Мастер класс для педагогов ДО
консультация на тему

Мясникова Лидия Валериевна

Цель : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

2. Обучить приемам социоигровой технологии;

3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx187.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс для педагогов МАУДО «Детский сад №2» на тему

«Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Мясникова Лидия Валериевна, воспитатель МАУДО «Детский сад №2»

Севастьянова Людмила Миониновна, заместитель директора МАУДО «Детский сад №2»

 

Цель : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

2. Обучить приемам социоигровой технологии;

3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

 

I.Теоретическая часть.

Так как в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования со временем усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.

Изучая данное направление, мы определили основную цель своей работы – показать роль и значение социо-игровой технологии в социально-личностном развитии детей, а также организовать деятельность детей в атмосфере взаимопонимания.

Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучаемого вопроса, уточнить сущность понятия «социально-личностное развитие» и «социо-игровая технология»;

2) В процессе изучения литературы определить состояние и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к ДОУ;

3) Выявить влияние социо-игровых технологий на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение  социоигрового стиля обучения .

    Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.

  Отсюда термин:  Что же такое социо-игровая педагогика?

      Социо- игровая педагогика это- педагогическое искусство, позволяющее соединить  движение, вариативность и работу в малых группах.

Если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция занятия может оказаться шаткой и ненадежной.

Отсутствия ДВИЖЕНИЙ – раз!

Если дети на занятии  были малоподвижны, то социо - игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.

Отсутствия смены, разнообразияВАРИАТИВНОСТИ – два!

Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен  в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо - игровой.

Отсутствия работы в МАЛЫХ ГРУППАХ – три!

Если про ходу занятия дошкольники не объединялись в малые групки, или эти групки между собой не вступали в общение (а только с воспитателем), то социо - игровая педагогика на таком занятии и «близко не лежала».

Если социо-игровая технология способствует: движению (на занятиях дети подвижны); смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях и видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми, то из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ

1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер

2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки

3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов

4. Смена мизансцен, т.е. обстановки

5. Ориентация на индивидуальные открытия

6. То, что трудно – интересно.

7. Движение или активность.

8. Жизнь детей в малых группах

9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток

 

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

1. Игра для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.

Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.

II. Практическая часть.

Игры для рабочего настроя.

А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии.      Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.

Колокольчик озорной , ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся.

Вам приятно , когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная» шкатулка. Я вам предлагаю поочереди передавать шкатулку по кругу  при этом говорить друг другу комплименты. Постенно наша шкатулка наполнится  добрыми, ласковыми словами.

А чтобы наша работа была слаженной я вам предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание. Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну , те , кто одет в брюки играют на своих музыкалных инструментах. А когда топну играют те, кто одет в юбки или платья. Причем это тужно делать всем одновременно. ( игра повторяется несколько раз , пока все играющеи не сделают одновременно).

 Игры –разминки (объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха)

А сейчас выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним. Через некоторое время нужно поменяться местами.

Данная игра способствует рабочемк настрою,  развивает наблюдательность и коммуникативные способноси.

Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).

После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к распределению на команды. Предлагаю распределиться на команды по сезону рождения ( кто родился летом –одна команда, осенью- другая и т.д.)

Далее используются игры на взаимодействие. Я вам предлагаю игру «Сочини стихотворение, используя 4 слова» — направленную на совместную творческую деятельность в микрогруппе, на развитие воображение: Вам необходимо в течении 1-2 минут микрогруппой составить стихотворение по следующей схеме: 1-2 и 3-4 строчки должны рифмоваться между собой. (Как пример можно предложить рифмы к разным частям речи – Существительные: рак – мак, цветок – лепесток, шутка – минутка и т.д. Глаголы: прыгали – скакали, играли – танцевали и т.д. Прилагательные: чудесный – прелестный, яичный – пшеничный и т.д. Наречия: широко – далеко, глубоко – высоко). Пример: Я пришёл сегодня в сад, Очень Слава был мне рад. Я ему принёс лошадку, Ну а он мне дал лопатку.

Игры вольные, требующие передвижения.

А сейчас я вам предлагаю игру «Разрезная картинка» — направленную на объединение детей в микрогруппы: Каждый из участников должен взять на столе один фрагмент картинки и найти свою команду (объединиться с теми, кому достались части, которые необходимы для составления целой картинки). Затем нужно сесть на места по командам.

Игры творческого самоутверждения.

Итак, вы  объединились в микрогруппы. Предлагаю каждой микрогруппе нарисовать  какой-либо пейзаж, соответстующий картинке, которая у вас получилась. Причем рисовать нужно будет всем членам микрогруппы на одном листе. Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.

Выполнение задания командами. Представление результатов.( каждаый член микрогруппы рассказывает что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Рефлексия. – сейчас давайте откроем нашу «волшебную»  шкатулку и все добрые слова, которые мы говорили друг другу вначале подарим каждому из нас.

Поблагодарить за работу.

III. Заключительная часть.

Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку.

 

 

http://detsad2.caduk.ru/images/rabotavmikrogruppax

 

 

Практикум для педагогов ДОУ.

Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника.

Задачи:

1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

2. Обучить приемам социоигровой технологии;

3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика.

Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию

коммуникативных навыков у дошкольников.

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры.

Основные условия

Движение - под любым предлогом. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить

каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям, слушающего (других людей, действующего (вместе с другими) .

Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.

Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.

Принципы руководства в социоигровых технологиях:

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

• Движение и активность.

Социигровая методика предполагает интеграцию областей.

Это дает положительный результат в области коммуникации, познании,

эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные

способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует

речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

Задачи:

- развитие взаимодействия в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок – педагог» для обеспечения эмоционального благополучия;

- коррекция агрессивного, импульсивного поведения;

- создание условий для развития личностных качеств;

- формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;

- развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя.

А для практической применимости социо – игровой технологии, я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.

Последовательность введения игр:

1. Игры-задания для рабочего настроя:

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

Пример

- можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение

- «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».

- дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».

Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

«Слова на одну букву (звук) »

Игра начинается со слов «Я вижу… »

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

- сочинение сказки, общей истории

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.