Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию
материал на тему

Людмила Николаевна Бояркина

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по экологическому воспитанию

 «Я  с природою дружу»

Воспитатель:

Л.Н.Бояркина

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. На сегодняшний день мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дольше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее педагог должен уметь в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:

- наблюдение в природе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- работа в огороде, на клумбе;

- экскурсии по экологической тропе;

- занятия;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- работа с родителями;

- методическая деятельность.

Таким образом, проводимая мною работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности.

В нашей группе проводится большая работа по экологическому воспитанию, имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания, природоведческая литература, большая подборка игр, приводимых в движение ветром, экологическая лаборатория полностью оснащена оборудованием для опытов, собрана коллекция трав и семян, изготовлен экран слоев почвы, символ времени года, регулярно оформляются выставки: «Это все сделано из дерева», «Дары леса», «Мастер – самоделкин» и т.д., для природного уголка подобрано множество растений с различным строением, изготовлен календарь погоды,  используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне. Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

С самого начала года я веду с детьми постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных и т.д.). Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение  - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т.д.  Параллельно ведется работа с народным календарем – очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила детям, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы.

На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т.д.), в процессе которых дети знакомятся сл свойствами различных природных материалов. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови» и т.д. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.).

Я поставила перед собой задачу: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. В процессе трудовой деятельности в уголке природы формирую в детям бережное, заботливое отношение к живой природе. Дети ухаживают за растениями, за рыбками в аквариуме, канарейкой. Учу детей ориентироваться на характерные признаки, необходимые для того чтобы определить нуждается ли растений в поливе. Подвожу к осознанию зависимости состояния растений от условий их произрастания. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает влияние на отношение к деятельности, делая ее более осмысленной и целенаправленной. Помимо реализации воспитательных задач в процессе труда в природе решаю и образовательные задачи. Дети получают представление об объектах труда, свойствах, качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных – их внешнем виде, повадках, потребностях, способах передвижения, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать взаимосвязи между средой обитания, образом жизни животного и способами ухода за ним в уголке природы. Чтобы возрос интерес к уголку природы я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время, даю задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения, как следствие дети замечают индивидуальность каждого растения и мы учимся составлять о них сказки и загадки. Рассказы детей фиксирую и использую в изготовлении книжек-самоделок о природе.

Я подбираю дежурных таким образом, чтобы с ребенком умеющим хорошо работать дежурил ребенок у которого  навыки сформированы недостаточно. Таким образом при получении новых знаний дети охотнее ухаживают за растениями, с желанием принимают друг у друга эстафету дежурства.

Также на территории детского сада имеется цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда.

Одной из традиционных форм работы применяемых мной являются экскурсии по экологической тропе, которые выполняют познавательную функцию.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и свои впечатления об увиденном дети затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Основные же знания о природе дети получают на занятиях. Основной моей задачей является раскрытие экологических связей, если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Без раскрытия этих связей полноценное экологическое воспитание окажется просто невозможным. На занятиях систематизируются знания о природных объектах. Например, на занятиях я стараюсь показать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнут птицы – пострадают мелкие хищники и т.д.). Природные факторы рассматриваются с двух позиций: хорошо – плохо.

Знания, полученные на занятиях, прогулках,  во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Дети задают вопросы,  где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т.д.

Во время тематических занятий по изодеятельности использую аудиозаписи «Звуки природы». Дети с удовольствием слушают «Звуки природы» и работы получаются глубже и более детализированными.

В блоке совместной деятельности проводим викторины, разгадываем кроссворды, играем в интеллектуальные игры – «Знатоки природы родного края», «Мир птиц», «Сохрани природу» и т.д. Эти способы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

    Достаточно широко я использую  метод наблюдения. Взаимодействуя с природой, дети познали факты и достаточно сложные закономерности природных явлений, связей в природе, многообразие птиц, влияние человека на природу.

  Помогаю детям установить зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимних птиц; побудить детей к сопереживанию и оказании действенной помощи пернатым.

   Пытаюсь выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть.

    В 2015 году прошел у нас в детском саду «Теремок» конкурс с кормушками, родители смастерили разнообразные  кормушки, выбрали разный  материал для их постройки. Кормушки получились практичные, удобные и безопасные  для птиц. Дети совместно с родителями заготавливали корм для птиц, вешали их на участке и вели дальнейшие наблюдения за птицами.

В рамках проектной деятельности  предлагаю детям такие поисковые задания, как насыпать семечки, зёрнышки, хлебные крошки, развесить кусочки сала; определить, что любят синички. Дети на прогулках зимой всегда подкармливают птиц, наблюдают за тем, как они клюют корм, как перемещаются по участку. У детей это вызывает огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.

Летом  в 2015 году  с детьми  средней и моей старшей группы  провели акцию «Уберём мусор»  Цель акции: доказать, что каждый человек, даже ребёнок, может помочь нашей Планете стать чище! Все участники акции получили медали и сладкие призы

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности  ребенка.  

 Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых произведений – сколько включенность детей в переживания событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.

Проводим конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, посвященные экологической тематике, анкетирование, беседы – эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.

В результате проводимой мною работы по экологическому воспитанию дошкольников у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; сформированы начала экологической культуры детей; дети получили практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Участвую в работе творческой группы по экологическому воспитанию. С целью обобщения опыта принимала участие в городском методическом объединении для воспитателей «Использование парциальные программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста».

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Природа в детских сердцах»Воспитатель: Татаринцева Е. А...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Особое внимание в своей профессиональной деятельности   уделяю  экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его пр...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и  поведения. При ознакомлени...

Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Природа в детских сердцах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Любить природу с детства»...