Сказкотерапия
методическая разработка (средняя группа) на тему

Клюкина Светлана Викторовна

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения

родным языком, умением пользоваться языком

как средством познания окружающего,

усвоения опыта, накопленного человечеством,

как посредством познания самого себя…

как могучим средством общения и взаимодействия людей.                                                              

                                                                          А.А.Люблинская 

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterpiya_1.doc64 КБ
Office presentation icon skazkopedagogika.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия  как средство коммуникативного общения

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения

родным языком, умением пользоваться языком

как средством познания окружающего,

усвоения опыта, накопленного человечеством,

как посредством познания самого себя…

как могучим средством общения и взаимодействия людей.                                                                                                                                         А.А.Люблинская    

              Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

«Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний».  (А.Р.Лурия) Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становиться ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значение средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. В сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов- через обновление собственной точки зрения в речи- доказательстве- к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

 3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове- через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки- через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме. слове- к децентрации (пониманию эмоции других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений- через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков- к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре- драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого- через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов- к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками.

1. Познавательно- аффективная ориентировка. Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа. Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения

2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций: Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка. Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

 3. Выражение замещающей потребности. Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний— потребностей в играх-фантазиях по сказке. Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста— совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста— фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Речевые игры широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой — качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству.

По мнению Е.В.Чех можно выделить несколько методов сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование сказки, песочная терапия, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

Метод «Рассказывание сказки»

Любое рассказывание сказки уже лечение само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом педагог может наблюдать, что происходит в процессе восприятия сказки детьми.

При восприятии сказки ребенок учится  эмоционально и активно воспринимать сказку, анализировать , осмыслять  литературный текст , усваивать  последовательность и выразительность передачи содержания.

При рассказывании сказки у ребенка формируются навыки грамматически правильной речи, обогащается словарный запас, закрепляются произношения трудных звуков русского языка. Игровые упражнения тренируют произвольное внимание, память , воображение. Ребенок учится находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации. Учится задавать вопросы, отвечать на вопросы, передавать содержание сказки при помощи вопросов педагога. Развивается связная, монологическая речь.

Игровые приемы и упражнения с театральными куклами разного вида:

«Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение», «Расскажи с помощью иллюстраций», «Что сначала, что потом», «Задай вопрос герою», «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку», «Повстречались» и др.

этюды, пантомимические упражнения:

«Лисенок боится», «Настроение», «Угадай кто это?», «Мы медведя испугались», «Осьминожки резвятся», «Осьминожки танцуют», «Хвастливый зайка», «Упрямые козлики», «Смелые мышки», «Котята» и др.

игры-драматизации и игры -имитации:

«Репка», «Колобок», «Теремок», «Про котенка», «Кисонька-мурысенька», «Курочка-рябушечка», «Кот и сметана», «Медведь», «Лиса», «Заяц» и др.

мнемотаблицы, мнемодорожка:

«Расскажи с опорой на картинки», «Расшифруй сказку», «Чего не хватает».

Метод «Рисование сказки»

После прочтения сказки, ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок  воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Можно использовать прием «Кляксографии» : «Дорисуй», «На что похоже?»

Игровые приемы: «Нарисуй историю»,  «Нарисуй, где ты был», «Ты отправляешься на бал» и др.

Нарисованные детьми сказки могут быть собраны в альбомы, коллажи, панно, для последующего обыгрывания.

Метод «Изготовление кукол»

Это один из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В ней важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Развивается диалогическая речь.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи.

Например: при изготовлении элементарных элементов куклы из бросового материала дети общаются друг с другом и с воспитателем по поводу, кто кого делает, на что это будет похоже, дают советы друг другу, задают вопросы «Какой он у тебя будет? Злой или добрый?», «Что он умеет делать?», «Опиши какой он » и другие.

Метод «Песочная терапия»

Одним из интереснейших метод является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован воспитателями в образовательных целях.

Как пишет Сакович Н.А. «в подносе с влажным или сухим песком ребенок  располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

В песочной терапии у ребенка развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, развиваются коммуникативные навыки

Приемы:«Нарисуй змейку», «Нарисуй машинку» (ручеек, речку), «Построй домик для зайчика», «Сделай норку для мышки», «Каравай на день рождения Чебурашки»

Метод «Кататимный подход в сказку»

Обухов Я. разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

фаза предварительной беседы . На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Педагог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

фаза релаксации . Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

фаза представления образа.Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

фаза обсуждения . Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе.

Ее основу составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную тему воспитателем. У ребенка развивается фантазия, воображение, воспринимает смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Он погружается в описываемые события, переживает вместе с героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны. Вернувшись в реальный мир у ребенка появляется чувство защищенности, уверенности и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Метод «Сочинение сказки»

Педагог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Сочинение сказок с детьми  лучше начинать с произведения знакомых сказок, в которые добавляются другие герои (Красная шапочка по дороге к бабушке повстречала колобка). Затем в сказках дети изменяют место действия (Красная шапочка оказалась в пустыне). Используя прием инверсии, разработанный Л.А. Гуевичем, можно  научить детей составлять сказки на новый лад, изменяя характер героев (Красная шапочка – хитрая, волк – трусливый).

При использовании этого метода у детей обогащается словарный запас (используют в речи сравнения, синонимы, антонимы, глаголы, прилагательные).

