Рабочая программа для средней группы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Рябцева Юлия Александровна

Данная рабочая программа разработа на учебный год 2015-2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_-_teremok_ds_281_2015.doc464.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад №281 комбинированного вида»

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                                                                   Заведующий МКДОУ д/с № 281

_________ Г.И. Бугеро

«___» _____________ 201__ г.

Введено в действие приказом

от __________ № ___

Рабочая программа

        

группы общеразвивающей  направленности

для детей от4 до 5 лет «Теремок»

2015-2016 учебный год

                                                           Ф.И.О, должность автора (авторов)

                                                          Воспитатель: Боброва  Ольга  Петровна

Воспитатель: Рябцева Юлия Александровна

Принято педагогическим советом

Протокол от __________ №

г. Новосибирск, 2015 год


Содержание

Содержание

Страницы

I.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.1.1

Нормативно-правовые основы программы, обоснование специфики её содержания.

1.1.2

Цель и задачи образовательной программы

1.1.3

Временная продолжительность и срок реализации программы

1.1.4

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

1.1.5

Особенности семей воспитанников

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

II.

Содержательный раздел

2.1

Модель организации образовательного процесса в группе.

2.2.

Модель организации совместной деятельности воспитателя с детьми

2.3

Планирование работы с детьми в группе

2.3.1

Перспективное комплексно-тематическое планирование

2.3.2

Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

2.4

Формы, методы и средства реализации программы, способы поддержки детской инициативы

2.5

Взаимодействие с семьей, социумом

2.6.

Планирование образовательного процесса по программам ДОУ

(Часть, формируемая участниками образовательных отношений)

III.

Организационный раздел

3.1.

Проектирование образовательного процесса

3.1.1

Режим дня

3.1.2.

Учебный план.

3.1.3

Максимально допустимый объем нагрузки.

3.1.4

Расписание ННОД.

3.1.5

Циклограмма образовательной деятельности вне ННОД.

3.1.6

Режим двигательной активности.

3.1.7

План профилактической оздоровительной работы.

3.2.

Методическое, материально-техническое обеспечение программы:

3.2.1

Технологии, методическая литература;

3.2.2

Наглядные дидактические пособия (иллюстрации, репродукции, схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи и т.п.);

3.2.3

Технические средства (звуковые, визуальные, экранные, аудио-визуальные (теле-, видеоаппаратура и др.); оборудование;

3.2.4

Организация развивающей предметно-пространственной среды.  

Приложения к программе: конспекты, сценарии, описание игр, родительских собраний и др.


  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые основы программы, обоснование специфики её содержания.

Рабочая программа по развитию детей 4-5 лет в группе «Теремок» общеразвивающей,  направленности, разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Основной образовательной программой муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида».

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей 4 -5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.

Основная направленность программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Реализуемая программа строится на принципах личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Рабочая программа рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по ООП МКДОУ д/с №281, созданной с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

1.1.2. Цель и задачи Рабочей программы

Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком 4-5 лет дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Задачи (обязательная часть):

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие с участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способствование развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
  • укрепление физического и психического здоровья, формирование основ здорового образа жизни, правильного питания, двигательной и гигиенической культуры.

Задачи (часть, формируемая участниками образовательных отношений):

  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Рабочей программы и организационных форм работы с детьми.
  • Формирование содержания программы с учетом образовательных потребностей, способностей, интересов и состояния здоровья детей группы.
  • Создание условий для разнообразия и обогащения детских впечатлений.
  • Развитие ребенка в разнообразных видах и формах детской деятельности – игровой, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной.
  • Поддержка инициативы детей в разных видах самостоятельной и совместной со педагогом деятельности.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах детской деятельности.

  1. Временная продолжительность и срок реализации программы

Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год – с 1 сентября по 31 мая.

Режим работы – пятидневный, с 7.00 до 19.00, выходные дни – суббота, воскресенье.

1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 5 лет группы «Теремок»

Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребёнка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии.

Мышление

В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

Способ познания

Активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка.  Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Восприятие

Ребёнок может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Речь

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка четырёх лет становится вопрос почему?.

Память

В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.

Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Внимание

К пяти годам внимание становится всё более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.

Воображение

Продолжает и активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будут способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Отношения со сверстниками

Ребёнок развивается, становится физически более выносливым.  Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Ребё-

нок стремится к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть рядом. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Наличие конфликтов

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4—5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Игровая деятельность

В среднем возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений.

Оценка здоровья детей группы (количество детей, %)

Группа,

возраст

ЧБД

Группа здоровья

Диагноз

4-5

I

II

III

Другая

Лор-патология

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Аллергия

Другое

2/ 7,4%

11/

39.2%

12/

42.8%

3/

10.7%

------

1/  3,7%

--------

1 / 3,7%

4 / 14,8%

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют комплекс мероприятий оздоровительной и здоровье сберегающей направленности.

Кроме информации о состоянии здоровья воспитанников, в программе учтены не только возрастные, но и индивидуальные особенности контингента воспитанников.

   Индивидуальные особенности детей  4 -5 лет группы «Теремок», %

Пол

Социально-эмоциональная сфера

Познавательная активность

ж

м

61%

39%

Проявления агрессии, негативизма-3 чел.

Проявления тревожности- 2 чел.

Проявления застенчивости, замкнутости – 3 чел.

Проявления повышенной двигательной активности – 8 чел

Проявления импульсивности – 4 человека.

Проявление высокой познавательной активности- 12 чел.

Появление низкой познавательной активности – 5 чел.

  1. Особенности семей воспитанников

Содержание и реализация образовательной программы зависит и от контингента родителей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы.

Семьи

Количество

Проценты

Полная семья

25

89%

Неполная семья

3

11%

Многодетная семья

1

3,5%

Семья с опекуном 

0

0%

Семья этническая

0

0%

Социальный статус родителей

Представители бюджетной сферы

7

13%

Представители внебюджетной сферы

39

73,5%

предприниматели

3

5,6%

безработные

4

7,5%

Возраст родителей:

Молодые родители (от18 до 30 лет)

3

5,6%

Родители среднего возраста  (от 30 до 40 лет)

43

81%

Зрелые родители (от 40 до 60 лет)

7

13%

Образование родителей:

Высшее гуманитарное

5

9%

Высшее техническое

23

43%

Среднее техническое

11

20,7%

Среднее специальное

8

15%

Среднее общее

0

0%

Неоконченное высшее

6

11%

Неполное среднее

0

0%

Количество детей в семье:

Семьи с одним ребенком

13

46,5%

Семьи с двумя детьми

14

50%

Семьи с тремя и более детьми

1

3,5%

Семьи, у которых ДОУ посещают 2 ребенка и более

2

7%

1.2. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)

Показатели развития детей в соответствии с возрастом.

Средний дошкольный возраст

Образовательные области

и направления организации

жизнедеятельности детей

Показатели развития ребёнка

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Овладение коммуникативной деятельностью и

элементарными обще-

принятыми нормами и

правилами поведения в

социуме

Самопознание

• Знает о том, что за организмом необходимо ухаживать, чтобы быть здоровым.

• Устанавливает связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием.

• Понимает некоторые свои состояния, желания (скучно, грустно, весело, интересно).

• Соблюдает правила культуры поведения (здоровается, прощается, не вмешивается в разговор взрослых, вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу).

• Идентифицирует свои действия с действиями других детей (Я так же быстро бегаю, как Женя).

Мир, в котором я живу

• Знает название родного города, села, детского сада, своей группы.

• Проявляет самостоятельность в выборе игры и развитии замысла.

• Выполняет правила игры.

• Распределяет роли, выполняет игровые

действия, поступает в соответствии с игровым замыслом.

• Ответственно относится к порученному заданию (доводит начатое до конца, стремится сделать хорошо).

• Создаёт игровое детское общество на основах партнёрства и уважительного отношения играющих друг к другу.

• Самостоятельно создаёт предметно-ролевую среду, используя полифункциональный материал, модули, игрушки-заместители.

• В театрализованных играх использует образные игрушки, бибабо и др.

Овладение элементарной

трудовой деятельностью

• Владеет навыками самообслуживания, оказывает помощь сверстникам (одеваться, раздеваться, складывать вещи, убирать игрушки, приводить в порядок рабочее место).

• Принимает участие в общих делах — готовит сюрпризы для именинников, украшает группу к празднику, принимает участие в уборке группы или участка.

• Интересуется трудом взрослых, его содержанием.

• Трудится и играет вместе с другими детьми

Овладение основами собственной

безопасности и безопасности окружающего

мира

• Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду и на улице, транспорте.

• Понимает опасность общения с незнакомым человеком.

• Понимает, что своё имя, фамилию, адрес нужно сообщать не всегда и не всем, а в случае необходимости (если ребёнок потерялся).

• Чётко знает предметы, которыми детям пользоваться запрещено (спички, зажигалки, газовые и электрические плиты, утюги и др.).

• Понимает, что животные, даже те, которые живут в их доме, могут быть злыми и агрессивными, поэтому животных обижать и злить нельзя.

• Называет все сигналы светофора и рассказывает об их значении.

• Знает, что такое тротуар, для кого предназначен, что такое проезжая часть, для чего

предназначена.

• Знает, где можно переходить проезжую часть.

• Узнаёт разные виды транспорта, умеет классифицировать городской транспорт

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью.

Развитие интересов детей,

любознательности и познавательной

мотивации.

Развитие воображения и

творческой активности.

Формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира

Сенсорное развитие

• Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы (круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямо-

угольник), объёмные фигуры (куб, шар, полушар, кирпичик, пластина, призма, конус, цилиндр, полуцилиндр).

• Различает девять цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный, белый), их светлые и тёмные оттенки.

• Различает параметры величины, использует их для сравнения объектов.

Познавательно-исследовательская деятельность

• Использует предметы в соответствии с их назначением.

• Экспериментирует с цветом, формой, величиной, получает новые цвета путём смешивания красок.

• Включается в наблюдения, в проведение опытов. 

Конструирование

• Конструирует из строительного материала по собственному замыслу.

• Создаёт простейшие постройки для игры из конструктора.

• Проявляет творчество по созданию поделок из природного материала.

Мир живой и неживой природы

• Сравнивает предметы и явления природы

по заданным свойствам.

• Осознанно относится к растениям и животным, осуществляет уход (под руководством взрослого или самостоятельно) за растениями уголка природы, огорода, цветника.

• Выделяет самостоятельно основания для сравнения живых объектов.

• Использует графические модели (календарь природы) для установления причинно- следственных зависимостей в природе (заяц приспосабливается к зиме, меняя окраску).

• Отражает в речи результаты наблюдений,

сравнений.

Развитие элементарных математических

представлений

• Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

• Считает до 5 (количественный счёт), отвечает на вопрос сколько?.

• Сравнивает количество предметов на основе счёта, а также путём соотнесения предметов двух групп (составления пар).

• Сравнивает два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения.

• Знает характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба.

• Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе; двигается в нужном направлении по сигналу.

• Определяет части суток.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Овладение речью как

средством общения и

культуры

• Выделяет первый звук в слове.

• Умеет производить звуковой анализ односложного трёхзвукового слова.

• Составляет описательные рассказы (по игрушке), сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

• Эмоционально откликается на образное содержание литературных и фольклорных произведений.

• Проявляет инициативность, активность в общении

Обогащение активного

словаря в процессе восприятия художественной

литературы

• Называет любимую сказку, читает наизусть стихотворение, считалку.

• Рассматривает иллюстрированные издания детских книг.

• Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

• При рассказывании сказки дополнять её собственными историями, выдерживая авторский сюжет.

• Придумывает условные обозначения к событиям истории

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие детей в процессе

овладения изобразитель-

ной деятельностью

• Выделяет выразительные свойства дымковской и филимоновской игрушки, проявляет интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании

• Изображает предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных мелков и др.

• Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием.

• Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

 В лепке

• Создаёт образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию.

• Использует всё многообразие усвоенных приёмов.

В аппликации и конструировании

• Правильно держит ножницы и режет ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник).

• Вырезает круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы.

• Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

• Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

• Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию

Развитие детей в процессе

овладения музыкальной

деятельностью

• Может эмоционально отзываться на музыку различного характера в речевом, двигательном, инструментальном, изобразительном и других выражениях.

• Ориентируется в выборе деятельности для творческого самовыражения (пение, игра, танец и т.д.).

• Знает и называет музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, бубенцы, треугольник, ложки, металлофон, ксилофон, блоктроммель, маракас, трещотка,

рубель).

• Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение в парах и по одному.

• Использует во всех видах деятельности звучащие жесты (цокание языком, хлопки в ладоши, шлепки по коленям, притопы ногами), ритмические и шумовые инструменты (колокольчик, треугольник, барабан, ложки) в качестве ритмизации или сопровождения.

• Может петь протяжно, чётко произносить слова

Развитие детей в процессе

овладения театрализованной деятельностью

• Имеет представление о театре как ярком зрелищном искусстве.

• Имеет первоначальные навыки перевоплощения через освоение образов растительного, животного и предметного мира

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Овладение двигательной

деятельностью

• Ходит и бегает, согласуя движения рук и ног.

• Бегает, соблюдая правильную технику движений.

• Лазает по гимнастической стенке, выполняет переход на гимнастической лестнице с пролёта на пролёт вправо и влево.

• Ползает разными способами: опираясь на стопы и ладони, колени и ладони, на животе, подтягиваясь руками.

• Прыгает на высоту и с высоты.

• Принимает правильное исходное положение при метании. Метает предметы разными способами обеими руками. Отбивает мяч о землю не менее 5 раз подряд. Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.

• Строится в колонну, в круг, шеренгу, выполняет повороты на месте.

• Катается на двухколёсном велосипеде.

• Передвигается по дну бассейна различными способами, делает выдох в воду, погружается в воду с головой.

• Самостоятельно скользит по ледяной дорожке.

• Ходит на лыжах скользящим шагом, умеет подниматься на горку лесенкой и выполнять повороты в движении.

• Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

• Развиты физические качества (скорость, гибкость, выносливость, сила, координация), улучшен индивидуальный результат в конце учебного года.

• Решает простые шахматные задачи

Овладение элементарны-

ми нормами и правилами

здорового образа жизни

• Соблюдает элементарные правила гигиены.

• Полощет рот питьевой водой после приёма пищи.

• Следит за опрятностью одежды и обуви.

• Различает, что вредно, а что полезно для здоровья

Часть ДОУ

Проявляет специфические умения во всех видах изобразительной деятельности;

Умеет экспериментировать с художественными материалами;

Умеет сотрудничать с детьми при выполнении коллективных работ;

Любит заниматься самостоятельной художественной деятельностью вне занятий;

Инструментарий определения эффективности освоения содержания программы

В качестве инструментария определения эффективности освоения детьми содержания программы является методическое пособие «Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4-5 лет) дошкольной образовательной организации». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Автор составитель: к.п.н. Верещагина Наталья Валентиновна

2. Содержательный раздел

2.1. Модель организации образовательного процесса в группе

Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Модель организации образовательного процесса во второй младшей группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность, организованная взрослым и направленная на решение образовательных задач, ограниченная по времени.

  1. Совместная деятельность, направленная на осуществление функций присмотра и ухода.
  2. Совместная деятельность, направленная на решение образовательных задач

Свободная деятельность ребенка, опосредованно организованная воспитателем и направленная на решение образовательных задач.

Совместная деятельность, направленная на решение образовательных задач

Модель организации образовательного процесса во второй младшей группе на день

Направление развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие и здоровье

Прием детей на воздухе в теплое время года.

Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты).

Гигиенические процедуры (обширное умывание).

Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны).

Физкультурные занятия.

Физкультминутки на занятиях.

Прогулка в двигательной активности.

Гимнастика после сна.

Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне).

Физкультурные досуги, игры и развлечения.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Занятия ритмической гимнастикой.

Занятия хореографией.

Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Познавательно-речевое развитие

Игры – занятия.

Дидактические игры.

Наблюдения.

Беседы.

Экскурсии по участку.

Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

Игры.

Досуги.

Индивидуальная работа.

Социально-коммуникативное развитие

Утренний прием детей, индивидуальные и групповые беседы. Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы.

Формирование навыков культуры еды.

Этика быта, трудовые поручения.

Формирование навыков культуры общения.

Сюжетно-ролевые игры.

Индивидуальная работа.

Эстетика быта.

Трудовые поручения.

Игры с ряженьем.

Работа в книжном уголке.

Общение младших и старших детей.

Сюжетно – ролевые игры.

Театрализованные игры.

Художественно-эстетическое развитие

Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности.

Эстетика быта.

Экскурсии в природу (на участке)

Занятия в изостудии.

Музыкально-художественные досуги.

Индивидуальная работа.

2.2. Модель организации совместной деятельности воспитателя с детьми группы

Организация совместной образовательной деятельности осуществляется в соответствии с моделью и циклограммой образовательной деятельности в режимные моменты на месяц.

В течение дня в группе предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Возраст

детей

Регламентируемая деятельность (НОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная

деятельность

самостоятельная деятельность

4-5 года

40 мин 

       5 ч. 20 мин

3 часа

2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ

2.3.1. Перспективное комплексно-тематическое планирование

Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования работы

Месяц

Тема

Содержание психолого-педагогической работы

Варианты итоговых мероприятий

                                                                                                                   

                                                                                                       См приложение 1.

Содержание программы представлено:

 - комплексно-тематическим планированием психолого-педагогической работы по всем темам на учебный год по реализации Рабочей программы на основе интеграции содержания образовательных областей и комплексно-тематического планирования работы с детьми группы.

Примерный перспективный план на месяц

Тема___________________________________________________________

Образовательные

области

Образовательные

модули

Организованная образовательная деятельность

Организованная деятельность

в режимных моментах

Социально-коммуникативное развитие

 

 

Познавательное развитие

экспериментирование

 

ФЭМП

 

ФЦКМ

 

Речевое развитие

Восприятие ХЛ

 

Развитие  речи 

 

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Аппликация

Рисование

Художественный труд

 

Физическое развитие

Физическая культура

 

Здоровье

 

Итоговое мероприятие 

Развивающая предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности детей

                                                                                                                           

                                                                                                             См приложение 2

  1. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование представлено по двум направлениям:

- календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности освоения содержания образовательных областей по видам деятельности – познавательная (познавательно-исследовательская и формирование элементарных математических представлений), речевая, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) деятельность и конструирование;

- комплексно-тематический план совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми в режимные моменты, в котором указано содержание психолого-педагогической работы с детьми с учетом основных видов детской деятельности по всем образовательным областям.

Модель ежедневного плана воспитателя

Тема_______________________________________________________________________________________

Цель ______________________________________________________________________________________

Организация развивающей среды ____________________________________________________________________________________________

Взаимодействие с родителями ___________________________________________________________________________________________

День недели

Режим

(Образовательная деятельность в режимных моментах)

Совместная деятельность взрослого и детей

Групповая,

подгрупповая

 Индивидуальная

 

 

 

 

 

Утро:

  • утренняя гимнастика
  •  дежурство
  • завтрак

Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная

 На основе педагогической диагностики 

ННОД

Все виды деятельности

Подготовка к прогулке.

Прогулка.

Игровая, коммуникативная, самообслуживание и эл. быт. труд, двиг., познават.-исследовательская

Возвращение с прогулки подготовка к обеду, обед

Коммуникативная, самообслуживание и эл. быт. Труд

 

 Подъем, воздушные, водные процедуры,

подготовка к полднику полдник

Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная

 

ННОД

Все виды деятельности

Доп. обр.услуги

Все виды деятельности

подготовка к ужину,

ужин

Прогулка

Игровая, коммуникативная,  самообслуживание и эл. быт. труд, двиг-я, познават.-исследовательская

 На основе педагогической диагностики

Вечер

Игровая, коммуникативная, познавательная, элементарный бытовой труд, двигательная, художественно-эстетическая деятельности

2.4. Формы, методы и средства реализации программы, способы поддержки детской инициативы.

Формы организованной образовательной деятельности во второй младшей группе ДОУ:

Формы

организации

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми

Групповая

(индивидуально-

коллективная)

Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для

комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может

быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения

Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами.

Коммуникативная

Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами.

Трудовая

Совместные действия. Дежурство (в конце года). Поручение. Задание. Реализация проектов.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций.  Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Реализация проекта. Игры с правилами.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов.

Музыкально-  художественная

Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактическая игра.

Чтение

Чтение, беседы о прочитанном. Разучивание.

Двигательная

Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения.

Способы поддержки детской инициативы

Для формирования детской инициативы и самостоятельности педагог выстраивает образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

• находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями

• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

С целью поддержания детской инициативы педагоги ДОО регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся:

• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);

• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;

• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатель соблюдает ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
  • «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

В рамках реализации системно - деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации используются следующие технологии организации образования:

  1. Технология проектной деятельности

Сущность этого метода состоит в достижении дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

В образовательной работе ДОО используются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Этапы работы над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее -организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов…);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

2) Технология исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, возникающий в результате действия механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Технология исследовательской деятельности включает в себя следующие этапы:

  1. Ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования)
  2. Проблематизация (определение способов и средств проведения исследования)
  3. Планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий, осуществление исследовательского поиска)
  4. Эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных)
  5. Анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных)
  6. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

Технология исследовательской деятельности предполагает следующий алгоритм действий (шаги):

  1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и хотелось бы разрешить.
  2. Выбор темы исследования.
  3. Определение цели  и задач исследования
  4. Определение гипотезы (предположения, догадки и т.п.)
  5. Составление предварительного плана исследования (список возможных путей исследования: спросить, прочитать, понаблюдать, провести эксперимент и т.д.)
  6. Осуществление исследовательских действий согласно плану, проверка гипотез и формулирование выводов.
  7. Определение перспектив дальнейшего исследования.

Классификация детских исследований, наблюдений и экспериментов

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
  • опыты с растениями;
  • опыты с животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • опыты, объектом которых является человек.
  1. По месту проведения опытов:
  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.
  1. По количеству детей:
  • индивидуальные (1-4 ребенка);
  • групповые (5-10 детей);
  • коллективные (вся группа).
  1. По причине их проведения:
  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  1. По характеру включения в педагогический процесс:
  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические.
  1. По продолжительности:
  • кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше 15 минут).
  1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • однократные;
  • многократные, или циклические.
  1. По месту в цикле:
  • первичные;
  • повторные;
  • заключительные и итоговые.
  1. По характеру мыслительных операций:
  • констатирующие (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  1. По характеру познавательной деятельности детей:
  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • решение экспериментальных задач.
  1. По способу применения в аудитории:
  • демонстрационные;
  • фронтальные.

2.5. Взаимодействие с семьей, социумом

Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы

Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.

Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («Когда я был маленьким...») и настоящего. Основные источники информации о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие.

В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.

2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.

5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.

6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.

7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Основные направления и формы взаимодействия с семьёй

Направления работы

Формы взаимодействия

Взаимопознание и взаимоинформирование

Знакомство с семьёй

Встречи-знакомства.

Посещение семьи.

Анкетирование родителей (законных представителей), бабушек, дедушек

Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса 

Оформление стендов.

Организация выставок детского творчества.

Создание памяток.

Переписка по электронной почте

Дни открытых дверей.

Консультации (индивидуальные, групповые).

Родительские собрания.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых Педагогическое просвещение родителей

Мастер-классы.

Ролевое проигрывание.

Родительские конференции.

Университет педагогических знаний.

Родительские чтения.

Родительские вечера.

Создание библиотеки,

Совместная

деятельность

Участие в исследовательской и проектной деятельности

Организация вечеров музыки и поэзии, гостиных,

праздников.

Конкурсы.

Семейные объединения (клуб, студия, секция).

Родителей необходимо ежедневно информировать о деятельности детей за прошедший день. Такая информация является эффективным механизмом вовлечения родителей в процесс образования  детей. Например, подобный ежедневный мини-отчёт оформляется для родителей как объявление «Чем сегодня занимались».

Пример мини-отчёта

Мы сегодня:

рисовали акварелью снежинки;

играли в новую подвижную игру «Ловишки»;

разучивали к новогоднему утреннику песню «Зимняя сказка»;

строили из снега крепость и играли в снежки;

играли в «Скорую помощь», оказывали первую помощь при замерзании;

собирали разрезные картинки «Зимние забавы» и рассказывали друг другу о том, что изображено на картинке.

Перспективный тематический план взаимодействия с родителями на учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

на  __2015-2016_ уч. год

Возрастная группа: средняя группа «Теремок»

Цель: _______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Месяц,

неделя

Форма  и тематика мероприятий

Форма орг.

Задачи работы

Отметка о выполнении, примечания

Предшествующая 1-му собранию работа

август –

сентябрь

Н

 

И

сентябрь

1-я

Н

2-я

Н

3-я

4-я

К

Первое родительское собрание

Сентябрь

4-я нед.

Последующая работа

октябрь

1-я

2-я

3-я

 

                                                                                                                                     См. приложение 4

2.6. Планирование образовательного процесса в группе (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Климатические особенности

К климатическим особенностям региона, в котором находятся, детский сад относятся:

- продолжительная зима с сильными морозами, во время которых продолжительность прогулки сокращается;

- короткий световой день и длительное пребывание в группе с искусственным освещением.        

       Формы организации детской деятельности:

- совместная художественно-продуктивная деятельность;

- ознакомительная беседа, рассказ;

- показ способов действий;

- самостоятельная деятельность детей;

- обсуждение результатов творческой деятельности;

- презентация результатов деятельности: выставки, вернисажи, творческая презентация.

  1. Организационный раздел

3.1. Проектирование образовательного процесса

3.1.1. Режим дня

Режим дня в группе детского сада организуется с учётом пиков физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим носит гибкий характер и предусматривает его изменения воспитателем в течение дня с учетом психофизического или эмоционального состояния воспитанников, а также состояние погоды. Продолжительность ежедневной прогулки может быть увеличена или уменьшена. В режиме дня отводится время для самостоятельной деятельности детей в центрах развития в течение дня.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей второй младшей группы и способствует их гармоничному развитию.

Разработан режим дня для холодного и теплого времени года. Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа. 

В летний период пребывание детей на свежем воздухе максимально увеличивается за счет организации приема детей на улице и утренней гимнастики, непосредственной образовательной деятельности организованной на площадке: художественное творчество, физкультура, музыка, художественная литература.

Режим дня в группе детей 4-5 лет «Теремок»

Холодный период года

Режимные моменты

Время

Приём, утренний фильтр, игры, утренняя гимнастика

7.00 - 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 - 8.45

Игры, подготовка к образовательной деятельности

8.45 - 9.00

Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

9.00-9.20

9.30-9.50

Подготовка и выход на прогулку. Прогулка

9.50 -11.50

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка к дневному сну, дневной сон

12.30-15.00

Подъём, воздушные и водные процедуры,

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.30

Игровая деятельность, самостоятельная деятельность детей

15.30-16.55

Чтение художественной литературы

16.55-17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10-17.35

Самостоятельная, игровая деятельность детей

17.35-18.00

Подготовка и выход детей на прогулку, прогулка, взаимодействие с родителями, уход детей домой

18.00-19.00

  • общее время прогулки включает вечернюю прогулку с родителями.

Режим дня в группе детей 4-5 лет «Теремок» в теплый период года

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр детей, игры, утренняя гимнастика

7.00 -8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.55

Игры

8.55– 9.20

Подготовка к прогулке, прогулка (совместная деятельность воспитателя и детей, игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры)

9.20 -11.30

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.30 –12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, воздушные и водные процедуры

15.00-15.15

Полдник

15.15-15.30

Игровая деятельность детей, прогулка

15.30 – 17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10-17.35

Самостоятельная, игровая деятельность детей

17.35-18.00

Игры, взаимодействие с родителями, прогулка уход домой

18.00-19.00

3.1.2. Учебный план реализации Рабочей программы в группе «Теремок»

Направления развития

Виды детской деятельности

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

1. Обязательная часть

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

40 мин / 2 НОД

Дидактические и развивающие игры, наблюдение, рассматривание, коллекционирование, проекты, и др.

ФЭМП

20 мин / 1 НОД

Дидактические и развивающие игры, проекты.

Речевое развитие

Развитие речи

20 мин / 1 НОД

Дидактические игры и упражнения, викторины, беседы, рассматривание картин и серий картин, диалогическое общение и общение в предлагаемой ситуации

Чтение художественной литературы и фольклора

ежедневно

в режимные моменты

Беседы, слушание, чтение, заучивание, игра-драматизация, театрализованная игра.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

в режимные моменты

Игровые проблемные ситуации, ситуативное общение, беседы, драматизации и театрализации

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

в режимные моменты не более 20 мин

Поручения, дежурство, игры, труд в природе, беседы, хозяйственно-бытовой труд

Игровая деятельность

ежедневно

в режимные моменты

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, режиссерский, театрализованные и игры-драматизации

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

20 мин / 1 НОД

Изобразительная деятельность. Творческие проекты. Знакомство с творчество художников, скульпторов, архитекторов. Рассматривание произведений искусства. Знакомство с изобразительными материалами

Лепка

20 мин / 1 НОД

1 раз в 2 недели

Аппликация

20 мин / 1 НОД

1 раз в 2 недели

Музыкальная деятельность

40 мин / 2 НОД

Слушание, пение, музыкально-дидактические и двигательные игры, импровизации, исполнительство, досуги, праздники и развлечения

Физическое развитие

Двигательная деятельность

90 мин / 3 НОД

Подвижные и спортивные игры и упражнения, физкультурные праздники, Дни здоровья

Итого

11 НОД

3 часа 40 мин

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Художественно-эстетическое

20 мин / 1 НОД

Итого

12 НОД

4 часа

3.1.3. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не

Максимально допустимый объем нагрузки в непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет

Непосредственно образовательная деятельность в течении недели

Длительность

(в мин.)

