Главные вкладки

    Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики.
    консультация (старшая группа) на тему

    Шашкова Светлана Александровна

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Правильная речь ребенка – это всегда радость для родителей.

    На самом деле, от первого прозвучавшего слова из уст малыша до полноценно поставленной речи должен пройти немалый период времени, который порой требует существенных усилий, как от ребенка, так и от его родителей. Ведь для того, чтобы научиться выговаривать более сложные звуки и произносить слова, губы и язык ребенка должны быть сильными и гибкими, а также уметь сохранять необходимо положение для того, чтобы ребенок без усилий смог правильно озвучивать свои мысли.

    Правильное речевое развитие является главным в дальнейшем развитии ребенка и его умении общаться со сверстниками и взрослыми.

    Чтобы помочь Вам в этом, предлагаем познакомиться с упражнениями для языка и губ, так называемой артикуляционной гимнастикой.

    Конечно, это не совсем гимнастика в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот термин. Это не физические нагрузки, а упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, помогающие ребенку правильно воспроизводить речь взрослых. Занимаясь с ребенком этими нехитрыми упражнениями, Вы получите удовольствие от такого веселого времяпрепровождения, а ребенок будет просто в восторге. Вскоре он сам будет начинать упражнения, и призывать Вас повторить, проконтролировать, поиграть вместе.

    Этот вид гимнастики лучше выполнять перед зеркалом. Кроме безудержного веселья, гримасничание перед зеркалом дает возможность малышу осознать свои действия и выполнить движения правильно. Упражнения можно придумывать самим. Здесь приведены лишь базовые артикуляционные фигуры, на основании которых можно развивать новые и новые.

    Когда нужны упражнения

    артикуляционной гимнастики?

    Чтобы помочь ребенку быстрее приловчиться к произношению сложных звуков и существует артикуляционная гимнастика для малышей, которая является необходимой в нескольких случаях:

    1. Когда у ребенка наблюдаются серьезные отклонения в звукопроизношении на основе речевых дефектов.

    2. Когда звукопроизношение у ребенка хоть и верное, но вялое.

    3. Когда необходимо произвести формирование речевого слуха.

    Однако не стоит бежать сразу к логопеду, если ребенок в два года еще не выговаривает какие-то звуки, ведь согласно установленных норм, дети

    до 3 лет могут смягчать звуки, сокращать трудные слова или переставлять слоги. Когда же проблема с речью продолжается дальше, тогда ребенка необходимо показать специалистам – стоматологу, логопеду и неврологу.

    Основные артикуляционные упражнения

    Артикуляционная гимнастика для малышей считается отличным методом, позволяющим за короткое время достичь отличных результатов, обнаружив и подкорректировав отклонения в речевом развитии ребенка. Специалисты выделяют несколько основных направлений артикуляционной гимнастики:

    1. Упражнения для губ, например, «Трубочка», «Забор», «Пятачок» и «Лошадка»;

    2. Упражнения для щек и губ – «Хомячок» или обычное похлопывание по щекам;

    3. Упражнения для языка - «Часы», «Качели», «Варенье».

    Своевременное выявление проблемы и обращение к специалисту поможет в решении речевых дефектов

    Нормы произношения звуков

    Для выполнения большинства упражнений артикуляционной гимнастики малыша не обязательно водить к специалисту, ведь все это можно проводить и дома, например, в виде игры.

    Важно помнить только об основных нормах, на которые стоит опираться. То есть, в возрасте 1-2 лет малыш должен без проблем произносить основные звуки: «А», «О», «П», «Б» и «М».

    У детей в возрасте от 2 до 3 лет буквенный запас несколько расширяется и содержит в своем составе следующие звуки: «И», «В», «Ф», «Д», «К», «Н», «Х» и «Г».

    А вот дети постарше, начиная от 3 и до 5 лет, должны уметь выговаривать и такие звуки, как «С», «Ц», «Ш», «Ч», «Ж», «Щ», «Р» и «Л».

    • Выполнять артикуляционные упражнения можно с раннего детства, развивая подвижность и гибкость языка и губ ребенка

    • Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день с помощью артикуляционной гимнастики, его можно научить выговаривать все звуки родного языка.

    Старайтесь придерживаться следующих советов:

    • Маленьким детям целесообразно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, им нужно видеть, результаты своих действий – куда класть язычок, например, получается ли действие, как на картинке.

    • Артикуляционную зарядку нужно проводить каждый день, чтобы навыки закреплялись.

    • Длительность занятия – 3-5 минут, но можно делать 2-3 раза за день.

    • После еды артикуляционной гимнастикой заниматься нельзя.

    • Упражнения лучше проделывать сидя.

    Помогайте детям в развитии чистой и отчетливой речи, а артикуляционная гимнастика в картинках поможет вам в этом.

    Рекомендации по организации и проведению

    артикуляционной гимнастики

    Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо: зеркало, игровой момент, сказочный герой и хорошее настроение.

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомит детей с новым упражнением, например, упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлесон, который любит варенье.

    2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

    следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица

    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

    Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

    5. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

    Игровых приемов великое множество.

    Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу. Поможем вместе детям научиться правильно и четко говорить.

    Будем с язычком дружить,

    Звуки внятно говорить!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsult_dlya_rodit.docx17.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Правильная речь ребенка – это всегда радость для родителей.

