Программа "Березонька"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Рощина Людмила Борисовна

Программы направлены на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Березонька" 394.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ФАНТАЗИЯ»

ПРОГРАММА: «БЕРЕЗОНЬКА»

(приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество и формирование устойчивых социально личностных качеств.)

Автор – составитель:

Л.Б.Рощина

г. Пыть - Ях

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………….……...…..…2-4

  1. Историческая  значимость фольклора…………………….....…..5
  2. Детский фольклор……………………………………………...….6-8
  3. Роль народное творчество в воспитании и развитии ребенка…9
  4. Особенности понимания детьми малых фольклорных форм….10-11
  5. Организация детские фольклорных праздников………………..12

Тематический план…………………………………....…………...13-16

Перспективный план………………………………………………17-20

Диагностика………………………………………………………...21-54

Музыкальный репертуар…………………………………………..55

Используемая литература………………………………………….56-57

Пояснительная записка

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Однако педагогическая практика, к сожалению, не исчерпывает всех возможностей фольклора в духовно-эмоциональном развитии детей. Во многом это связано с ограниченностью репертуара, неразработанностью конкретно-методических приемов работы с данным материалом.

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Через  устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

Фольклорные формы не только развивают речевые возможности детей, но и формируют эмоционально - личностное  развитие ребенка.

Мною разработанная программа «Березонька», направлена на духовное развитие индивидуальных особенностей личности, которая предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. усвоение материала на более высоком и сложном уровне, а также создание атмосферы  радости детского творчества.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Определив направления в работе, приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к познанию. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества, прочитала специальную литературу по фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы появилась: горница (комната русского быта) с березкой под окном.

В работе использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми); игровой метод. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

При отборе фольклорного материала учитываются возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старшие дети знакомятся с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Ввела в практику слушание русских народных мелодий.

Сотрудничество и взаимопонимание со стороны родителей помогает более близко прикоснуться к истокам нашей древней культуры.

Цель программы:  Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество и формирование устойчивых социально личностных качеств.

Для достижения поставленной цели перед программой поставлены следующие задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  3. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
  4. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
  5. Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
  6. Развитие навыков совместной деятельности, общения.

Занятия проводятся один раз в месяц, во вторую половину дня. В течении месяца проводится предварительная работа: рассматривания альбомов, просмотр видеофильмов, слушание  аудиозаписей народной музыки, чтение и заучивание малых фольклорных форм, обыгрывание сказок и потешек, изготовление народных игрушек, Разучивание народных песен, хороводов, плясок.

  1. Историческая  значимость фольклора.

Слово  «фольклор»  в  буквальном  переводе  с  английского  означает  народная  мудрость.  Фольклор - это  создаваемая  народом  и  бытующая  в  народных  массах  поэзия, в  которой он  отражает  свою  трудовую  деятельность, общественный  и  бытовой уклад, знание  жизни, природы, культы  и  верования.  В  фольклоре  воплощены  воззрения, идеалы  и  стремления  народа, его  поэтическая  фантазия, богатейший  мир  мыслей, чувств, переживаний, протест против  эксплуатации  и  гнета, мечты  о  справедливости  и  счастье. Это  устное, словесное  художественное  творчество, которое  возникло  в  процессе  формирования  человеческой  речи.  М. Горький говорил: «… Начало искусства  слова – в фольклоре».

Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». В таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало.

Образы  народных  героев  выражают  лучшие  черты  русского  национального  характера; в содержании  фольклорных  произведений  отражаются  наиболее  типичные  обстоятельства  народной  жизни.

На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.

Детский фольклор формируется под  воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога,  опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

  1. Детский фольклор

      Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

      Под термином «детский фольклор» обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми, и творчество взрослых для детей. Эти три части детского фольклора составляют одно сложное целое.

      Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

      Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и   стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

      Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках. Знали матери и бабушки, что спокойный длительный сон – необходимое условие здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру.

      Однако самое действенное воспитательное влияние оказывает на ребенка сама материнская любовь и нежность, составляющие стихию колыбельных песен. Общеизвестно отношение в народе к детям как к благу, счастию, смыслу жизни.

      Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами: милый, хороший, дорогой, желанный, пригожий, богоданный, умоленный.

      Каких только слов не придумает мать, укачивая дитя, – и почти все неологизмы созданы с помощью ласкательно-уменьшительных суффиксов:

      Дорогая дороголюшка,

      Золотая золотиночка,

      Дитятко, дитя маленькое,

      Маленькое, крохотанненькое.

      Но иногда мать, выведенная из себя непослушанием ребенка, может обратиться к нему и так:

      Спи. мое зевало,

      Спи, мое горлало!

      Назначение колыбельных песен обусловило и особую форму их исполнения: пение продолжается непрерывно до тех пор, пока ребенок не уснет. Поэтому нет их четкого разграничения, они следуют одна за другой, скрепленные припевом, состоящим из особых «убаюкивающих» слов.      

           Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

      Потягунушки,

      Порастунушки,

      Поперек толстунушки,

      А в ножки ходунушки,

      А в ручки хватунушки,

      А в роток говорок,

      А в головку разумок.

          Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...» На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми. Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...»

      Постепенно приходит пора сказок. Детям младшего возраста рассказывают прежде всего сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека (жадность, глупость, хитрость), которые осуждает сказка, и в этом заключается ее мораль и воспитательное значение. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит:

      Жили-были два гуся,

      Вот и сказка вся!

      Поднимается крик недовольства...

      К сожалению, во многом ушел в прошлое народный опыт воспитания детей младшего возраста. Современные молодые матери не знают поэзии пестования, между тем в ней содержится веками отобранный и практически проверенный материал.

      Игра имеет в жизни ребенка исключительно важное значение. Для ребенка всякая игра серьезна, поскольку играя, он живет. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии давно ушедшего быта. На протяжении веков игры были средством физического, военного, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

      Но по-хозяйски осваивая приобретенное, дети вносят в него свои коррективы, безудержно импровизируя и выдумывая. Особенно это относится к жеребьевкам (жеребьевым сговоркам) и считалкам.

      Жеребьевки и считалки предшествуют игре, вернее, открывают ее. Посредством жеребьевых сговорок играющие разделяются на две партии, при помощи считалок – делят роли и устанавливают очередь для начала игры.

            Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре – самый, пожалуй, распространенный жанр детского фольклора. Сказывание и слушание считалки доставляет детям огромное наслаждение. Далеко не каждый ребенок может быть хорошим «считалочннком»: он должен обладать цепкой памятью, чтоб знать возможно больше стихов, в какой-то степени артистизмом, непременно быть честным (ибо при счете вполне возможно слукавить).

      И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю, чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солныш-ку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках. Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор.

      Когда-то эти произведения имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений.

      В особую группу объединены произведения, близко примыкающие к игровому фольклору. Исследователи обычно называют его потешным, включая в него сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, иногда молчанки и голосянки.

            Молчанка – это стихотворный уговор – молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать долго дети не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеетс.

      Небылицы-перевертыши – песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

      Таков основной состав детского фольклора.

     

  1. Роль народное творчество в воспитании и развитии ребенка.

Напрасно думать, что фольклорная литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать   патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

  1. Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками  впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Использование различных форм устного народного творчества облагораживает духовный мир ребенка и помогает получать первые уроки по развитию его речи.

  1. Организация детские фольклорных праздников.

Проводить детские фольклорные праздники достаточно сложно – требуется огромные подготовительные работы, причем по большей части силами самих детей. То есть взрослым нужно в первую очередь написать сценарий праздника и заняться вместе с детьми его подготовкой. Иногда на такую работу уходит несколько месяцев, но, как показывает результат, результат стоит потраченных сил! Как же всё-таки нужно сделать фольклорный праздник для детей интересным и запоминающимся?

Вначале требуется выбрать тему праздника. Детские фольклорные праздники подразумевают обращение к прошлому. Поэтому просто посмотрите вокруг и обратитесь к народному календарю и творчеству. Обнаружится огромное количество предположительных тем для торжества: ярмарки, отдых, народное творчество, традиции и обычаи – словом, всё, что касается прошлой жизни россиян, всё будет полезно узнать нашим детям.

Детские фольклорные праздники должны быть подготовлены с помощью самих участников: всем вместе нужно сшить костюмы для торжества, выучить стихотворения, подготовить несколько танцев, хороводов, частушек и песен по теме праздника, разучить народные мотивы, исполнив их на русских инструментах, например, балалайке. Очень полезно и познавательно будет организация выставки предметов народного искусства: посуды, одежды, ткани старинных образцов, орудий труда и т.д. Сделать это можно в виде ярмарки – будет весело, увлекательно и разносторонне. И пусть такие детские фольклорные праздники станут своеобразным мостиком между нынешнем поколением и прошлым нашей страны. Ведь, забыв о своих истоках, о своих корнях, оказавших без прошлого, мы все рискуем потерять себя в будущем – остаться без духовной силы, веры, надежды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

2-ая младшая группа

     

               месяц

тема занятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Горница

*

Березонька белая

*

Уж как я своих

ребяток наряжу…

*

Баюшки – баю…

*

Рождественские подарки

*

Русские зимние забавы

*

Солнце красное,

солнце ласковое

*

Встречаем перелетных птиц

*

Нарядилась березонька в зеленый наряд

*

Итого: 9 занятий

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

Средняя группа

     

               месяц

тема занятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Русские народные игрушки

*

Веселая матрешка

*

Дымковские барышни

*

Рождественская ярмарка

*

Звонкие свистульки

*

Озорные частушки

*

Русские народные игры

*

Приди весна с радостью

*

Весенний перепляс

*

Итого: 9 занятий

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

Старшая группа

     

               месяц

тема занятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Русский сувенир

*

Сказка быль да в ней намек…

*

Гусли звончатые

*

Богатыри земли русской

*

Святочные вечеринки

*

Русский перепляс

*

Проводы зимы

*

Звенит весенняя капель…

*

Емелина неделя

*

Итого: 9 занятий

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

Подготовительная к школе  группа

     

               месяц

тема занятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Будет хлеб – будет и песня

*

Осенняя ярмарка

*

Осенние посиделки

*

Здравствуй,

зимушка – зима

*

Рождественский праздник

*

Зимний вечер

*

Широкая масленица

*

Весну закликаем

*

Соловьиный праздник

*

Итого: 9 занятий

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

2-ая младшая группа

Тема

Задачи

Горница

Создать условия, в которых доминируют прочные культурно исторические корни. Приобщать детей к русской национальной культуре. Развивать навыки совместной деятельности, общения. Развивать  навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом.

Березонька белая

Развивать у детей национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Через знакомство с произведениями фольклора и их исполнение привить детям любовь к родной природе. Развивать  навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом.

Уж как я своих ребяток наряжу…

Приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства. Воспитывать детей на народных традициях. Дать ребенку почувствовать  свою значимость.

Пошел котя на торжок…

Создать условия, в котором дети смогли бы наполнить свое развитие новым духовным содержанием. Развивать навыки совместной деятельности, общения.

Рождественские подарки

Воспитывать нравственные чувства детей дошкольного возраста, путем приобщения к культуре русского народа. Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого. Дать ребенку почувствовать  свою значимость.

Русские зимние забавы

Развивать  умение у детей учитывать мнение партнера. Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Солнце красное,

солнце ласковое

Приобщать детей к культурно – историческим праздникам. Воспитывать интерес к событиях культурно – исторического календаря. Развивать  навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом.

Встречаем перелетных птиц

Продолжать приобщать детей к культуре русского народа. Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого. Дать ребенку почувствовать  свою значимость.

Нарядилась березонька в зеленый наряд

Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, музыкальность на основе разных жанров тульского фольклора. Формировать  навыки совместной деятельности, общения.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

Средняя группа

Тема

Задачи

Русские народные игрушки

Обогатить знания детей о высокой ремесленной культуре наших предков; познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел — деревообработка, вышивка, ткачество, кузнечное и гончарное ремесла. Развивать  навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом.

Веселая матрешка

Знакомить  детей с народно-прикладным искусством: русская матрешка, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа. Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого. Развивать  умение у детей учитывать мнение партнера.

Дымковские барышни

Познакомить детей с народно-прикладным искусством:  дымковская игрушка, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа. Дать ребенку почувствовать  свою значимость.

Светлое рождество

Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности. Развивать  умение у детей учитывать мнение партнера.

