Проект "Чистые ручки" от 1 год - 2 лет
проект на тему

Лысова Елена Николаевна

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistye_ruchki_dlya_detey_1_god_-_2_let.docx572.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ЧИСТЫЕ РУЧКИ»

для детей от 1 до 2 лет

Составила: воспитатель Е.Н. Лысова

C:\Users\Надежда\Desktop\186155793.png

Проект «Чистые ручки»

Вид: долгосрочный (октябрь-апрель).

Тип: игровой.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Дети раннего возраста нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Образовательная область здоровье позволяет формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель проекта: Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста  через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Задачи:

  1. Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей третьего года жизни.
  2. Развивать игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приема пищи).
  3. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  4. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
  5. Побуждать детей раннего возраста к самостоятельности.
  6. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Основные формы реализации проекта:

- Занятия по ознакомлению с окружающим миром;

- Дидактические игры и упражнения;

- Художественное слово;

- Чтение художественной литературы;

- Развлечения и беседы;

- Работа с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети от 1 до 2 лет должны:

- С помощью взрослого приводить себя в порядок;

- Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой.

- Аккуратно вести себя за столом во время еды (правильно держать ложку, не крошить хлеб, пользоваться салфеткой при необходимости);

- При небольшой помощи взрослого надевать и снимать одежду, обувать и снимать обувь;

- Аккуратно складывать снятую одежду.

Перспективный план воспитания

культурно-гигиенических навыков в рамках проекта

Месяц

Цель

Деятельность

Октябрь

- ноябрь

  • Учить мыть руки с небольшой помощью взрослого; держать ложку в правой руке, тщательно пережёвывать пищу, выражать желание есть самостоятельно;
  • Побуждать вместе с взрослым и по его показу складывать игрушки на место;
  • Знать свои вещи, радоваться чистой одежде;
  • Отражать в игре процесс умывания.

Фольклор: «Водичка, водичка», «Моем носик, моем щёчки»

Подвижные игры: «Зайка серый умывается»

Дидактические игры: «Умоем куклу», «Мы купаем куклу Таню»

Декабрь - январь

  • Учить детей самостоятельно соблюдать последовательность при мытье рук, умывании;
  • Побуждать испытывать чувство брезгливости от загрязнённой одежды, грязных рук, радоваться, когда неприятные моменты устранены;
  • За столом по напоминанию взрослого пользоваться салфеткой, узнавать и называть некоторые блюда;
  • Привлекать детей к участию в мытье игрушек, купанию кукол.

Фольклор: « Ешь, собачка: ам, ам, ам», «Кран откройся…»

Подвижные игры:   «Все котятки мыли лапки»

Дидактические игры:  «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает»

Февраль - март

  • Закрепить умение с небольшой помощью взрослого мыть руки, умываться;
  • Обращаться за помощью к взрослому в устранении неприятных моментов – грязные руки, неопрятность в одежде;
  • Учить вешать одежду и ставить обувь на место;
  • Учить по показу взрослого и частичной его помощи снимать и надевать одежду.

Фольклор: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…», «Ходит котик с веником», «Маша варежку надела»

Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки», «Зайка серый умывается»

Дидактические игры: «Кукла хочет спать», «Оля проснулась»

Апрель

  • Учить использовать посуду по назначению, закрепить её названия;
  • Закрепить умение снимать и надевать одежду, складывать её на место;
  • Побуждать самостоятельно пользоваться носовым платком и салфеткой.

Фольклор: «Ах, как долго мы гуляли», «У хозяйки-белочки»

Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки»

Дидактические игры: «Накормим куклу Машу», «У Ванюши день Рождения»

Практический материал по развитию культурно-гигиенических навыков

Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Особое место в нем занимает организация режимных моментов и воспитание культуры здоровья дошкольников. Любая образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений, любое пособие по воспитанию ребенка в семье важнейшими здоровьесберегающими задачами определяют становление культурно-гигиенических умений и навыков детей и приобщение их к режиму дня.

Как сделать процесс решения этих задач интересным и занимательным, как повысить его эффективность и результативность? Об этом вы узнаете в данном разделе.

Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов становятся фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость. Традиционными для педагогического процесса уже стали малые формы фольклора, используемые в работе с младшими дошкольниками, такие как «Водичка, водичка, умой мое личико...» или « Мы набрали в рот воды...», авторские стихи, например, «Девочка чумазая» Агнии Барто, произведения С. Михалкова, Е. Благининой и многих других замечательных поэтов. А сколько еще полезного и неизвестного литературного материала существует, так попробуем вспомнить его и использовать в благих целях, на здоровье наших детей.