    На самом деле, от первого прозвучавшего слова из уст малыша до полноценно поставленной речи должен пройти немалый период времени, который порой требует существенных усилий, как от ребенка, так и от его родителей. Ведь для того, чтобы научиться выговаривать более сложные звуки и произносить слова, губы и язык ребенка должны быть сильными и гибкими, а также уметь сохранять необходимо положение для того, чтобы ребенок без усилий смог правильно озвучивать свои мысли.

    Правильное речевое развитие является главным в дальнейшем развитии ребенка и его умении общаться со сверстниками и взрослыми.

    Чтобы помочь Вам в этом, предлагаем познакомиться с упражнениями для языка и губ, так называемой артикуляционной гимнастикой.

    Конечно, это не совсем гимнастика в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот термин. Это не физические нагрузки, а упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, помогающие ребенку правильно воспроизводить речь взрослых. Занимаясь с ребенком этими нехитрыми упражнениями, Вы получите удовольствие от такого веселого времяпрепровождения, а ребенок будет просто в восторге. Вскоре он сам будет начинать упражнения, и призывать Вас повторить, проконтролировать, поиграть вместе.

    Этот вид гимнастики лучше выполнять перед зеркалом. Кроме безудержного веселья, гримасничание перед зеркалом дает возможность малышу осознать свои действия и выполнить движения правильно. Упражнения можно придумывать самим. Здесь приведены лишь базовые артикуляционные фигуры, на основании которых можно развивать новые и новые.

    Когда нужны упражнения

    артикуляционной гимнастики?

    Чтобы помочь ребенку быстрее приловчиться к произношению сложных звуков и существует артикуляционная гимнастика для малышей, которая является необходимой в нескольких случаях:

    1. Когда у ребенка наблюдаются серьезные отклонения в звукопроизношении на основе речевых дефектов.

    2. Когда звукопроизношение у ребенка хоть и верное, но вялое.

    3. Когда необходимо произвести формирование речевого слуха.

    Однако не стоит бежать сразу к логопеду, если ребенок в два года еще не выговаривает какие-то звуки, ведь согласно установленных норм, дети

    до 3 лет могут смягчать звуки, сокращать трудные слова или переставлять слоги. Когда же проблема с речью продолжается дальше, тогда ребенка необходимо показать специалистам – стоматологу, логопеду и неврологу.

    Основные артикуляционные упражнения

    Артикуляционная гимнастика для малышей считается отличным методом, позволяющим за короткое время достичь отличных результатов, обнаружив и подкорректировав отклонения в речевом развитии ребенка. Специалисты выделяют несколько основных направлений артикуляционной гимнастики:

    1. Упражнения для губ, например, «Трубочка», «Забор», «Пятачок» и «Лошадка»;

    2. Упражнения для щек и губ – «Хомячок» или обычное похлопывание по щекам;

    3. Упражнения для языка - «Часы», «Качели», «Варенье».

    Своевременное выявление проблемы и обращение к специалисту поможет в решении речевых дефектов

    Нормы произношения звуков

    Для выполнения большинства упражнений артикуляционной гимнастики малыша не обязательно водить к специалисту, ведь все это можно проводить и дома, например, в виде игры.

    Важно помнить только об основных нормах, на которые стоит опираться. То есть, в возрасте 1-2 лет малыш должен без проблем произносить основные звуки: «А», «О», «П», «Б» и «М».

    У детей в возрасте от 2 до 3 лет буквенный запас несколько расширяется и содержит в своем составе следующие звуки: «И», «В», «Ф», «Д», «К», «Н», «Х» и «Г».

    А вот дети постарше, начиная от 3 и до 5 лет, должны уметь выговаривать и такие звуки, как «С», «Ц», «Ш», «Ч», «Ж», «Щ», «Р» и «Л».

    • Выполнять артикуляционные упражнения можно с раннего детства, развивая подвижность и гибкость языка и губ ребенка

    • Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день с помощью артикуляционной гимнастики, его можно научить выговаривать все звуки родного языка.

    Старайтесь придерживаться следующих советов:

    • Маленьким детям целесообразно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, им нужно видеть, результаты своих действий – куда класть язычок, например, получается ли действие, как на картинке.

    • Артикуляционную зарядку нужно проводить каждый день, чтобы навыки закреплялись.

    • Длительность занятия – 3-5 минут, но можно делать 2-3 раза за день.

    • После еды артикуляционной гимнастикой заниматься нельзя.

    • Упражнения лучше проделывать сидя.

    Помогайте детям в развитии чистой и отчетливой речи, а артикуляционная гимнастика в картинках поможет вам в этом.

    Рекомендации по организации и проведению

    артикуляционной гимнастики

    Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо: зеркало, игровой момент, сказочный герой и хорошее настроение.

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомит детей с новым упражнением, например, упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлесон, который любит варенье.

    2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

    следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица

    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

    Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

    5. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

    Игровых приемов великое множество.

    Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу. Поможем вместе детям научиться правильно и четко говорить.

    Будем с язычком дружить,

    Звуки внятно говорить!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

    Значение артикуляционой гимнастики, рекомендации родителям по проведению гимнастики. Упражнения для язычка с картинками и стихами из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика"...

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....

    Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики

    Правильное речевое развитие является главным в дальнейшем развитии ребенка и его умении общаться со сверстниками и взрослыми. Чтобы помочь Вам в этом, предлагаем познакомиться с упражнениями для ...

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен ...

    Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

    Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики...