зря,

Спасибо, Вам, мои друзья!

Постарались от души

Молодцы, вы, малыши! Всегда весело живите

Вот гостинцы получите!

(Кот-Мурыч, и кисонька угощают детей, гостей конфетами, пряниками. Дети благодарят, а ведущий приглашает всех на чай).

Вечер развлечения для детей младшей и средней группы «Солнечная карусель».

В конце апреля по народным традициям на Руси проводились широкие празднества-Ярилины игры. Люди готовились к работам на пашнях, к посевной, а перед этим, на уже оттаявших полях устраивался праздник с представлениями, состязаниями, хороводами и играми (к обручу по количеству детей привязываются ленточки разного цвета длиной 1-1.2 метра, получается яркая "карусель").

Ведущий: -Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня прямиком шлепает по лужам.

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить снега бархатом зеленым.

Ребенок:-Весна-Красна пришла-тепло принесла!

Есть нечего, да жить весело!

Цветы цветут-соловьи поют!

Ведущий:-На реке поднялся лед,

Скоро в путь отправится,

И Весна-Красна идет,

Детям улыбается!

Наши дети солнце ждут-

Солнцу песенку поют!

(песня"Кап-кап, капельки, золотые сабельки")

Ведущий:-Весной ярко светит солнышко, греет землю и всех, кто живет на земле. Давайте позовем солнышко, пригласим его к нам в гости!

-Чем Весна-Красна красна?

1 реб. :Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком.

2 реб. :-Пахарем в поле, птицей на воле,

Небом ясным, светлым, прекрасным!

Дети:-Гори солнце ярче, лето будет жарче,

А зима теплее, а весна милее! Сол-ныш-ко!

(под фонограмму "Оранжевое солнце"выбегает Солнышко)

Солнышко:-Здравствуйте, ребятки!

Я по небу гуляю теплом всех одаряю.

Солнце катится по небу, словно желтый мячик,

Солнцу радуются все-девочки и мальчики!

Мой любимый месяц-ласковый апрель!

Приглашаю вас, ребята, всех на карусель!

(проводится игра с обручем"Еле-еле, еле-еле, закружились карусели")

Солнышко:-Как на нашей карусели покататься птицы сели (загадывает загадку) -Угадайте, что за птица скачет по дорожке?

Кошки не боится- собирает крошки.

А потом на ветку -прыг и чирикнет "Чик-чирик".

Дети отвечают.

Солнышко:-Погляжу на воробья- весело качается,

Понимаем он и я, что зима кончается!

(проводится игра "Воробей")

Ведущий:-Воробей воду пьет, (дети-"воробьи" прыгают на обеих

Скачет у колодца, ногах)

А к нему из ворот рыжий кот крадется.

Воробей, не зевай, (грозят пальчиком)

В луже не купайся,

Ты скорее улетай,

От кота спасайся! (дети убегают от "кота"-водящего)

Ведущий:-Отгадайте-ка, ребятки, вы про птиц еще загадки!

1) -Он соло пел среди ветвей, певца назвали. (соловей)

2) -У дупла листок пришпилен, а живет там дядя. (филин)

3) -Взад-вперед по пашне вскачь. а зовется птица. (грач)

4) -Плотник с острым долотом строит дом с одним окном. (дятел)

5) -Кто на елке на суку счет ведет"Ку-ку! " (кукушку)

6) -Прячьтесь, куры, в небе ясном черной тенью кружит. (ястреб)

Солнышко:-Сели куры на насесте,

Загалдели куры вместе:

"Солнце светит, ко-ко-ко! Жить чудесно и легко!

(ритмическая игра"Курочки-рябушки"- дети по ритмо-схеме прохлопывают ритмический рисунок:2 восьмые и четверть.)

-Наши курочки-рябушки

По двору гуляли

И цыпляточек своих

Громко-громко звали!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Вот червяк, а вот насест,

Тот, кто первый, тот и сьест!

Ам. ам, ам!

(танец"Брысь, кот! "(дети бегут врассыпную, слегка помахивая руками)

1) -Пляшут куры, петухи и цыпляточки-пушки

Пляшут куры, петушки и цыпляточки-пушки.

Пр-ев:-Брысь, кот. уходи!

К нам во двор не заходи! (топают ногой и грозят пальцем)

2) -Стали куры убегать, стали крыльями махать!

Всполошились, закружились, петушки распетушились!

(курочки кружатся, петушки ходят, высоко поднимая ноги, машут крыльями)

Солнышко:-А у бабушки и деда чижик во дворе живет,

Как он зернышек наестся, то танцует и поет.

(исп. танец"Чижик-пыжик")

Солнышко:-Танцевали мы и пели, а теперь на карусели!

Прокатитесь, покружитесь! Ну-ка, веселей садитесь!

Как на нашей карусели прокатиться дети сели!

(игра"Карусели")

Ведущий:-Прибежал к нам в гости зайка (показывает на мальчика в "ушках")

-С нами, зайка, поиграй-ка!

(игра"Заинька серенький")

-Заинька серенький( "зайка"скачет в кругу, дети идут вокруг него

Заинька беленький, в хороводе, поют)

Некуда заиньке выскочить( "зайка"пытается выскочить, дети опускают

Некуда заиньке выпрыгнуть. руки, не выпуская его)

Здесь города турецкие, (разводят руки широко в стороны)

Замочки немецкие (поднимают руки вверх)

Ну-ка, зайка, скоком-боком, (хлопают, "зайка"танцует)

Перед нашим хороводом.

Ну-ка, зайка, повернись,

Кого любишь, поклонись, ("зайка" выбирает ребенка, кланяется ему)

Еще поцелуйся- ("целуются" щечка к щечке)

Больше не балуйся! (Стоящие в кругу машут им пальчиком)

(ребенок, выбранный "зайкой" получает "ушки" и становится водящим)

Ведущий:-Спасибо, зайка! Спасибо, Солнышко!

С вами мы играли, развлекались,

И на карусели покатались!

Мы вам песенку споем

Солнечным весенним днем!

(песня "Есть у солнышка друзья"Е. Тиличеевой)

Солнышко:-Вот теперь пора нам уходить,

За цветами, травами следить,

Чтоб они росли и распускались,

Соками земными наливались!

Каждый день, мои друзья,

Ждите в гости вы меня!

(Солнышко угощает детей " солнечными" конфетками и уходит под музыку. Повторяется игра"Карусели")

Ведущий: -Вот и праздник наш кончается,

Карусели закрываются!

Сценарий праздника для младших дошкольников «Вот пришла коляда».

Тема праздника: Вот пришла коляда.

Праздник разработан для второй младшей группы.

Цели: создать условия для:

1. Внедрения в жизнь детей народного устного и музыкального творчества.

2. Приобщения малышей к веселому, радостному настроению.

3. Активизирования действий детей с помощью игровых и сюрпризных моментов праздника.

4. Активизирования их пения и движения.

Ряженые (Роль ряженных выполняют родители детей) .

1. Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

2. Как зашли мы, зашли

Да в хорошую хату.

Здравствуйте, ребята!

3. Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем

С Новым годом поздравляем.

4. Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идет

Да всем поклон шлет!

Хозяев знает, добром величает.

5. А как первая звезда, имя воспитателя.

6. А вторая звезда-имя воспитателя.

7. А третья звезда-помощница ваша - имя воспитателя.

8. А деточки-то, тоже наши звездочки. Один другого краше.

Все вместе : Слава вам! Слава!

9. Прикатила коляда,

Коляда-то молода, у-у-у-х!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить

Да ребят веселить.

Хоровод детей и родителей «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Звучит музыка метели (Имитация) .

Метель: А-й, сколько гостей!

Здравствуйте, красны девицы, здравствуйте, добры молодцы. Пролетала мимо, решила к вам на праздник заглянуть. Метель читает стихотворение.

Стихотворение

Константин Бальмонт «Снежинка».

Метель говорит: А посмотрите сколько снежинок у меня, хотите потанцевать.

Танец снежинок, исполняют дети и метель.

Заяц: Я зайчишка беленький,

А бываю серенький,

Мои лапки хороши

Пусть попляшут со мной малыши.

Песня –игра «Заинька топни ножкой», русская народная песня.

Колядовщики.

1. А не пора ли вам, хозяюшки, колядовщиков одарить?

2. Не скупитесь, поделитесь щедро всем распорядитесь.

Воспитатель. Как не одарить таких веселых гостей, вот вам наши угощения горстка конфеток да горстка пятачков, чтобы весь год был сытый и веселый.

Колядовщики.

Ну спасибо, хозяюшки, уважили. Коли вы так добры, дарим вам подарки мы. Мы вам их напекли, а вы уж их с чаем отведайте.

Конспект проведения праздника Масленицы в детском саду  

Цель: создать условия для активизации словаря детей; для продолжения знакомства с праздниками;

Задачи: 

  • Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение.
  • Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.
  • Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Оборудование: народные костюмы, атрибуты (платочки, кепки, фартуки, колпаки), наглядно-демонстрационный материал.

Ход праздника:

  1. Пританцовывая под музыку «Калинка», дети входят в группу, здороваются с гостями и приглашают всех на широкую Масленицу.
  2. Вопросы детям:

- Дети, какое, сейчас, время года?

- Какие вы знаете зимние месяцы?

- А стихи вы знаете о зиме?

(чтение стихов: И. Сурикова «Зима», Прокофьева «Зимушка-зима»).

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)

- Что это за праздник?

(Это время, когда зима встречается с весной. Дети дают название каждому дню недели и объясняют его значение).

- Что является символом Масленицы? Почему?

- Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

  1. - А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми. (Дети исполняют русскую народную песню «А мы масленицу дожидались»)
  2. Вопросы детям:

- А что произойдет весной в природе?

(Растает последний снег, появятся первые листочки и цветы, прилетят перелетные птицы).

- Послушайте, как об этом времени года говорит поэт Федор Тютчев «Зима недаром злится... »

Загадывание загадок о зиме и весне

«Птица-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром».  (зима)

«Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая».  (зима и весна)

«Красна девица идет,

Ясно солнышко ведет,

А старушка-холодушка

Перед ним пятится,

В глушь лесную прячется».  (весна)

  1. - Давайте пригласим наших гостей и поиграем с ними в народную игру «Ручеек».
  2. Русская народная песня: «Блиночки мои»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Методическое пособие Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку

Методическое пособие Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку. 1) Подбор художественной литературы2) Конспекты 3) Тренинги для детей4) Работа с родителями...

«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

     Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...

Учебно - методическое пособие (ЛЭПБУК) для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения».

Актуальность данного пособия обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече ...

Методическое пособие для воспитателей "Детям о профессиях"

   Предлагаемое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, призвано помочь педагогу в работе по формированию представлений детей о назначении и роли профессий в жи...