Недельная нагрузка

Количество

Время

(в мин)

ННОД по физическому развитию

20

3

4 ч (240 минут)

ННОД

20

11

Итого:

12

3.1.4. Расписание ННОД

Расписание  непрерывной непосредственно образовательной деятельности

средней  группы «Теремок»

на 2015-2016 учебный год

Понедельник

8.50-9.10

9.20-9.40

Физо   /

/ФЭМП  (по подгруппам)

Вторник

9.00-9.20

15.30-15.50

Познание

Музыка

Среда

9.00-9.20

9.30-9.50

Развитие речи

Экспериментирование

Физо на улице

Четверг

9.10-9.30

9.40-10.00

Физо в музыкальном зале

Аппликация/Лепка

Пятница

9.00-9.20

9.30-9.50

Музыка

Рисование

3.1.5. Примерная циклограмма образовательной деятельности вне ННОД

1-я половина дня

2-я половина дня

Режимные моменты:

– утренняя гимнастика;

– подготовка к завтраку, завтрак;

– подготовка к прогулке, возвращение с прогулки;

– подготовка к обеду, обед;

– подготовка к сну

Режимные моменты:

– подъём, воздушные, водные процедуры;

– подготовка к полднику/ужину, полдник/ужин

Утро

Индивидуальная работа (на основе пед. диагностики).

Совместная деятельность:

– игровая;

– коммуникативная;

– самообслуживание и элементарный бытовой труд;

– познавательно-исследовательская;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование;

– изобразительная;

– музыкальная;

– двигательная.

Самостоятельная деятельность

(создание предметно-развивающей среды, проблемных ситуаций в среде, мотивация к самостоятельной деятельности)

Перед 2-й прогулкой

Совместная деятельность:

– игровая;

– коммуникативная;

– самообслуживание и элементарный бытовой труд;

– познавательно-исследовательская;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование;

– изобразительная;

– музыкальная;

– двигательная.

Дополнительные образовательные услуги

(кружки/секции)

1-я прогулка

Совместная деятельность:

игровая;  коммуникативная; элементарный бытовой труд; познавательно-исследовательская; двигательная.

Самостоятельная деятельность.

Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики)

2-я прогулка

Совместная деятельность:

игровая; коммуникативная;  элементарный бытовой труд; познавательно-исследовательская; двигательная.

Самостоятельная деятельность

-

Вечер

Самостоятельная деятельность.

Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики)

3.1.6. Режим двигательной активности для детей _4-5 лет в группе « Теремок »

Режимные моменты

Количество в неделю, объем времени

Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно

30 — 40 мин

Утренняя гимнастика

Ежедневно

6-8  мин

из 6-7 общеразвивающих упражнений

НОД по физическому развитию в  зале, группе

2 раза в неделю по 20 мин.

НОД по физическому развитию  на прогулке

1 раз в неделю

Физкультминутки во время занятий

1-3 мин.

НОД по музыкальному развитию

2 раза в неделю

Прогулка

Корригирующая гимнастика после сна

5-10 мин.

Самостоятельная двигательная активность, подвижные игры вечером

20-30 мин

ежедневно, индивидуально

Физкультурный досуг

2 раза в месяц 20 мин.

Спортивные упражнения, игры  

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю  в группах и на прогулке (фронтально  и  по  подгруппам)

Спортивный  праздник

2 раза в год до 45 мин.

3.1.7.  Система  профилактических оздоровительных мероприятий

Содержание

Воздушно- температурный  режим:

от +20 до + 22°С

Обеспечивается    рациональное  сочетание  температуры  воздуха  и  одежды  детей

Одностороннее  проветривание

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин).

Допускается  снижение  температуры  на  1-2 °С

Сквозное  проветривание   (в отсутствии  детей):

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин).

Критерием  прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная  на 2-3 °С

Утром  перед  приходом  детей

К  моменту  прихода  детей  температура  воздуха  восстанавливается  до  нормальной.

Перед  возвращением детей с дневной прогулки

+ 21 °С

Во время дневного сна,  вечерней  прогулки

В  теплое  время  года  проводится  в течение  всего  периода отсутствия  детей  в помещении.

Воздушные  ванны: прием  детей  на  воздухе

В летний период

Утренняя  гимнастика

В  летний  период  на  улице.

В  холодное  время  года  проводится  ежедневно  в  зале,  одежда  облегченная

НОД по физическому развитию

2 раза в неделю  в  зале  при  + 18 °С. Форма спортивная.

Один раз в неделю круглогодично  на  воздухе  до  - 10 °С

Прогулка

Одежда  и обувь  соответствуют  метеорологическим  условиям.  В  холодное  время  года: до  - 15 °С, при  неблагоприятных  погодных  условиях  время  сокращается  на 30-40 мин.