Дети учатся подбирать однокоренные слова, рифму, смешные длинные слова (пушистохвостая, коротконогий), составлять распространенное предложение.

У детей развивается диалогическая и монологическая речь, творческое воображение, память, инициатива, интерес к сказкам, мышление, самостоятельность при составлении связного рассказа, умение подбирать нужное слово, решать несложные творческие задачи.

Игровые упражнения и приемы:

«Придумай рифму», «От каждого — по словечку», « Отправь записку лисичке» (любому герою), «Напишем SMS-сообщение» (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читают и обсуждают написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю), «Придумай новое название сказки», «Определи лишнее слово», «Назови ласково», «Скажи по другому», «Придумай новый конец сказки», «Расскажи от имени героя сказки», «Задай вопрос герою», «Закончи предложение», «Речевые ситуации», «Так бывает или нет?»

Рассуждения  по  пословицам и поговоркам, загадкам.

Проблемные ситуации:

« Введение частицы «НЕ» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...),

«Некоторые частицы слов убежали из сказки» (Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря»), «Измени сюжет», «Появился новый герой»

Интервью:

«Расскажите о…», «Как ты думаешь, что было бы, если…», «А если бы…»

Одним из приемов активизации речевого творчества детей стало эмпатическое рассказывание. Рассматривая рисунки к сказкам, дети представляли, что оказались на месте событий, и описывали, что услышали, почувствовали. Свои сказки дети любят больше запоминают надолго, так как они вобрали в себя ни чье-нибудь, а их собственные переживания и радости. В сказках дети снабжают героя волшебной силой для решения задач, а значит, решают собственные проблемы. Счастливый конец сказки обеспечен, а с ним жизнь детей становится полнее, радостней, что благотворно отражается и на здоровье детей.

Методы сказкотерпаии помогают развить многие способности человека. Благодаря им, он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающими.

Хочется отметить, что в исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

К 3 году у ребенка проявляется интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К.И. Чуковскому). К пяти годам у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) . Но этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение.

Поэтому, применение техники сказкотерапии необходимо начинать с детьми младшего дошкольного возраста, позволяет активно развивать не только диалогическую, но и монологическую речь. Дети учатся высказывать свои мысли, структурировать их. Через сказкотерапию ребенок воспитывается “эгоцентрированной” личностью (по З.Фрейду), которая в дальнейшей своей жизни сможет решить проблемы, возникшие в личностном плане (соотношение “собственно – Я” с окружающим). Ведь через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций.

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем ихороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.  Валентин Берестов

«Сказка никогда не должна заканчиваться , даже если детство ушло…»   Андрей Белянин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районное методическое объединение «Современные технологии развития детских видов деятельности» «Сказкотерапия как средство коммуникативного общения» Автор – составитель: воспитатель I кв. категории Клюкина С.В. МБДОУ детский сад №14 «Солнышко» г.Павлово 2015г.

Слайд 2

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как посредством познания самого себя… как могучим средством общения и взаимодействия людей. А.А.Люблинская

Слайд 3

интеграция личности развитие творческих способностей и адаптивных навыков Сущность сказкотерапиии совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром обучение, диагностика и коррекция

Слайд 4

Направления развития речи и личности ребенка Творчество : подражание взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове Активность : от потребности в эмоциональной разрядке – к активизации образной лексики и положительных эмоций Эмоциональность : от эмоционального заражения образами сказки - к децентрации и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный Произвольность : от переживания эмоциональных состояний героев в проблем. ситуациях и понимания значений образных выражений - к динамическому равновесию движений и речевых сообщений в игре- драматизации Связная речь : от продолжения фраз взрослого - к творческим импровизациям по сюжету. Самостоятельность : от ориентировки в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки - к поиску лучших способов самовыражения

Слайд 5

2 3 1 Познавательно- аффективная ориентировка . Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций Выражение замещающей потребности

Слайд 6

Создание позитивного эмоционального фона в общении Формирование игровых и реальных отношений между родителем и ребенком и сверстниками Возрастание социальной компетентности и способности к решению реальных жизненных ситуаций Изменение позиции ребенка в направлении личностного роста, осознания собственного «Я» Формируются новообразования:

Слайд 7

Методы сказкотерапии рассказывание сказки рисование сказки сочинение сказки изготовление кукол песочная терапия постановка сказки

Слайд 8

Метод «Рассказывание сказки»

Слайд 9

«Я начну, а ты продолжи» «Закончи предложение» «Повстречались» «Расскажи с опорой на картинки» «Осьминожки резвятся»

Слайд 10

Метод «Изготовление кукол»

Слайд 11

Метод «Песочная терапия» «Нарисуй речку» «Построй домик для зайчика» «День рождения Чебурашки» «В гости к принцессе»

Слайд 12

Метод «Кататимный подход в сказку»

Слайд 13

Метод «Сочинение сказки» «Красная шапочка повстречала Колобка» «Задай вопрос герою» «Отправь записку Лисичке» «Появился новый герой»

Слайд 14

3 года - у ребенка проявляется интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К.И. Чуковскому). 5 лет - у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) . 6-7 лет , исчезает потребность к «словотворчеству», так как речь сформирована, подкрепленна интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! « Сказка никогда не должна заканчиваться , даже если детство ушло …» Андрей Белянин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...