Звонкие свистульки

Познакомить детей с народно-прикладным искусством: свистулька, как продукт народного творчества, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа. Развивать навыки совместной деятельности, общения.

Озорные частушки

Познакомят детей с такими видами устной народной поэзии как частушки. Дать ребенку почувствовать  свою значимость.

Русские народные игры

Познакомить с русскими народными играми.Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого. Развивать умение у детей распределять обязанности с учетом интересов каждого.

Приди весна с радостью

Познакомить детей с одним из самых любимых праздников русского народа, с русскими народными играми, шутками, песнями; продолжать знакомить с народным календарем; развивать фантазию и умение импровизировать по ходу игры. Развивать навыки совместной деятельности, общения.

Весенний перепляс

Познакомить детей с основными движениями русского народного танца, закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках, Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

Старшая группа

Тема

Задачи

Русский сувенир

Обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Активизация творчества детей.  Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого. Развивать  умение у детей учитывать мнение партнера.

Сказка быль да в ней намек…

Обогащать детей яркими, красочными впечатлениями, активизировать их восприятие, внимание, воображение, творческие проявления, учить сопереживать артистам, персонажам сказок. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности.

Гусли звончатые

Познакомит детей со свойствами и особенностями народных музыкальных инструментов. Дать ребенку почувствовать  свою значимость. Развивать у детей умение помогать друг другу.

Богатыри земли русской

Познакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми русского народа, воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать  навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом.

Святочные вечеринки

Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками, с самобытностью русского народа, проявляющейся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках). Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого. Развивать  умение у детей учитывать мнение партнера.

Русский перепляс

Познакомить детей с основными движениями русского народного танца, хоровода, закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках, обогащать музыкальный словарь на основе усвоения специальных терминов из области пластического искусства. Обучение общению. Развивать умение у детей распределять обязанности с учетом интересов каждого.

Проводы зимы

 Расширение знаний детей о национальной традиционной культуре (о сезонных изменениях в природе; о праздниках, обычаях, приметах русского народа; о бытовых традициях русского народа), подробно знакомить с народными шутками да прибаутками, загадками, песнями. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности. Развивать у детей умение помогать друг другу.

Звенит весенняя капель…

Расширить знания детей о приметах весны, обрядовых праздниках, традициях. Развивать навыки совместной деятельности, общения.

Емелина неделя

Формировать  художественный вкус ребенка, обогащать речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. Обучение общению. Развивать умение у детей распределять обязанности с учетом интересов каждого.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН   ЗАНЯТИЙ

Подготовительная к школе группа

Тема

Задачи

Будет хлеб – будет и песня

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – это итог большой работы  многих людей. Развивать интерес к приметам , пословицам и поговоркам. Воспитывать бережное отношение к хлебу.  Развивать  навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом.

Осенняя ярмарка

Дать детям почувствовать озорство, веселье русской ярмарки.

Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности.

Осенние посиделки

Формирование у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремления сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Обучение общению. Развивать у детей умение помогать друг другу.

Здравствуй, зимушка - зима

Приобщать детей к культуре русского народа; познакомить с народными традициями. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности.

Рождественский праздник

Познакомит детей с религиозным праздником Рождества Христова. Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого.

Зимний вечер

Расширить знания детей о зимних явлениях природы, признаках зимы, погодных народных приметах, праздниках.  Познакомить детей с тем, чем занимались наши предки (бабушки и дедушки) в долгие зимние вечера в крестьянской избе, о зимних праздниках, гаданиях, верованиях.  Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого.

Широкая масленица

Учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл. Воспитывать интерес к культурно историческому прошлому. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности сплоченности.

Весну закликаем

Познакомить детей с одним из самых любимых праздников русского народа, с русскими народными играми, шутками, песнями; продолжать знакомить с народным календарем; развивать фантазию и умение импровизировать по ходу игры. Создание положительного настроения и атмосферы принятия каждого. Развитие умения детей договариваться, приходить к общему мнению.

Соловьиный праздник

Создать условия, в котором дети смогли бы наполнить свое развитие новым духовным содержанием.  Обучение общению. Развивать умение у детей распределять обязанности с учетом интересов каждого.