Нос, умойся!

Кран, откройся!                                         Это стихотворение сделает процесс умывания

Нос, умойся!                              с детьми любого возраста интересной и увлекательной игрой.

Мойтесь сразу оба глаза                             Задача для взрослых — знать его наизусть,

Мойтесь уши,                             чтобы легко и достаточно эмоционально воспроизводит его.

Мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся!

Грязь смывайся!!!                           Э. Мошковская

                                                             

Мыльные пузыри

Осторожно - пузыри...                                      А это стихотворение воспитатель

Ой, какие!                                              может использовать для игры-экспериментирования

Ой, смотри!                                            с детьми младшего и среднего дошкольного возраста,

Раздуваются!                                          знакомя их с мылом, его полезными свойствами,

Блестят!                                            только-только приучая детей мыть руки водой с мылом.

Отрываются!

Летят!

Мой - со сливу!

Мой - с орех!

Мой не лопнул дольше всех!                       Э. Фарджен

Хлюп-хлюп

Хлюп-хлюп ручками,                        Это стихотворение рекомендуется использовать

Полон мыла таз.                                 при умывании детей раннего возраста

Ты не трогай, Машенька,                    и самостоятельных попытках умывания

Мыльной ручкой глаз.                                    младших дошкольников.

А водичка булькает.                         Очень важно при его чтении обращаться

А водичка пенится.                               лично к ребенку (имя можно заменить), используя

                                                                       искусство интонации.

Машенька помоется,                            

Причешется, оденется.                        С. Капутикян

Игра – умывание должна быть высокоэмоциональной, так как именно положительные эмоции позволяют малышу лучше запомнить гигиенические процессы и с удовольствием обращаться к определенным действиям снова и снова.

Песенки, потешки, загадки о еде

Подготовка к столу и правилах поведения за столом

Утром рано просыпаюсь,

И в постели не валяюсь,

Без капризов кушаю,

Маму с папой слушаю.

*********

Ой, лады, лады, лады

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся!

Маме улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой!

********* 

Рано утром волк зубастый

Чистит зубы мятной пастой.

Гребешок, вода и мыло

Нам даны друзья не зря,

Чтобы были мы красивы,

Были чистыми всегда.

*********

Чистят ножи, и кастрюли, и трубы,

Как же не чистить до завтрака зубы.

*********

Петушок кота любил,

Петушок кота учил:

«Если ты с мячом играл,

Если клеил, рисовал,

Если ты копал песок,

Загрязнить ты лапки мог.

Ты всегда перед едой

Лапки чисто с мылом мой!»

*********

Нужно мыться непременно,

Мыться вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

*********

И ягоды и фрукты

Нашлись для медвежат

Вот вымоют получше их

И вместе их съедят.

**********

Мишка пьет горячий чай

И сосет конфетку.

Не облейся невзначай,

Не забудь конфетку.

**********

Лады, лады, ладушки

Мы помыли лапушки,

В чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Поели, попили,

Всех благодарили.

«Спасибо» говорим!

ЗАГАДКИ

Ускользает как живое,

Но не вижу  его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится (мыло)

**********

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»  (Чайник)

**********

Как начнет говорить – разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)

**********

Никогда не ест,

А только пьет!

А как зашумит –

Всех приманит. (Самовар)

***********

Мойдодыру я родня

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)

ОДЕВАНИЕ

Ручка р-раз! И ручка два!

Мы попали в рукава!

***********

Рукавичка

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером,

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

***********

Мы колготки надеваем

Надеваем свитерок!

Эй, ребята, не зеваем!

На улице ветерок

Вы носочки все надели?

И на ножки посмотрели:

Левая и правая рядышком стоят!

Левая и правая: дружить они хотят!

Достаем свои сапожки,

Надеваем их на ножки:

Если дружат ножки,

Дружат и сапожки.

Подъем детей после дневного сна

Ой, люшеньки – люшки!

Нашему Илюшке –

Доброе утро, доброе утро!

Утро с шутками прибаутками!

Ты мне ручки подай,

Да с кроватки вставай!

Умываться пойдем,

Где водичка найдем!

***********

Потягушка (Н.Пикулева)

Потягуни – потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся – потянемся

Маленькими не останемся

Вот уже растем, растем.