Хождение  босиком по «дорожке здоровья»

Ежедневно после дневного сна  в течение года

Контрастное обливание ног

Ежедневно после дневного сна  

Дневной  сон

Обеспечивается  состояние  теплового  комфорта  соответствием  одежды,  температуры   + 20°С

После дневного  сна

В  помещении  температура  на 1-2 градуса  ниже  нормы

Водные  процедуры

Умывание,  мытье рук до локтя водой  комнатной  температуры

В  летний  период  -  мытье  ног после прогулки

3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.2.1. Технологии, методические и наглядно-дидактические пособия

Обязательная часть

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

Рабочие тетради

Социально-коммуникативное развитие

Саулина Т.Ф.. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.: цв. вкл.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2012. – 160 с.

Познавательное развитие

А.А. Вахрушев, Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2013. – 496 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.

О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду.

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.: «Педагогическое общество России», 2001. – 128 с.

Помораева И.А.,  Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64с.

Воронкевич О.А. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 96с.

Д. Денисова, Ю.Дорожкин.

Математика для малышей.

Речевое развитие

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. –М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 80 с.: цв. вкл.

Карпухина Н.А.  Программная разработка образовательных областей. «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 288 с.

Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2008. – 144 с.

Карпова С.И., Мамаева В.В.  . Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143 с., илл.

Сидорова У.М. Задания по развитию речи для детей средней группы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 80с.: цв. вкл.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н.  , Кабушко А.Ю.. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 192с. – (Логопед в ДОУ)

Художественно-эстетическое развитие

Лыкова И.А.  . Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.

Физическое развитие

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 176 с. (Программа развития)

 

 По всем областям имеется наглядно-методический материал по всем образовательным

областям.

Перечень методических пособий (часть ДОУ)

Методическое обеспечение

1.

 Петрова  Т.И.,  Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (программа «Я – человек»). Кн. 1. Младшая и средняя группы. – 2-е изд. стер. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 128с.

2.

Карпухина Н.А.. Программная разработка образовательных областей. «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 288 с.

3.

Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

4.

 Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт. – сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -144с.

5.

3.2.2. Технические средства (звуковые, визуальные, экранные, аудио-визуальные (теле-, видеоаппаратура и др.); оборудование.

Телевизор, магнитофон.

3.2.3. Организация развивающей  предметно-пространственной среды группы

Центр

Назначение

(цель создания)

Оборудование центров

Центр природы и исследований

Формирование представлений об объектах живой и неживой природы в ходе наблюдений и практической деятельности, способствовать развитию навыков исследования у детей

Набор для экспериментирования с водой, набор для экспериментирования с песком; леечки, ведерки с отверстиями; стол с клеенкой; трубочки для продувания; мыльные пузыри, магниты. Игротека экологических развивающих игр; библиотека познавательной природоведческой литературы; дидактические игры природоведческой тематики. Коллекции камней, ракушек, семян; картины – пейзажи по временам года; иллюстрации, изображающие различные состояния природы;  материал для развития трудовых навыков; иллюстрации с изображением растений и животных; кормушки и корм для птиц.

Зона конструирования.

Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек.  Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Конструкторы разного размера; образцы построек, настольный строительный конструктор; машинки.

Физкультурно-оздоровительная зона

Реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

Коврики, дорожки массажные, обручи, мячи резиновые, флажки, кубики, шишки, туннель, мячи-прыгуны, гольф детский.

Зона познания

Развитие познавательных способностей

Самообучающие игрушки, геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, лото, домино, цветные счетные палочки, алгоритм описания предмета; предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии; мелкая и крупная геометрическая мозаика; материал на развитие мелкой моторики кистей рук; наборы разрезных и парных картинок; настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.

Зона театра

Театрализованная деятельность помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою.

Разные виды театра: настольный с ширмой, пальчиковый; маски, шапочки.

Зона музыки

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Игрушки, музыкальные инструменты: гармошка, гитара, погремушки, барабан, бубен, дудочка, металлофон.

Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, коробочки с сыпучими материалами, шумелки, стучалки, пищалки.

Книжный уголок

Книжный уголок, созданный в нашей группе, я считаю, является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

Детские книги: произведения русского фольклора (потешки, песенки, народные сказки), рассказы, сказки, стихи; иллюстрации к детским произведениям; игрушки изображающие сказочных персонажей; иллюстрации по обобщающим понятиям; портреты писателей и поэтов; книжки – раскраски, книжные иллюстрации в соответствии с сюжетом сказки.

Зона творчества

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Деревянные матрешки; бумага тонкая и плотная, картон; цветные карандаши, гуашь; круглые кисти, подставка под кисти; цветные мелки, восковые мелки, стаканчики-непроливайки, печатки, губки, книжки-раскраски, трафареты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа по средней группе по примерной общеобразовательной программе Н.Е.Вераксы " От рождения до школы" возраст 3-4 года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Светлячок» г. Советский»Согласовано:Зам.заведующегоМАДОУ д/с «Светлячок»___________________ Рослякова Л.В.01сентября ...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Рабочая программа воспитателя ДОУ по образовательной  программе "Мир открытий"...

Рабочая программа для средней группы по программе"От рождения до школы"

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 ...

Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Данная рабочая программа разработана для детей средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" автор Л.Г. Петерсон и др....