Диагностика

На сегодняшний день  по вопросу усвоения малых фольклорных форм и одновременно социально – личностного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении недостаточно разработана диагностическая методика по выявлению оценки эффективности реализации соответствующих программ.

Вопросы оценки эффективности по усвоению малых фольклорных форм и одновременно социально – личностного развития ребенка в ДОУ остаются недостаточно разработанными. Следует отметить отсутствие комплексной, системной критериальной базы, необходимой для прослеживания динамики усвоения ребенком малых форм русского народного творчества и одновременного развития социально – личностных качеств в условиях ДОУ. Однако  только успешная реализация программы без соответствующих критериев и обратной связи не может служить гарантом эффективности по усвоению форм русского народного творчества и одновременно эмоционально – личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Вопросы

для диагностики по усвоению фольклорных форм

во второй младшей группе.

  1. Какую песенку поет мама своему ребенку перед сном? Как мама ласково называет своего малыша?
  2. Какую одежду носили в старину? Какая была обувь?
  3. Какие знаешь музыкальные инструменты русского народа?
  4.  Назови старинную утварь (посуду)?
  5. Что можно использовать как музыкальный инструмент и как столовый предмет?
  6. Кто веселил народ на праздниках?
  7. Что проводили крестьяне после уборки урожая?
  8. Как называется дерево, которому народ пел песни, сочинял потешки?

Обработка результатов:

Ответы на вопросы:     от 1 до 4 – средний уровень

от  4 до 6 – выше среднего

от  6 до 8 - высокий

Вопросы

для диагностики по усвоению фольклорных форм

в  средней группе.

  1. Назови русскую народную игрушку?
  2. Как называется игрушка, которую можно вставлять друг в друга?
  3. Из чего делали с старину свистульки?
  4. Где можно было купить народную игрушку?
  5. Как называются игрушки, сделанные из глины: барышни, петухи и т.д.?
  6. Назови русскую народную игру?
  7. Какой народный весенний праздник вы знаете?
  8. Спой частушку.

 

Обработка результатов:

Ответы на вопросы:     от 1 до 4 – средний уровень

от  4 до 6 – выше среднего

от  6 до 8 - высокий

Вопросы

для диагностики по усвоению фольклорных форм

в  старшей группе.

  1. Назови предметы старины.
  2. Назови добрых героев сказок?
  3. Назови былинных богатырей.
  4. Что делали на посиделках?
  5. Назови народную примету.
  6. Какие знаешь движения народного танца.
  7. Что такое хоровод?
  8. Что можно увидеть на празднике «Масленица»?
  9. Назови пословицу или поговорку о весне.
  10. Спой русскую народную песню.

Обработка результатов:

Ответы на вопросы:     от 1 до 4 – средний уровень

от  4 до 7 – выше среднего

от  7 до 10 - высокий

Вопросы

для диагностики по усвоению фольклорных форм

в  подготовительной к школе группе.

  1. Откуда приходит к нам хлеб?
  2. Назови пословицу, поговорку о хлебе.
  3. Что привозили люди на осеннюю ярмарку?
  4. Назови осеннюю примету.
  5. Какие зимние забавы были у детей в старину?
  6. Расскажи о рождестве.
  7. На каких музыкальных инструментах играли  на посиделках?
  8. Чем угощали на масленицу?
  9. Назови пословицы, поговорки о птицах.
  10. Что мы называем народным фольклором?

Обработка результатов:

Ответы на вопросы:     от 1 до 4 – средний уровень

от  4 до 7 – выше среднего

от  7 до 10 - высокий

Вопросы

для диагностики социально – личностного развития детей

во второй младшей группе.

  1. У тебя есть друзья? Назови их.
  2. Что вы говорите друг другу при встрече?
  3. Ты рад  видеть своих друзей по группе?
  4. Тебе нравится играть вместе с ребятами из группы?
  5. Тебе нравится выполнять задание одному или с другом?
  6. Трудно ли тебе договорится с товарищем о совместном выполнении работы?
  7. Какие добрые слова ты можешь сказать о своем товарище, друзьях?
  8. Если у друга сломалась игрушка, ты дашь ему свою игрушку поиграть?

Обработка результатов:

Ответы на вопросы:     от 1 до 4 – средний уровень

от  4 до 6 – выше среднего

от  6 до 8 - высокий

Вопросы

для диагностики социально – личностного развития детей

в средней группе.