***********

Тормошилочка (Н.Пикулева)

Тимка – Тимошка,

Глянь-ка в окошко!

Вышло солнышко гулять

И тебе пора вставать,

Просыпайся скорей

Тимофе-е-й!!

***********

Встали мы с подушечки

Ручки – потянушечки

Ножки – побегушечки

Вместе – порастушечки.

***********

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки,

Потягушечки,

Где игрушки,

Погремушечки!

***********

Мишка, Мишка

Что ты спишь?

Миша, Миша

Что храпишь?

Миша, Мишенька

Вставай

Вместе с детками играй.

Вот наш Мишенька встает,

Он плясать сейчас пойдет,

Будет Мишенька плясать

Всех ребяток забавлять!

Миша, Миша попляши

Нашим деткам помаши.

***********

Слова: «До свидания! Спасибо, Простите!

Пожалуйста, Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусе, в парке, в детсадике, дома!

Слова эти важны! Они человеку,

Как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить!

(Л. Кудлачева «Важные слова»)

УТРЕННИЙ ПРИЕМ

Я Медвежонок Миша

Я музыку люблю

Послушайте скорее

Как громко в бубен бью.

***********

Прятки

Где же, где же наши ручки?

Вот они, вот они

Вот наши ручки.

Пляшут, пляшут,

Пляшут наши ручки!

Где же, где же, где же

Наши ножки?

Вот  они, вот они

Вот они наши ножки

Пляшут, пляшут,

Пляшут наши ножки!

Где же, где же, где же

Наши детки?

Пляшут, пляшут,

Пляшут наши детки!

***********

Веселая игрушка, игрушка – погремушка

Погремушки у ребят очень весело звучат!

И Танечке дам, и Ванечке дам,

И Сашеньке дам, и Машеньке дам…

Ну-ка Ляля попляши!

Ай да ножки хороши!

***********

Заходите в гости к нам

Витамины я вам дам

Взрослые и малыши

Их принимать всегда должны.

***********

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем ногами,

Качаем головой

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем

Мы ручки опускаем

Мы ручки подаем и бегаем кругом.

***********

Застучали ножки

По ровненькой дорожке

Застучали много раз –

Будет весело у нас!

Кулачком сильнее бей,

Только руки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком.

А теперь мы побежим,

Прогуляться мы хотим

Побежали веселей

 И потопали дружней.

***********

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит…

А смеется малыш –

Что ручей журчит…

А уж слезы текут –

Будто дождик льет…

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдет…

Вот какой малыш.

ПРИЕМ ПИЩИ

Ладушки – ладушки,

Едем в гости к бабушке,

Едем в гости к деду,

К званному обеду.

Для всех готовит бабушка

Румяные оладушки!

***********

Каша из гречки

Где варилась?

В печке!

Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

(назвать по порядку всех детей)

Досталось по ложке

Гусям на дорожке

Цыплятам в лукошке

И Оля доела последние крошки!

***********

Час обеда подошел

Сели детки все за стол!

НА ПРОГУЛКЕ

На прогулке топ-топ

Мы шагаем дружно,

Не идет проказник дождь?

Посмотреть нам нужно.

Все в порядке: нет дождя,

Солнышко сияет,

Наши щечки, нос и лоб

Нежно согревает.

Ручки к солнцу подниму,

Лучики поймаю

Я их с пальчиков стряхну

С ними поиграю,

А потом я протопчу

На песке дорожку,

И колечки начерчу

Кругленькие ножкой.

Покружусь как мотылек,

Сядем на купавку,

И поглажу нежно я

Мягонькую травку.

***********

Стало вдруг светлее вдвое

Сад как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березки на плечах.

Мы с утра гулять пойдем.

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

***********

Поехали, поехали

По гладенькой дорожке

По мостику, по мостику

По ухабам – бух, бух!

Но домой вернулись,

Ух!!!

***********

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки

Все равно пойдем гулять

Одевай сапожки.

***********

Дождик, дождик, кап да кап!

Ты не капай долго так!

Мы по лужица бежим,

Громко, весело кричим!

***********

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

***********

Дует, дует ветер,

Дует задувает,

Желтые листочки с дерева срывает

И летят листочки, кружат по дорожке

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

***********

Снег, снег кружится,

Белая вся улица,

Собрались мы в кружок,

Завертелись как снежок.

***********

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

***********

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше меньше крути

Или улицы мети.

***********

Небо ярко – синее

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами,

Эй ребята, кто за нами?

(А. Введенский)

***********

Уж ты зимушка – зима

Закружила, замела

Все дорожки, все пути –

Негде детушкам пройти.

***********

Сосать сосульку – вот беда!

Нам строго запрещается.

Но почему она тогда

Сосулькой называется?

Художественное слово к режимным моментам:

укладывание спать

Баю – баю  - ручки в кучку,

Баю – баю  - ножки в кучку.

Станешь рыбкой –

Быстрой щучкой.

Баю – баю – как уснешь –

В сине море поплывешь.

**********

Баю – баю – баю – бай,

Лайка рыжая, не лай

Ты, корова, не мычи,

Петушок, не кричи.

Наша Катя хочет спать,

Стала глазки закрывать.

Колыбельная (Саша Черный)

Баю – бай! (Васик) Детка бай!

Ты собачка не лай!

Ты бычок не мычи!

Ты медведь не рычи…

Волк маленький не вой,

Петушок, дружок, не пой!

Все должны теперь молчать,

Детка хочет спать….

А теперь закроем глазки

Пусть всем нам приснятся сказки…

**********

Ай чики – чикалочки!

Едет гусь на палочке

Утка на тележке

Щелкает орешки

Едут птицы со двора

Нашей Кате спать пора.

**********

Баю – бай, баю – бай

Поскорее засыпай.

Ты закрой, закрой глазок

И поспи, поспи часок.

**********

Кто здесь весело плясал?

Деткам спать не давал?

Спать пока давно игрушкам:

Зайкам, мишкам, погремушкам.

**********

Е. Сербина

Баю – баюшки – баю,

Баю деточку мою

Приди котик ночевать,

Мою деточку качать,

Качать, прибаюкивать, Баю…

Как у котика – кота

Колыбелька хороша. Баю…

Маша не плачет (С. Капутикян)

Полно плакать, тише, тише,

А нетто Полкан услышит.

Скажет: «Гав! Кто плачет тут?

Машей тут кого зовут?»

«Убирайся, - скажем, - прочь

Уж не плачет наша дочь!»

При поливке цветов

Лейка, лейка, шибче лей-ка,

И водицы не жалей-ка!

Чистая водица,

Очень пригодится!

Хороша водичка,

Хороша водичка!

Подвижные игры:

Зайка серый умывается

Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5–6 раз.

Примечание: В кругу могут находиться и несколько заек — 4–5. Они одновременно выполняют игровое задание.

Все котятки, мыли лапки.

Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту:

Все котятки,

Мыли лапки: Вот так! Вот так!

Мыли ушки.

Мыли брюшки: Вот так! Вот так!

А потом они устали: Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!

Дидактические игры: 

Умоем куклу.

Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия, поддерживать положительные чувства к процессу умывания.

Материал: тазик с водой, маленькое полотенце с петелькой, кусочек игрушечного мыла в мыльнице, кукла. 

Мы купаем куклу Таню.

Цель: учить принимать игровую ситуацию – купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, мимикой, жестами, слушать звучащую образную стихотворную речь; развивать игровой опыт, уточнить названия предметов туалета: мыло, мыльница, полотенце, расчёска.

Материал: кукла-голыш, ванночка, игрушечное мыло, мыльница, полотенце.

Купаем куклу.

Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.

Материал: ванночка, куклы-голыши, полотенца, игрушечное мыло в мыльнице.

Кукла Оля обедает.

Цель: закрепить представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие – посуда; развивать игровой опыт, потребность в общении с взрослыми, доброжелательность к ним.

Материал: кукла Оля, стол, стульчик, тарелка, ложка, чашка, кастрюля, чайник.

Кукла хочет спать.

Цель: учить снимать одежду в определённой последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.

Материал: кукла-девочка, кукольная мебель (кровать, набор аксессуаров к ней, одежда для куклы, стульчик).

Оля проснулась.

Цель: учить надевать одежду в определённой последовательности, называть её.

Материал: кукла-девочка, стульчик с её одеждой.

Накормим куклу Машу.

Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в другую ситуацию.

Материал: кукла Маша, игровой стол и стулья, чайная посуда, приборы.

У Ванюши день Рождения.

Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: кукла Ваня, сервированный стол с расставленными приборами, игрушки, которые приглашены на день Рождения.

Приложение.

Диаграмма диагностики освоения культурно-гигиенических навыков детьми первой младшей группе в начале проекта.

Вывод: как видно из диаграммы, у детей преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в действиях, многие не умеют есть самостоятельно жидкую пищу. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

Диаграмма диагностики освоения культурно-гигиенических навыков детьми первой младшей группе в конце проекта.

Вывод: после реализации проекта  преобладает уровень освоения культурно-гигиенических навыков выше среднего. Дети более эмоциональны при выполнении практических умений, используют полученные навыки в игре. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков способствовал повышению уровня освоения данных умений.

Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Консультация для родителей

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт непросто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом  формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит  хороший, не нравится, значит плохой.

В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные  чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к  другому.

Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

             

Советы воспитателя для родителей

Аппетит ребенка раннего возраста, его сон, настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей.

Неправильные приемы взрослых при организации питания могут привести к закреплению отрицательных привычек у детей.

Совет первый. «Я — сам»

С полутора лет большинство детей умеют есть самостоятельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой - так, чтобы он не очень замечал, что ему помогают. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно еще раньше - к году.

Настает день, когда малыш начнет протестовать против того, что вы ему помогаете. «Сам! Сам!» - скажет он. Что ж, сам так сам. От вас потребуется определенное терпение: в первое время некоторое количество пищи малыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь - должен же он научиться есть самостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой.

Если с этой точки зрения мы взглянем на бытующий еще в некоторых семьях обычай развлекать малыша за едой, то поймем, в чем его вред: внимание сосредоточивается не на еде, а на чем-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механическим, не вызывающим радости и удовольствия, либо - что еще хуже - неприятной процедурой, которую приходится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили.

Чтобы малышу было интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, - блинчик, пирожок, крутое яйцо. Когда ребенок станет старше, на третьем году, он уже сможет участвовать в приготовлениях к еде: поставить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.

Совет второй. «Аккуратно и опрятно»

Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо - вытрите его салфеткой, прольет что-нибудь на стол - наготове должна быть специальная тряпочка. Наводить порядок вы будете не молча, а проговаривая свои действия. Это важно для развития речи. С раннего возраста ребенка следует приучать к правильной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, ее смена для каждого блюда, красивая клеенка, на которой не должно быть крошек, в большой мере способствуют воспитанию аккуратности.

Совет третий. «Соблюдение правил»

Детей на третьем году жизни надо приучать к соблюдению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь, не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, пока дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т.п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, следует спокойно сказать малышу: «Я вижу, ты есть не хочешь. Что же, иди играй». Не злоупотребляйте запретами. И в то же время не разрешайте малышу делать за столом все, что он захочет.

Запреты необходимы тогда, когда избежать их нельзя, и то, что однажды запрещалось, не должно и в дальнейшем разрешаться.

Совет четвертый. «Если ребенок не ест»

Что же делать, если вас тревожит недостаточный, плохой (подкрепленный точным подсчетом того, что ребенок действительно съедает) аппетит малыша?

Прежде всего попытайтесь выяснить причины. Возможно, ребенок время от времени отказывается от еды потому, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: «Ты устал, давай-ка я покормлю тебя». Если малыш продолжает отказываться от еды - не настаивайте, предложите ему отдохнуть, но без упреков, без выговора и угрозы: «Ну, не хочешь есть, не надо, поешь потом».

Совет пятый. «Терпение»

Дети раннего возраста еще не могут соотнести свои возможности с потребностями (ребенку кажется, что он может сделать все, а у него не получается). Это вызывает негативную эмоциональную реакцию ребенка. Взрослым не надо сердиться на него, расценивая все как каприз. Не надо настаивать на беспрекословном послушании без учета этой особенности. Иначе ребенок может дойти до нервного напряжения. Важно проявлять терпеливое, ровное отношение к ребенку, сохранять положительные эмоции у детей.

Надо помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения. Поэтому нельзя считать, что если ребенок сегодня самостоятельно ест, то завтра он сможет это сделать без помощи и напоминаний. Требовать от детей раннего возраста самостоятельности в еде без участия взрослого нецелесообразно. Важно обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребенку.                    

Список литературы

1. Алямовская В.Г. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. –М., 2007.

2. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. –М: «Просвещение», 2002.

3. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия: методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009.

4. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

5. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей. –М., 2001.

6. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Методическое пособие / С. С. Прищепа. – М. :ТЦ «Сфера», 2009.