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Вы часто ссоритесь?
  3. Что вы говорите друг другу при встрече?
  4. Ты помогаешь своему другу в трудную минуту?
  5. В какие игры вы играете вместе?
  6. Тебе легко справится с заданием одному или с другом?
  7. Какие добрые слова ты можешь сказать о своем товарище, друзьях?
  8. Ты поделишься игрушками, сладостями с товарищем?

Обработка результатов:

Ответы на вопросы:     от 1 до 4 – средний уровень

от  4 до 6 – выше среднего

от  6 до 8 - высокий


Диагностическая карта уровня знаний

Ф.И.ребенка

вопросы

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Средне групповой %


Тест Амен, Дорки и Теммл

(детская тревожность)

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов.

Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребенку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка весёлое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка весёлое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

Далее идёт подсчет результатов. Высчитывается индекс тревожности - количество отрицательных ответов, т.е. те ответы где ребенок выбрал отрицательные лица, делится на 14 и умножается на 100%.

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.

3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

Музыкальный репертуар к фольклорным занятиям

  1. «Сорочинская ярмарка» - муз. Мусоргского
  2. «Выйду на улицу» - рус. нар. п. 4 Коробейники» - р. н. п.
  3. Частушки в грамзаписи        
  4. «Каравай» - рус. нар. п., обр. Т. Попатенко        
  5. «Калинка» - рус. нар. п.
  6. «Посею лебеду на берегу» - куб. нар. песня
  7. «Как пойду я на быструю речку» -рус. нар. п., обр. А. Попова
  8. «Над полями, да над чистыми» - рус. нар. п.
  9. «Былинные наигрыши» в обр. Д. Локшина        
  10. «Земелюшка-чернозем» - рус. нар. песня в обр. Е. Тиличеевой
  11. «Во поле береза стояла» - рус. нар. песня в обр. Н. Римского-Корсакова
  12. «Камаринская» - рус. нар. мелодия в обр. П. Чайковского
  13. «Ах, вы сени» - рус. нар. песня
  14. «Как на тоненький ледок» - р. н. п. в обр. Т. Попатенко
  15. «Колокольные звоны» - грамзапись
  16. Святочные колядки
  17. «Здравствуй, гостья зима» - рус. нар. п.        
  18. «Владимирские напевы» - рус. нар. мелодии
  19. «Блины» - рус. нар. п. в обр. А. Абрамского
  20. Свободная пляска под рус. нар.м. «Барыня»
  21. «Голоса птиц в природе» грамзапись
  22. Балалаечные наигрыши.

Список используемой литературы

  1. Аникин В. Русский фольклор. М., 1985.
  2.  Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. М., Сов. композитор, 1976.
  3. Весенние капельки. Русские народные песни для детей. М., Музыка, 1983.
  4. Времена года. Русские народные песни для детей без сопровождения. М., Музыка, 1975.
  5. Забелин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992.
  6. Ишимова А. История России в рассказах для детей. М., 1993.
  7. Как у наших у ворот. Русские народные частушки и потешки. М., 1987.
  8. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество. Детство/ Сост. В.П. Аникин. М., 1991.
  9.  Потешки, считалки, небылицы /Сост. А. Н. Мартынова. М., 1989.
  10.  Старинные русские пословицы и поговорки. М., 1984.
  11. Аникин В. П. Русская народная сказка, М: Художественная литература, 1984.
  12. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. - М.: 1991.
  13. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: 1957.
  14. Бахтин В. От былины до считалки. - Л.: 1988.
  15. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии.// ж. Дошкольное воспитание, 2004, №9, с. 47- 49.
  16. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
  17. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: 1987.
  18. Ю.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000, 224 с.
  19. Народное искусство в воспитании детей. - М.,2000.
  20.  Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  21. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов.  Ярославль, 1996.
  22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
  23. Леонтьев Д.А. Личностно – смысловые механизмы становления индивидуальности. Вып. 1. М., 1983.С. 5-6.
  24. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2000.
  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
  26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие: В 4 т. Т 1-4 М., 1999.
  27. Хухлаева О.В Ступеньки радости. М., 1998.
  28. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.